Агадот — понимание разумом и понимание сердцем

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1692
понимание

Глава 4

1. Почему в последних поколениях объяснение агадот раскрылось больше, чем в ранних поколениях?

Как объяснили нам Рамбам и Рамхаль (см. «Беерот Ицхак» №166 и №167), мудрецы специально завуалировали и спрятали тайны Торы, записав их в виде намеков и аллегорий. Тем не менее, мы видим, что в последних поколениях появились комментаторы, великие светочи и знатоки Торы, которые стали объяснили некоторые высказывания мудрецов, и раскрыли кроющиеся в них глубокие тайны. В числе этих комментаторов — Маараль (рав Йеуда Лейб бен Бецалель из Праги, 1520 – 1609), Мааршо (рав Шмуэль Элиэзер бен Йеуда а-Леви Эйдельс из Кракова, 1555 – 1632), Рамхаль (рав Моше Хаим бен Яаков Хай Луццато из Падуа, 1707 – 1747), А-Гро (рав Элияу бен Шломо Залман Крамер из Вильно, 1720 – 1797), и многие другие. Однако комментаторы более древних времен почти не оставили нам объяснений агадот. Исключением является Рашба (рав Шломо бен Адерет из Барселоны, 1235 – 1310), который, впрочем, оставил совсем немного материала, связанного с агадот. [В противоположность этому, до нас дошел огромный и богатейший объём его работ, связанных с алахической частью Торы.] Получается, что с течением поколений, вместе со снижением общего духовного уровня, все больше и больше раскрываются сокровища, оставленные нам мудрецами в агадот. Это вызывает удивление, ведь на первый взгляд, чем ниже скатываются поколения, тем больше растет необходимость скрыть от них сокровенные тайны мудрецов.

2. Ранние поколения верили в величие мудрецов, и не было необходимости раскрывать им тайны

Наши наставники передали нам, что, в действительности, постоянное падение поколений — это и есть причина, по которой стали раскрываться тайны мудрецов. Она состоит из двух факторов.

Первый из них — это то, что люди более ранних поколений обладали более полной верой в мудрецов, и более ясно осознавали их величие. Если они не понимали глубину их высказываний, то реагировали на это так, как описывал Рамбам. Они осознавали, что непонимание возникает из-за низкого уровня изучающего текст, а не из-за ограниченности умственных способностей или нехватки знаний мудрецов, не дай Б-г. Это осознание прочно вошло в сердца и умы изучающих Тору тех поколений. Поэтому, не возникало опасности, что они начнут насмехаться над словами мудрецов. Что касается людей более поздних поколений, их вера находится на более низком уровне. И несмотря на то, что они осознают собственное скудоумие, гордыня и дерзость приводят их к пренебрежению словами мудрецов. Из-за этого Всевышний предоставил некоторым великим светочам Торы возможность объяснить истинный смысл, скрытый в некоторых агадот.

3. Древние понимали сердцем — глубина восприятия

Второй фактор, из-за которого в наше время раскрылись тайны мудрецов, заключается в том, что у людей ранних поколение были более ясные и чистые сердца, чем у людей более поздних поколений. И поэтому среди них были отдельные личности, которые, в чистоте сердца своего, понимали намеки мудрецов. Об этом сказали мудрецы (мишна Хагига, 2:1): «не изучают… маасе брешит [тайны сотворения мира] с двумя учениками, а маасе меркава [сокровенные тайны Б-жественного правления не изучают даже] с одним учеником, если он не мудрец, который способен понять самостоятельно». Талмуд поясняет это (Хагига, 13а): «Но ему передают некоторые основы». Требуется разъяснить смысл этого высказывания, так как само по себе оно непонятно: если речь идет об умном человеке, который сам все понимает, зачем «передавать ему основы»? Если же он не понимает всё сам, что он сможет уяснить, после того, как ему «передадут основы»? Рав Элияу Элиэзер Деслер объясняет, что в Мишне идет речь о «мудрых сердцем», [как, например, написано в Шмот (31:6): «в сердце всякого мудрого сердцем вложил Я мудрость», и во многих других местах]. «Мудрый сердцем» — это тот, кто благодаря чистоте своего сердца, сам понимает глубокий и сокровенный смысл слов Торы. Есть поговорка «самый лучший комментарий Торы — это сам человек» [разумеется, только при условии, что он получил от своих учителей основы, необходимые для понимания Торы, обрел опыт изучения её, и благодаря этому достиг определенного уровня чистоты сердца]. Чем большего совершенства достигает человек, тем лучше он понимает Тору, и тем больше чувствует, что ход его собственных мыслей соответствует образу мышления Торы. Поэтому, мудрецу с чистым сердцем достаточно передать только некоторые намеки, «основы», чтобы он, благодаря чистоте сердца, сам понял глубоко скрытые тайны.

4. Понимание людей поздних поколений — поверхностное восприятие интеллекта

С течением поколений чистота сердца постоянно теряется. Поэтому уже невозможно понять глубокий смысл слов мудрецов посредством «понимания сердцем». Из-за этого Всевышний сделал так, что появились великие светочи Торы, которые объяснили нам смысл слов мудрецов так, чтобы их мог уяснить разум. Это для того, чтобы даже люди этих опустившихся поколений (в том числе, нашего поколения), смогли бы, если испытают озарение, извлечь хоть какую-нибудь пользу от великого света, таящегося в словах мудрецов.

По сравнению с людьми предыдущих поколений, которые постигали Тору всем сердцем, наше интеллектуальное восприятие — это окольный и поверхностный путь к её пониманию. Агадот оперируют чрезвычайно деликатными духовными понятиями. Из-за их глубины и чистоты, их можно уяснить только на очень глубоком уровне — на уровне понимания сердца. Сухое и холодное интеллектуальное восприятие, не сопровождаемое чувствами и ощущениями сердца, способно охватить идеи только на внешнем, поверхностном уровне.

5. Для обретения глубокого понимания Талмуда, необходимо прочувствовать его сердцем

Пример того, что в процессе изучения Торы должны участвовать также чувства и эмоции, можно обнаружить при изучении Талмуда. Возьмем человека, который никогда не занимался изучением Талмуда, но одаренного выдающимися интеллектуальными способностями, хорошо знакомого с такими науками как математика, физика и химия. Принятый в ешиве ход мысли ему незнаком и непривычен. Он не воспринимает такую учебу, и не живет ею. Даже если ему объяснят наиболее логическим способом тонкие различия между понятиями, которые приводят в своих книгах рав Хаим из Бриска (рав Хаим бен Йосеф Бер а-Леви Соловейчик, Воложин, 1853 – 1918) и рав Шимон Шкоп (рав Шимон Йеуда а-Коэн Шкоп, Гродно, 1860 – 1939) и т. п., он не сможет понять их до конца, и не воспримет их глубину. Ибо для того, чтобы понять их с должной ясностью, мало иметь компьютер, называемый «разум». Для этого также требуется обладать сердцем — внутренним содержанием. Это сердце должно жить Торой, и быть привычным к её деликатным и глубоким идеям. Из-за того, что этот человек в своей повседневной жизни далек от опыта изучающих Тору, которые полностью погружаются в учебу, у него нет душевных сил и инструментов полноценно воспринять глубокие идеи Торы.

Если так обстоит дело с изучением частей Талмуда, связанных с практическим законом — алахой, которые по своей сути доступны для тех, кто их изучает, то до какой степени сказанное относится к агадот! Ведь они посвящены скрытой внутренней части Торы, которая передана сердцу. Мудрецы специально скрыли их истинный смысл, и они по определению не поддаются чисто интеллектуальному восприятию. Поэтому вполне возможно, что даже после того, как этим высказываниям было дано логическое объяснение, они останутся скрытыми от нас. Ведь для того, чтобы обрести их истинное понимание, требуется восприятие сокровенного, восприятие сердца. Тем не менее, можно надеяться, что благодаря интеллектуальному пониманию, эти идеи в конце концов хотя бы в минимальной степени проникнут в сердце, и появится понимание сокровенного. Так говорил рав Деслер.

Из этого следует, что именно из-за постоянного духовного падения поколений, из-за того, что сердца закрыты и далеки от чистоты, Всевышний позволил светочам Торы раскрыть и объяснить тайны и аллегории мудрецов. Интеллектуальное понимание было дано с тем, чтобы у слов мудрецов появился хоть какой-нибудь шанс проникнуть в глубины наших сердец, и вознести нас.

Перевод — рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=37522