Шестой день
Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.
103. Не льстите и не вводите других в заблуждение лицемерием.
104. Не заводите отношений с нечестивцами и грешниками, а также с гневливыми и неумными людьми – чтобы не навести на себя позор.
Нитай из Арбелы говорил: Отдались от дурного соседа и не дружи с нечестивцем (Пиркей авот 1:7).
105. Не рассчитывайте прослыть умниками, споря с мудрецами, – у вас от этого ума не прибавится.
106. Не придирайтесь к людям по мелочам, чтобы из-за пустяков не нажить себе ненавистников.
107. Не стремитесь узнать чужие секреты и то, что от вас скрывают.
Рош предостерегает от излишнего любопытства, и уж тем более от связанных с этим действий. Например, не следует открывать без разрешения чужие конверты и даже просматривать незапечатанное письмо. И не следует расспрашивать ребенка о делах его родителей, ведь по наивности он может рассказать то, что они скрывают – а это в свою очередь может привести к гневу родителей на него и даже к побоям (Орхот хаим, Махон Тосафот Йом-Тов).
108. Не делайте скрытно того, что постеснялись бы сделать в открытую, и не говорите: «Кто меня увидит?»
Вдумайся в три вещи и ты не дойдешь до греха: знай, что над тобой – око всевидящее и ухо всеслышащее, и все твои дела записываются в книгу (Пиркей авот2:1).
Лавка открыта, и Владелец отпускает в долг. Долговая книга распахнута, и рука записывает [долги] (там же 3:16) – как хозяин лавки записывает каждый грош, который ему должны, так и в высших мирах записывается каждое прегрешение, совершенное человеком на земле (Раши).
Ученики спросили у раби Йоханана бен Заккая, почему закон Торы наказывает вора строже, чем грабителя (ведь вор должен возвратить двойную стоимость украденного)? Раби Йоханан объяснил: Грабитель, который крадет открыто, не боится ни раба, ни Хозяина (т.е. он не боится людей так же, как не боится Творца). Но вор, крадущий тайно, боится раба больше, чем Хозяина (т.е. боится людей, но не боится Творца) – он поступает так, будто глаза Небес не видят, а уши Небес не слышат (ВТ, Бава кама 79б, Раши).
Основа Б-гобоязненности – знать, что Творец всё видит и всё «записывает» (р. М. Штернбух).
109. Не держите зла на того, кто пришёл просить у вас прощения – независимо от того, искренен он или нет.
Ведь сам факт, что он пришел попросить прощения, очень важен. И даже если его версия случившегося неверна, все равно прими его извинения и прости (р. М. Штернбух).
Хотя бы так!
Когда ученики навестили раби Йоханана бен Заккая незадолго перед его смертью и попросили у него благословение, он сказал: «Да будет угодно Творцу, чтобы вы трепетали перед Ним, как трепещите перед человеком из плоти и крови». Ученики спросили «Всего-то?!» Сказал им: «Дай вам Б-г, чтобы вы достигли хотя бы этого уровня – ведь, когда человек собирается согрешить, он стремится не попасть никому на глаза» (ВТ, Брахот 28б). И если бы люди боялись Творца так же, как они боятся других людей, они бы воздерживались от многих нечестивых поступков (Раши).
Око Небес
Однажды, когда рав Зундель Салант путешествовал по своим торговым делам, возница остановил повозку у обочины и, спустившись в поле, начал набивать мешок колосьями сжатого урожая. Рав Зундель внезапно закричал: «Видят! Видят!». Возница поспешил вывалить из мешка награбленное, вскочил на повозку и погнал лошадей. Но чуть отъехав и оглянвшись, он увидел, что вокруг совершенно пусто и никто их не преследует. «Ты что меня одурачил?!» – рассердился возница. «На самом деле есть Глаз, который все видит, – сказал рав Зундель. – Это око Небес» (Тнуат а-мусар 1, 6).
110. Не полагайтесь на подарки людей, но трудитесь, чтобы заработать на пропитание.
Люби труд (Пиркей авот 1:10), и не говори: «Я важный человек», ведь тот, кто сам зарабатывает на свое пропитание, не скатится к грабежу (Раши).
Рабан Гамлиэль, сын раби Йеуды а-Наси, говорил: Хорошо, когда изучение Торы сочетается с работой ради пропитания, ведь такой двойной труд защищает от греха. Но если изучение Торы не сочетается с работой, то в конце концов оно будет прервано и повлечет за собой грех (Пиркей авот 2:2).
Раби Йеуда говорил: Тот, кто не обучает своего сына ремеслу, как будто обучает его разбою (ВТ, Кидушин 29а) – ведь, поскольку у него не будет, чем прокормиться, он выйдет на большую дорогу и начнет грабить людей (Раши).
Сказано: «Пусть не отходит эта книга Торы от твоих уст, и занимайся ею днем и ночью» (Йеошуа 1:8). Раби Ишмаэль задает вопрос: Неужели можно понять это буквально? Но ведь в самой Торе сказано (Дварим 11:14): «И соберешь ты свой урожай…». А значит, изучение Торы следует сочетать с работой и ремеслом.
Ему возражает раби Шимон бар Йохай: «Если человеку придется пахать в пору пахоты и сеять в пору сева, и жать в пору жатвы, и молотить в пору молотьбы, и веять в пору ветров, – что станет с Торой?! Но если народ Израиля будет следовать воле Б-га, то вся необходимая работа будет выполняться другими, как сказано: «И придут иноземцы и будут пасти ваших овец, и станут чужеземцы вашими земледельцами и вашими виноградарями» (Йешая 61:5). Однако если народ Израиля отклонится от воли Б-га, ему самому придется не только выполнять всю свою работу, но и трудиться на других, как написано (Дварим 28:47-48): «За то, что не служил ты Б-гу…, будешь служить своему врагу, которого Б-г нашлет на тебя».
Сказал Абайе: Многие поступали, как раби Ишмаэль – и преуспели. А многие поступали, как раби Шимон бар Йохай, – и не преуспели (ВТ, Брахот 35б).
Каждый знаток Торы должен сделать изучение Торы своим основным занятием, а заработок – второстепенным. Пусть он все время занимается Торой, не отвлекаясь ни на какие пустые дела, но зарабатывать на пропитание своей семье он обязан, ведь «хорошо, когда изучение Торы сочетается с работой ради пропитания…». Пусть его сердце всегда будет занято Торой и пусть после окончания работы он немедленно возвращается в Дом Учения – у такого знатока Торы слова учения будут совпадать с делом (Рош, Тшувот 15:8).
Но единицы могут заниматься только Торой, и Творец, безусловно, обеспечит их пропитанием (именно поэтому в Талмуде сказано «многие поступали, как раби Шимон бар Йохай, и не преуспели» – именно «многие»). И уж тем более, обязанность заниматься ремеслом не относится к тем знатокам Торы, у которых уже есть люди, желающие обеспечивать их потребности ради того, чтобы они могли заниматься только Торой, – и доказательством служит соглашение между коленами Звулуна и Иссахара (Мишна брура 156:1, Беур алаха, «Софа бетела»).
Согласно этому пониманию, человек не только имеет право принимать деньги благотворительности и подарки ради того, чтобы иметь возможность изучать Тору, – но и обязан так поступать. И он может также брать из денег благотворительности на пропитание и обеспечение всем необходимым жены и детей, зависящих от него. И нет большего освящения Имени Б-га и большего почитания Торы, чем готовность принизить себя и жить на деньги благотворительности ради того, чтобы серьезно изучать Тору (р. М. Файнштейн, Игрот Моше, Йорэ деа 4:36/3/). И тем более, в наше время, когда большинство людей находится на таком духовном уровне, что они не способны одновременно и углубленно изучать Тору, и зарабатывать на жизнь, – и поэтому разрешено принимать вознаграждение за раввинскую деятельность и за изучение Торы (там же Орах хаим 2:111). Ведь многие мудрецы обязывали обучать детей ремеслам именно потому, что в эпоху Мишны и Талмуда было запрещено принимать вознаграждение за преподавание Устной Торы (ВТ, Недарим 37а). Но в последующих поколениях, когда преподавание за вознаграждение стало общераспространенным обычаем, необходимость в изучении ремесел ради заработка отпала, ведь отец, который обучает сына Торе, обучает его тем самым и профессии. Если сын достигнет в познании Торы высокого уровня, он сможет преподавать другим или стать раввином общины, что даст ему возможность достойного заработка (Йорэ деа 4:36/11/). И лишь те молодые люди, которые не достигли успеха при изучении Торы – из-за недостатка способностей или лени, а также и по другим причинам, – могут изучать ремесла, которые им подходят, даже если обучение этой профессии потребует длительного времени. И если они способны изучать медицину или инженерное дело, это тоже разрешено – но только при условии, что им не придется использовать для этого книги, отрицающие основы веры, или заниматься в смешенных группах, где юноши и девушки находятся вместе (там же 4:36/16/). Ведь если уж такой юноша не сумел приобрести непреодолимую тягу к Торе в хедере иешиве, существует реальная опасность, что, оказавшись среди светских евреев, а также неевреев и неевреек, он за короткое время уступит их влиянию и, не дай Б-г, отдалится от Торы и от еврейства (там же /1/).
«Не полагайтесь на подарки людей, но трудитесь, чтобы заработать на пропитание» – вероятно, имеется в виду бездельник, который не изучает Тору и не работает, полагаясь на то, что его прокормят. Но если человек удостоился профессионально заниматься изучением Торы, то нет дела более важного для него и для всего мира (р. М. Штернбух).
Черные стены
Раби Йеошуа бен Хананья был великим знатоком Торы. Многие законы, зафиксированные в Мишне и Талмуде, переданы от его имени. Не менее глубоко он изучил тайные разделы Торы. Кроме того, он владел многими иностранными языками и обладал обширными познаниями в математике и астрономии. Но на жизнь он зарабатывал ремеслом угольщика (а по другой версии, кузнеца) – стены его дома были черными от копоти и угольной пыли. При этом он жил в крайней бедности, так как основное время посвящал изучению и преподаванию Торы. И даже став одним из глав Санэдрина в Явне, раби Йеошуа по-прежнему кормился своим ремеслом (ВТ, Брахот 28а).
«Во время деловых операций»
Уже в восемнадцать лет рав Авраам из польского города Данцига (Гданьска) получил раввинское звание, дающее право судить и наставлять закону. Однако, не желая извлекать прибыль из своих познаний в Торе, он отказался от предлагаемых ему раввинских должностей и занялся коммерцией. Он вел успешную торговлю в Лейпциге и Франкфурте, не прерывая углубленного изучения Торы: по его собственному признанию, он размышлял о проблемах, связанных с изучением Торы, «отправляясь в дальние переезды и сидя в своем магазине, …и даже во время деловых операций» (Хохмат адам, Акдама).
Около двух десятилетий он был даяном (судьей) и законоучителм в Вильно (итогом этой работы стал один из самых авторитетных законодательных кодексов Хаей адам – «Жизнь человека») – и всё это время он решительно отказывался получать вознаграждение за свой труд судьи.
Торговый Дом рава Замбы
Когда выдающийся законоучитель рав Менахем Замба оказался перед диллемой, каким путем прокормить семью – вступить в торговое дело тестя или принять на себя обязанности городского раввина, он предпочел коммерцию, мотивировав это так: «В руководстве магазином мне смогут помочь жена и дети, а раввинские обязанности мне бы пришлось выполнять самому, отнимая слишком много времени от занятий Торой».
Евреи Варшавы говорили, что, когда рав Замба вынужден сидеть в своем магазине, то в перерыве между двумя клиентами, он успевает изучить сложный фрагмент Талмуда. Услышав эту молву, рав Замба с улыбкой поправил: «Это совершенно неверно. Наоборот, между двумя фрагментами Талмуда я успеваю принять одного клиента» (Гдолей а-дорот).
Маляр со стажем
Рав Аарон Немировский был преподавателем иерусалимской ешивы Двар Йерушалаим, где он работал вместе с равом Ицхаком Зильбером. В течение сорока пяти лет он был учеником ведущего законоучителя поколения рава Й.-Ш. Эльяшива.
При этом рав Немировский обеспечивал свою семью трудом маляра. Три-четыре часа в день он выполнял заказы, а остальное время изучал Тору и преподавал. «Не нужно тратить на ремесло чересчур много времени, – пояснял он, – лишь столько, чтобы заработать на жизнь. А остальное время можно со спокойной головой посвятить Торе» (Хаяль ба-цва Ашемо с. 31).
111. Не цените имущество больше жизни – в частности, не уклоняйтесь от податей (ведь вас могут разоблачить и подвергнуть тюремному заключению) и не отправлятесь в путь в одиночку (в надежде хорошо заработать).
Не уклоняйтесь от налогов, чтобы вас не схватили и не отобрали всё, что у вас есть (ВТ, Псахим 112б).
Раби Ханина бен Хахинай говорил: …Одиноко идущий по дороге подвергает опасности свою жизнь (Пиркей авот 3:4).
«Не отправляйтесь в путь в одиночку» – имеется в виду лишь опасный путь (р. М. Штернбух).