Маалот а-Тора — Что такое истинное богатство?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

331
истинное богатство
  1. Милость в глазах Творца

Тора также названа по отношению к изучающим ее «обретением милости» (יַעֲלַת חֵן – яалат хен). Благодаря тому, [что евреи изучают Тору, они обретают милость в глазах Творца, и как следствие этого] они властвуют над всеми мирами. [Ведь обретение милости дает власть], как написано: «И Йосеф обрел милость у него (т. е. у своего господина Потифара), […и тот поставил его управлять своим домом], и отдал под его власть всё, что имел» (Берешит, 39:4). Так, [мудрец Торы] выносит решение, и оно сбывается, как написано: «И то, что решишь исполнить, то сбудется у тебя» (Йов, 22:28). [В талмудическом трактате Сота (12а) приведены слова старшей сестры Моше – Мирьям, обращенные к их отцу, мудрецу Амраму: «Ты праведник, и твои решения осуществятся наверняка, ведь сказано (Йов, 22:28): «И то, что решишь исполнить, то сбудется у тебя».] И всё это потому, что он (знаток Торы) обрел милость [в глазах Творца], подобно написанному: «Также и то, о чем ты просишь, Я сделаю, ибо ты нашел милость в Моих глазах» (Шмот, 33:17). И так же благодаря этому Ноах был спасен от потопа, как написано: «А Ноах обрел милость в глазах Б-га» (Берешит, 6:8) – и весь мир был спасен. А благодаря Эстер, которая обрела милость в глазах Царя, был спасен весь народ Израиля. [В «Свитке Эстер» написано: «И было, когда увидел царь царицу Эстер, стоявшую во дворе, она обрела милость в его глазах…» (5:2). А комментаторы поясняют, что, хотя в «Свитке Эстер» имя Б-га прямо не упомянуто, но когда там написано не «царь Ахашверош», а просто «царь» (а-мелех), как в этом случае, то подразумевается также и Царь царей, который направляет все события в мире.]

И про поколение исхода тоже написано: «А Б-г дал милость народу в глазах египтян, и те давали им взаймы, и опустошили они Египет» (Шмот, 12:36) – таким образом сыны Израиля извлекли все искры святости из окружающих их оболочек духовной скверны (клипот). А также они удостаиваются всех богатств этого мира. [В Талмуде объяснено, что все золото и серебро, которое в годы всемирного голода Йосеф собрал в Египте, евреи вынесли с собой при исходе, как написано: «…и опустошили они Египет» (Псахим, 119а). А кроме того, сыны Израиля увели с собой всех египтян, в которых теплились искры святости, и в Египте не осталось ни одной такой «искры» – это тоже подразумевается в словах «…и опустошили они Египет» (см. «Эц Хаим», «Шаар а-криат Шма», 3; см. также «Маалот а-Тора», Иерусалим, 5776, с. 67/291/).]

И еще написано: «[И передал начальник темницы всех узников под управление Йосефа, и он заботился обо всем, что нужно]. А начальник темницы не видел ничего, что было в его руке (т. е. не следил ни за чем)» (Берешит, 39:22-23). [Всё это произошло благодаря тому, что Йосеф снискал милость в глазах начальника тюрьмы. Ведь в предыдущем стихе Торы говорится: «Но с Йосефом был Б-г, …и Он дал ему милость в глазах начальника темницы» (Берешит, 39:21).] Подразумевается, что высший ангел, управляющий Геиномом, не видел в нем никаких грехов, «ведь Б-г был с ним» (там же) – имеется в виду Тора, изучение которой дарует милость, и человек преуспевает в своих делах, как написано: «…и даровал ему Б-г успех во всем, что он делал» (там же).

И еще Тора избавляет от всего дурного и в этом мире, и в Будущем мире, как написано: «Когда пойдешь, (мудрость Торы) будет направлять тебя…» (Мишлей, 6:22) и написано: «Рассудок будет хранить тебя, разум – оберегать тебя, чтобы спасти тебе от дурного пути…» (там же, 2:11-12). И благодаря изучению Торы человек прилепится к Имени Б-га.

  1. Что такое истинное богатство?

Изучающий Тору называется «богачом», как написано: «Богатство и почет со мною» (Мишлей, 8:18). И написано: «[Долголетие – в ее правой руке (подразумевается мудрость Торы)], в левой – богатство и почет» (там же 3:16). И написано: «Мудрость лучше жемчужин» (8:11), а также «[У меня (это сказано от имени мудрости)] есть, что дать в наследие любящим меня, и их сокровищницы я наполню» (8:21). [И еще написано:] «Мой плод лучше золота и (даже) золота высшей пробы» (8:19). [Еще написано:] «Не сравнятся с ней (т. е. с Торой) ни золото, ни стекло, и не заменить его сосудом из золота высшей пробы» (Йов, 28:17). [И еще написано:] «Они (законы Б-га) желанней золота и (даже) золота высшей пробы» (Теилим, 19:11). [Еще написано:] «Хорош запах твоих масел…» (Шир а-Ширим, 1:3), а также «Ведь твоя любовь лучше вина» (1:2). [И еще написано: «Берите без денег] и без платы вино и молоко» (Йешаяу, 55:1). [И написано: «Мудрость построила себе дом, …] приготовила себе мяса, развела себе вино и накрыла свой стол» (Мишлей, 9:1).

[А «бедняком» в Талмуде называется человек, оставляющий изучение Торы ради благ этого мира, ведь «беден» человек бывает именно разумом (см. Недарим, 41а). И в святой книге «Зоар» тоже сказано: «Бедным человек бывает, когда у него за душой нет познаний в Торе и заповедей» (2, 93а). И еще в книге «Зоар» сказано, что подобный человек лишен всех наслаждений (2, 176б).]

На первый взгляд непонятно, почему святая Тора прославляется тем, что она лучше серебра и золота, драгоценных камней и жемчужин, и всяческих удовольствий. Ведь всё это – материальные вещи, и они не сопоставимы по своей ценности и несравнимы с Торой, ведь она вся – это имена Святого, благословен Он. [В святой книге «Зоар» сказано: «Вся Тора – это святое Имя, и нет в Торе слова, которое не было бы включено в это святое Имя» (2, 87а), а также «Вся Тора – это одно святое Имя Б-га» (3, 35б).] И уж тем более [невозможно сопоставить с ней] все утехи человека в этом материальном мире.

В связи с этим вызывает изумление мидраш о том, что [в Будущем мире] праведников венчают коронами, украшенными драгоценными камнями и жемчужинами, для них устанавливают балдахины, которые украшены золотом и драгоценностями, и ставят перед ними богато украшенные столы. А помещают их в место, где струятся ручьи, и они окружены разнообразными кустами роз и мирта. И перед ними льются рекой потоки вина, меда, масла и молока, а также бальзамового масла, как можно увидеть там в мидраше. [См. «Ялкут Шимони», Берешит 20; см. также Таанит (25а), где сказано: «…В Будущем мире тебе будет дано тринадцать рек бальзамового масла, прозрачного как реки Евфрат и Тигр, чтобы ты мог наслаждаться ими (т. е. мыться и купаться в них; Раши)».] Всё это изумляет – ведь все эти удовольствия материальны, и они не имеют отношения к наслаждениям чистой души.

Мне видится, что объяснение этому таково. Ведь известно, что всему существующему в этом мире есть аналоги в высшем мире, только там они обладают совершенством и абсолютной духовностью. У всех видов серебра, золота и драгоценных камней есть особое предназначение, и в соответствии с их ценностью и важностью в нижнем мире их аналоги представлены в высшем мире, но только в духовном выражении. И также всем наслаждениям нижнего мира существуют духовные аналоги в высшем мире. [В книге «Диврей Хефец» рава Яакова Каца процитированы эти слова рава Авраама, брата Виленского Гаона, а далее добавлено, что и «все темы, связанные с материальным миром, которые рассматриваются в Торе, проистекают от соответствующих духовных параллелей в духовном мире». И точно так же «человек, реализованный в этом мире в виде плоти, является производным от своих духовных корней в мире душ». И весь «материальный мир по отношению к духовному миру, подобен тени по отношению к тому, что эту тень производит» (см. также «Маалот а-Тора», Иерусалим, 5776, с. 166).] Поэтому-то Тора сравнивается с этими вещами. Иными словами, духовные явления и их корни в высших мирах сопоставляются с ценными предметами этого мира. И каждому праведнику дается награда, соответствующая его уровню и его добрым делам. Об этих духовных наслаждениях и сказано, что все они несравнимы с наслаждением изучающих Тору. И особенно тех, кто удостоился совершить открытия при изучении Торы – их награда превосходит всё, как об этом написано в святой книге «Зоар» [этот отрывок из книги «Зоар» (1, 4б) будет приведен далее, в гл. 34]. Благодаря их открытиям наслаждение этих знатоков Торы постоянно обновляется и увеличивается без края и предела. [Этот фрагмент книги рава Авраама, брата Гаона, перекликается с последней мишной из трактата Укцин (она также завершает и все Шесть разделов Мишны – ШаC). Там от имени раби Йеошуа бен Леви сказано: «В будущем Святой, благословен Он, наделит каждого праведника 310 мирами, как сказано (от имени самой Торы): “…чтобы передать в наследство любящих меня всё сущее (יֵשׁ – еш), и их сокровищницы я наполню” (Мишлей, 8:21)». Числовое значение слова יֵשׁ (еш), переведенного здесь как «сущее» или «существующее», равна 310. Иными словами, благо, которое душа праведника приобретает в Будущем мире, в 310 раз превосходит всё существующее в этом мире (см. Бартенура). И наслаждения, ожидающие праведников в Будущем мире, в 310 раз превосходят все наслаждения этого мира, от которых они отказались ради изучения Торы («Тиферет Исраэль»).]

Перевод и составление: рав Александр Кац

http://www.beerot.ru/?p=46384

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here