Оживление мертвых — Говорящий дух

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

446
дух

Урок девятый. «Говорящий дух»

1. Необходимо понять, что открывает нам Тора в своих первых строчках: «Вначале сотворил Б-г небо и землю. А земля была бесформенной и обрела форму, и тьма – над бездной» (1:1-2). В целом здесь названы вещи, которые существуют в мире. Есть небо и есть земля. Есть тьма и есть свет, о котором говорится в следующей строке Торы.

Но что значит, что земля «была бесформенной и обрела форму» (היתה תהו ובהו – айта тоу ва-воу)?

Рамбан поясняет, что тоу – это нечто, не имеющее формы. А воу – это первоначальная форма. Во-у – то есть «в нем это». Во-у – это уже некоторая материальная форма. [Комментируя первые строки Торы, Рамбан указывает, что словом תהו (тоу) на святом языке Торы называют «первоматерию, которая еще не облачилась в некую форму». А та «форма, в которую затем облачилась эта материя, называется на святом языке בהו (воу), и это составное слово: בו הוה (во-у) – в нем (т. е. в этом материальном обличии) – это (первоматерия)».

И подобное же объяснение приводится в святой книге «Зоар»: «Тоу – это пространство, не обладающее ни цветом, ни формой. …Но воу уже обладает образом и формой» («Зоар» 1, 16а; см. также «Сефер а-Баир» 2).]

На первый взгляд кажется, что Тора рассказывает о трансформации, которая произошла в прошлом. И может показаться, что сейчас исходного состояния уже не существует. Однако это не так. Мы всё еще не вышли из состояния «тоу». Оно всё еще есть. Именно поэтому в Торе и рассказывается, что «земля была бесформенной и обрела форму».

Всевышний вложил в человека способность к восприятию мира на уровне «тоу». А затем бесформенность «обретает форму», и эту трансформацию должен произвести человек. Каждая вещь и каждое явление могут быть восприняты в состоянии «тоу». Существует возможность воспринимать вещи на уровне их «корней», а затем их заново создавать.

2. «Тоу» – это тайна. Если бы Всевышний не открыл нам, что «земля была бесформенной» и лишь затем «обрела форму», мы бы об этом даже не подозревали.

Мир предстает перед нами уже готовым и завершенным. Но тайна заключается в том, что Вселенная никогда не утрачивает своего «корня» – своего исходного состояния. Она до сих пор существует как «тоу ва-воу».

Это то, что открывает нам Тора. Всегда – каждое мгновение и в любом месте – каждая сотворенная вещь и каждое сотворенное существо существует и на уровне «тоу», и на уровне «воу». Поэтому каждую вещь можно обнажить до корня и затем облачить в новую форму.

В этом наше предназначение. Наша работа в этом мире начинается со второго стиха Торы: «А земля была бесформенной и обрела форму». Человек получает в дар «бесформенность» и придает ей необходимую структуру и форму.

3. Человек не способен ходить по земле, когда она находится в состоянии «бесформенности».

Он не может жить в мире, который совершенно не понимает. Ему необходимо знать, где он находится и что происходит вокруг него. Если он находится среди вещей и явлений, которые не в состоянии воспринять и понять, это причиняет ему большие страдания. Человек просто теряет себя. Он не может жить в мире, который все еще остается в бесформенном состоянии.

В Торе сказано: ויהי האדם לנפש חיה (ва-йеи а-адам ле-нефеш хая) – буквально «и стал человек живой душой» (см. Берешит, 2:7). Слова «живой душой» переведены на арамейский язык как לרוח ממללא (ле-руах мемалела) – человек стал «говорящим духом». «Говорящий дух» – это и есть живая душа.

Человек получает все вещи в их исходном состоянии, которое еще не поддается определению, и облекает их в слова – называет их. Он придает им форму. Это и есть жизнь. Принимать жизненную силу, которая скрыта в том, что называется «тоу», и облекать ее в форму.

4. Руах («дух») – это глубинная связь между двумя жизненно важными органами человека: носом и ртом.

С этими двумя местами тела связано дыхание. Через нос оно входит, принося различные запахи. А через рот выходит – в том числе, в виде речи. В этих двух местах человеческого тела проявляется жизнь. Поэтому в Торе сказано: «…вдохнул в его ноздри дыхание жизни – и человек ожил».

В этих местах дыхание входит и выходит наружу. Через эти органы человек дышит, и благодаря этому обретает жизнь. А жизнь приобретает полноту, когда человек становится «говорящим духом», дающим имена и форму тому, что воспринимает.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес»


http://www.beerot.ru/?p=48444