Агадот — Муж и жена — материя и форма

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

3026
форма

Правила понимания высказываний мудрецов. Глава 4

1. «И возревновали к Моше в стане» — каждый ревновал к Моше свою жену

Приведем еще один отрывок из книг Маараля, обсуждающий вопрос материи и формы.

Мудрецы сказали (Моэд Катан, 18б, основано на стихе Теилим, 106:16): «”И возревновали к Моше в стане” — это означает, что каждый ревновал свою жену к Моше, как сказано (Бемидбар, 16:4): “и услышал Моше, и пал ниц” — какой слух услышал Моше? Что его подозревают в связи с чужой женой». Если рассматривать простой смысл этого высказывания, оно вызывает великое изумление. Как можно было даже подумать о том, чтобы подозревать Моше в нарушении запрета интимных отношений с замужней женщиной?! Наш учитель Моше отказался даже от отношений со своей женой. Наоборот, претензия, которую предъявила его сестра Мирьям, была связана именно с тем, что он отдалился от своей жены. Об этом сказано (Бемидбар, 12:1): «И оговаривали Мирьям и Аарон Моше за жену кушиянку, которую он взял». И комментарий Раши объясняет это: «Они обсуждали их развод». Если так, как мог каждый подозревать Моше в прелюбодеянии?

2. Муж и жена — материя и форма

Маараль объясняет («Беер а-Гола», колодезь пятый), что отношение жены к мужу — это отношение материи к форме. Женщина — это материя, а мужчина, ее муж, — это форма. Муж должен направлять свою жену и давать ей указания, каким образом вести дом. Муж определяет внутреннее содержание дома, а жена ведет дом по духу и по желанию мужа, в соответствии с его взглядами. Мудрецы сказали об этом (приведено в «Ялкут Шимони», Шофтим, 42): «Только та женщина праведна, которая выполняет волю своего мужа». А каждый мужчина должен управлять своим домом. В поколении Моше, который правил народом Израиля и наставлял его, мужчины почувствовали, что они теряют главенство и контроль над своими домами — ведь все делалось по инструкциям нашего наставника Моше.

Для того чтобы проиллюстрировать это, возьмем современную семью, живущую по Торе. Каждый важный вопрос, с которым сталкивается эта семья, решается с помощью одного из больших знатоков Торы (с которым они советуются). Если жена скажет своему мужу: «Я не буду тебя слушать. Лучше я сама пойду и спрошу этого человека, как следует поступить», то при таком сценарии муж теряет контроль над своим домом.

В действительности чрезвычайно важно всегда спрашивать мудрецов Торы, как следует себя правильно вести. Но спрашивать должен муж, и он должен передавать своей жене ответ на заданный вопрос, и объяснять ей, как следует поступать в соответствии с напутствиями мудреца Торы.

Но в дни нашего наставника Моше, который передал Тору народу Израиля и который постоянно направлял и обучал его, сам Моше придавал жизни народа содержание. Поэтому он являлся «формой» всего народа. Из-за этого каждый мужчина в народе Израиля почувствовал, что он теряет позицию как глава и «форма» своей семьи и своей жены.

Теперь становится понятно, что подразумевали мудрецы, когда сказали, что мужья возревновали своих жен к Моше. Это означает, что каждый мужчина почувствовал, что Моше конкурирует с ним в управлении его домом. Он как будто вмешивается в его отношения с женой. Это подобно тому, что сказано о Реувене (Берешит, 35:22): «И пошел Реувен и лег с Билой, наложницей отца своего». Комментарий Раши объясняет: «За то, что он запутал отцовское ложе, Писание вменяет ему, как если бы он лег с ней. Почему же он запутал и нарушил его постель? Из-за того, что, когда умерла Рахель, Яаков взял свое ложе, неизменно стоявшее в шатре Рахели и ни в каком другом шатре, и перенес его в шатер Билы. Тогда Реувен решил вступиться за свою мать. Он сказал: “Если сестра моей матери была ей соперницей [женой моего отца вместе с моей матерью, неужели] рабыне сестры моей матери быть соперницей при матери моей?” Поэтому он расстроил [отцовское ложе]» (Шаббат 55б).

То есть, из-за того, что Реувен вмешался в интимные дела своего отца Якова, поступив вопреки его желанию, и попытался узурпировать отцовскую власть, Писание рассматривает это, как будто он лег с Билой. Подобный эффект испытал народ Израиля в пустыне: из-за того, что Моше был наставником всего народа, он влиял также и на женщин, и тем самым как бы вмешался в интимные отношения между супругами. Из-за того, что Моше властвовал и над женщинами, написано, что все мужчины ревновали Моше к своим женам.

3. Почему Моше женился на мидьянке, дочери Итро?

В свете сказанного необходимо понять, почему еврейские мужчины подверглись критике за то, что видели в Моше конкурента в управлении своим домом. Ответ на этот вопрос прояснится, когда мы разберем еще одну тему: почему Моше женился на Ципоре, дочери мидьянитянина Итро, вместо того, чтобы взять в жены одну из дочерей Израиля. Ведь именно так поступил его брат Аарон, который женился на Элишеве, дочери Аминадава, из клана правителей.

Маараль объясняет, что Моше был равноценен всему народу Израиля. Это означает, что, будучи наставником и вождем всего народа, именно он придал этому народу «форму». У каждого человека есть его собственная «форма» — его собственная задача в служении Творцу. Эта задача определяет, каким образом он строит и ведет свою семью, и в соответствии с этой задачей Всевышний дает ему жену — «помощницу кенегдо» (по Берешит, 2:18). «Слово кенегдо (כְּנֶגְדּוֹ) означает “похожую на него”, “равную ему”». Он получает жену, которая подходит ему для выполнения той задачи и той роли, которые избраны лично для него. Поэтому наш наставник Моше, которой являлся общей «формой» для всего народа Израиля, не мог найти себе пару среди дочерей Израиля. «Ведь невозможно, чтобы одна женщина из всего коллектива, которая является всего лишь одной деталью народа, стала помощницей того, кто равен всему обществу. Между ними не может быть никакой связи и никого равенства — ибо как одна частность может уподобиться и сравниться с тем, кто – как все общество?!»

«Но, когда он женился на дочери Итро, хоть дочь Итро и не была возвышена больше, чем дочери Израиля, тем не менее можно сказать “сделаю ему помощь, похожую на него”. Ибо Моше произошел из народа Израиля, а Итро — из других народов. Израиль и народы — это разные общества, объединяющие людей. В этом случае можно сказать “сделаю ему помощь, похожую на него”». Подобно тому, как Моше был главой народа Израиля и удостоился передать им Тору, Итро был избранным из народов мира и удостоился дойти до истинной веры во Всевышнего. Он также удостоился того, что одна из глав Торы была передана народу Израиля с его помощью. Нет никаких сомнений, что его дочь Ципора получила в его доме надлежащее воспитание. Поэтому она могла стать помощницей для нашего наставника Моше. В любом случае Моше не мог взять в жены одну из дочерей Израиля, так как являлся «формой» для всего народа Израиля.

4. Моше — это общая «форма» для всего народа Израиля

В свете этого сыны Израиля должны были понять, что Моше не пытается оспаривать их главенство в семье. Ведь он является общей «формой» всего народа и не связан с индивидуальной формой каждого человека. «В действительности он является отделенной формой, не соединенной с тем, чему она придает форму. Он — отстраненная форма». Каждый сын народа Израиля является главой своей семьи. Он определяет направление и форму того, что происходит в его семье. С другой стороны, Моше — это общая форма, он ведет и управляет всем народом Израиля.

Они должны были понять и признать, что Моше настолько отделен от всех остальных и возвышен над ними, что он вовсе не представляет конкуренции для них. Ведь соперничество возможно только между людьми, близкими друг к другу по уровню или по значимости. Но тот, кто значительно превышает других и является лидером поколения, конечно же, не станет соревноваться с обыкновенным человеком. Получается, когда сыны Израиля думали, что Моше является их конкурентом, который придает «форму» их семье, они тем самым преуменьшили Моше до своего уровня. «И думая, что Моше не отличается от них по уровню, они совершили большой грех».

Продолжение следует

Перевод — рав Берл Набутовский

 


http://www.beerot.ru/?p=39708