Четвертый день (продолжение)
Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.
63. Не разговаривайте высокомерно и не проявляйте наглости – ведь это помешает вам проникнуться трепетом перед Б-гом.
64. Не отвечайте оскорбляющим и позорящим вас, но положите руку на свои уста и смолчите, чтобы в сердце не разгорелось пламя вражды.
Каждый, кто слышит, как его проклинают, и молчит, называется благочестивым. Так, царь Давид услышал, как его проклинал Шими бен Гера, и смолчал, и поэтому он назван благочестивым (Мидраш Шохер тов 16).
Если бы Каин поступил по совету Роша: «Положите руку на свои уста и смолчите, чтобы в сердце не разгорелось пламя вражды», – он бы не убил своего брата Эвеля, Это чудесный совет, и именно об этом сказали мудрецы Талмуда (ВТ, Хулин 89а): «Мир существует только в заслугу тех, кто сдерживает себя в минуту ссоры» (р. Симха-Зисл – Саба из Келма).
«Верно, Бог повелел ему: «Брани Давида!»
В дни мятежа, поднятого Авшаломом, царь Давид был вынужден бежать вместе со своими сторонниками из Иерусалима. На пути один из врагов Давида – Шими – стал бросать в него камни, крича: «Убирайся, убирайся вон, убийца и распутник! Обратил Б-г против тебя всю кровь дома Шауля, вместо которого ты стал царствовать. И передал Б-г царство в руки Авшалома, твоего сына. И вот, ты в беде, ведь ты – убийца».
Один из приближенных сказал Давиду: «Зачем этот мертвый пес бранит моего господина царя?! Позволь я пойду и сниму с него голову». Но Давид ответил: «Пусть бранит. Верно, Б-г повелел ему: «Брани Давида!» …Может быть, Б-г увидит мое унижение и воздаст мне добром за его нынешнее злословие» (Шмуэль 2, 5-12).
В мидраше по этому поводу говорится: «Каждый, кто слышит, как его проклинают, и молчит, хотя в его силах ответить и отомстить, становится как бы подобным Самому Б-гу. Ведь Творец тоже слышит, как народы мира поносят Его у Него на глазах, и Он может истребить их в одно мгновение – и молчит. Так и Давид – слышал, как его проклинают, и смолчал» (Шохер тов 86:2).
А в кабалистической книге Зоар объяснено: за то, что Давид ни слова не ответил на оскорбления, все его грехи были прощены (Зоар 2, 107б).
«Пусть евреи немного повеселятся»
Рав Зундель из Саланта никогда не носил раввинскую одежду – он одевался как простолюдин, и его часто принимали за извозчика или бедного ремесленника, а то и за нищего.
Однажды он путешествовал на подводе с компанией еврейских купцов из города Мемель (Клайпеда). По одежде они приняли рава Зунделя за нищего, переходящего из города в город, – и, чтобы скоротать время, всю дорогу подшучивали над ним.
Ночью на постоялом дворе разгоряченные вином купцы разыскали этого «нищего», уснувшего на лавке в углу, и, желая поразвлечься, стали дергать его за пейсы и бороду. Они даже подожгли свечой край его бороды. Рав Зундель проснулся, но не открывал глаз, сказав себе: «Пусть евреи немного повеселятся – от меня не убудет!»
Спустя некоторое время он посетил Мемель, чтобы навестить там одного известного раввина, и все евреи города устроили ему торжественную встречу. Мемельские купцы узнали его и поспешили прийти с извинениями: «Простите нас, наш наставник и учитель, мы же не знали, что это – Вы…». «В моем сердце, Боже упаси, нет никакой обиды на вас, – ответил он. – Я ведь тогда и сам был рад доставить вам несколько приятных минут. Но на будущее, пожалуйста, относитесь бережнее к достоинству бедного человека» (Тнуат а-мусар 1, 7; Сарей а-меа 2, 30).
65. Не вмешивайтесь в чужую ссору, ведь в конце концов спорящие помирятся, а на вас останется отпечаток гнева.
66. Не проявляйте гордыни и будьте кротки, как прах земли, которую все топчут.
Будь очень и очень кроток, ведь в будущем человека ожидают могильные черви (Пиркей авот 4:4). Если человек доброжелателен, скромен и кроток – он из учеников нашего праотца Авраама (там же 5:19).
Письмо от сестры
В течение нескольких десятилетий рав Моше Файнштейн был ведущим законоучителем и духовным лидером евреев Америки. Но он сам, казалось, совершенно не замечал своего величия. Заслышав, как мальчишки на улице окликают друг друга «Моше! Моше!», престарелый раввин немедленно оборачивался и смотрел, не его ли они зовут. А однажды, когда сопровождающему его ученику необходимо было что-то записать – а писать на весу было неудобно, рав Файнштейн тут же подставил свою спину, чтобы молодому человеку было удобнее писать (со слов р. Й. Амселя).
Рав Файнштейн начинал свой рабочий день в четыре часа утра и заканчивал поздней ночью. Помимо часов, отведенных для приема посетителей, он старался ответить также на все телефонные звонки – хотя его домашний телефон не умолкал, даже поздно ночью. С равной доброжелательностью и терпением рав Моше отвечал на сложнейшие вопросы знаменитых раввинов, обращавшихся к нему с других континентов, и на звонок женщины в канун Субботы, спрашивающей, в котором часу следует зажечь субботние свечи.
Одна соседка на протяжении двадцати лет приходила на прием к нему, чтобы он перевел для нее с русского языка очередное письмо, полученное ею от сестры, живущей в Советском Союзе (когда-то, в конце тридцатых годов, рав Моше сумел вырваться из сталинского Советского Союза, и он достаточно хорошо владел русским).
Другая пожилая женщина звонила ему по нескольку раз в день, задавая алахические вопросы, на которые, как правило, мог бы ответить любой начинающий студент ешивы. Порой она перезванивала только для того, чтобы удостовериться, правильно ли она поняла его ответ, полученный в ходе предыдущего разговора. Однажды кто-то из близких к нему людей попытался взять трубку, чтобы разъяснить женщине, что она попусту тратит драгоценное время главы поколения. Рав Моше решительно не допустил этого, объяснив: «Женщина сомневается и тревожится, правильно ли она выполняет требования Торы. Она не может себя вести по-другому!» (Маасей авотейну, Дварим, Ки таво).
«Ну, Ицхак, благослови!»
В ту Субботу в подмосковной ешиве Торат Хаим был почетный гость из Израиля – рав Ицхак Зильбер. В конце трапезы глава ешивы рав М. Лебель решил поручить произнесение зимуна перед Биркат а-мазон молодому ученику из Тбилиси по имени Ицхак Элияшев.
«Ну, Ицхак, благослови!» – обратился он к юноше.
К своему изумлению он услышал, как рав Ицхак Зильбер начал благословлять.
И хотя к таким уважаемым мудрецам, как он, обращаются обычно со словами квод а-рав (уважаемый раввин) или рабейну (наш наставник), рав Ицхак принял обращение просто по имени на свой счет.