Оживление мертвых — 6 — Хлеб и деньги

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2469
хлеб и деньги

Урок третий. Хлеб и деньги (продолжение)

7. Человек всегда к чему-то стремится.

Было бы логично предположить, что, когда он достигает желаемого, ему становится хорошо. Он обретает покой. Но обычно этого не происходит. Не бывает, чтобы человек, достигнув того, к чему стремился, обрел покой больше, чем на мгновение.

Почему же это так происходит?

Человек может трудиться долгие годы для достижения желанной цели. И вот наступает момент, когда он ее достиг. Два-три дня после этого он еще может испытывать некоторое удовлетворение. Но с того самого мгновения, когда он достигает цели, она утрачивает для него свою привлекательность.

То, что в течение длительного периода казалось ему путеводной звездой, почти сразу же по достижении этой «звезды» стремительно обессмысливается. Когда человек стремится достичь своей цели, он готов работать для этого десятки лет. Но как только он достигает желаемого, оно тут же утрачивает всю свою ценность. Даже если это самая чудесная и самая привлекательная вещь в мире.

Выясняется, что эта вещь обладала ценностью не сама по себе, а лишь потому, что человек к ней стремился. Выясняется, что вещь имеет ценность не сама по себе, а лишь благодаря тому, что человек желает ей обладать.

8. С помощью денег можно приобрести различные вещи.

В сущности, человеку нужны не деньги, а сами вещи, которые он приобретает. К ним он стремится. Вся ценность денег заключена в том, что на них можно нечто приобрести. Но сами по себе деньги ничего не стоят. Это просто куски нарезанной бумаги.

Вещи, которые он хочет приобрести, – это цель. А ценность вещи определяется тем, насколько человеку хочется ее получить. Деньги нужны только до тех пор, пока желанная вещь не оказывается у человека в руках. Если у человека есть всё, в чем он нуждается, деньги для него лишены всякой ценности.

Пока человек стремится к определенной вещи, она еще чего-то «стоит». Но как только он приобретает желаемое, эта вещь совершенно утрачивает свою «стоимость».

9. Про человека сказано: «Любящий деньги не насытится деньгами» (Коэлет, 5:9).

Так происходит потому, что любящий саму возможность приобретать еще и еще, никогда ни к чему не придет. Деньги не насыщают. Это просто возможность приобрести что-то другое.

На что же мы растрачиваем всю свою жизнь в этом мире?

Всю жизнь мы гоняемся за «деньгами» – бумажками, которые сами по себе ничего не стоят. А на эти деньги мы приобретаем вещи, которые утрачивают свою стоимость в тот самый миг, когда они оказываются у нас в руках. Так за что же мы заплатили нашей жизнью?

10. Именно об этом сказано у пророка: «Зачем вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, отдавать заработанное за то, что не насыщает?!» (см. Йешаяу, 55:2).

Вы отдаете деньги, не получая ничего взамен. Вы не насыщаетесь – ведь, как мы уже сказали, «любящий деньги, не насытится деньгами». Вся его жизнь заключена в желаниях и стремлении к различным вещам. Этим невозможно насытиться! Так «зачем вам отвешивать серебро за то, что не хлеб»?! Это всё, что может предложить этот мир: выкладывайте деньги, не получая хлеба, тяжело трудитесь, не насыщаясь.

11. В «Мегилат Эстер» рассказывается, как злодей Аман, собрав у себя своих приспешников, поведал им «о своем великом богатстве и о множестве своих сыновей, и о том, как царь возвеличил его и вознес над царскими сановниками и служителями» (Эстер, 5:11).

А затем Аман добавляет: «Но всё это для меня ничего не значит, пока я вижу, как еврей Мордехай сидит в царских воротах» (5:13).

Аман выдал абсолютную правду. Он достиг максимума: и почета, и богатства, и множества сыновей. Но всё это для него «ничего не значило»! Все это ничего не стоило в его глазах. Всё это для него как будто не существует. В момент, когда человек переключился на достижение иной цели, все, что у него уже есть, теряет ценность в его глазах.

У Амана было всё! Он был одним из трех самых богатых людей всех поколений. Но всё это несметное богатство для него «ничего не значило».

12. В этом разница между тем, что называется ра («зло»), и тем, что называется тов («добро»).

Добро обладает ценностью само по себе, а не только потому, что его хотят получить.

В псалме сказано: «Попробуйте, и вы увидите, что добр (טוֹב – тов) Б-г. Счастлив человек, полагающийся на Него» (Теилим, 34:9). То, что исходит от Всевышнего, называется «добром» – тов, потому что это хорошо само по себе. Даже если человек не стремится к этому, а желает совсем иного.

13. В этом различие между добром и злом.

В сфере «зла» человек всегда получает меньше, чем он заплатил. В сфере «добра» всё наоборот: то, что человек заплатил, – это просто ничто по сравнению с тем, что он получает.

Здесь проведена граница между жизнью и смертью. В конце концов выясняется, что если человек всю свою жизнь занимался вещами, относящимися к той стороне Дерева Познания добра и зла, которую называют «злом», тогда всё приобретенное им утрачивает свой смысл и цену. У него остаются только нереализованные желания.

Что он будет есть завтра, если он не приобрел хлеб? Представьте себе человека, который накопил на Шаббат много-много денег. Но когда приходит Шаббат, ему просто нечего с ними делать!

Представьте себе положение человека, который приготовил на Шаббат только деньги. Если он приобрел хлеб, плоды и другую пищу, которую приобретают за деньги, тогда у него, действительно, что-то заготовлено на Шаббат. Но если у него приготовлены только сами деньги, что же он будет есть?!

В том, Грядущем мире, который мудрецы сравнивают с «вечным Шаббатом», «деньги» полностью утратят смысл. Там нужно будет предъявить то, что приобретено на них в земном мире.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес».


http://www.beerot.ru/?p=40779