Агадот — Царь-машиах (Бедняк, едущий на осле)

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1594
царь-машиах

Правила понимания высказываний мудрецов. Глава 3

1. Царь-машиах приедет на стоцветном осле

Для того, чтобы дать более полное объяснение вопросу об осле, на котором приедет машиах, приведем здесь слова Маараля из книги «Нецах Исраэль» (гл. 40, где он объясняет слова мудрецов в трактате Санедрин, 98а). «Царь Швор сказал Шмуэлю: “Вы утверждаете, что машиах приедет на осле. Я пришлю ему красивого, расчесанного скакуна, который есть у меня!” Комментарий Раши поясняет, что ехать на осле — это унизительно для машиаха. Поэтому царь Швор в качестве издевки предложил ему коня. Шмуэль ответил ему: “У тебя есть стоцветный конь?” Он использовал слово хивер, которое, как приводит комментарий Раши, на персидском языке означает “сто”. Это означает, что то, что наше утверждение, по которому машиах должен приехать на осле, говорит о его величии, а не о его недостатке. Это связано с тем, что осел — это самое простое из животных. Это простое создание, у которого нет никакого ума и понимания». У осла нет никакой независимой инициативы, так как он ленив и глуп, и неспособен к самостоятельным действиям. Он идет той дорогой, по которой его направляет хозяин. В прошлом, когда ослов использовали для перевозки земли, это было легко наблюдать. Их нагружали землей, и они сами шли в том направлении, которое им задали, никуда не уходя с проторенной дорожки.

Маараль продолжает: «То, что он едет на простом создании, показывает, что он полностью отделен своей возвышенностью». Это означает, что «езда» выражает абсолютную власть того, кто едет, над тем, на ком он едет. «И пусть тебя не беспокоит, что речь идет о материальном осле. Это не представляет нам трудности, так как он является более простой материей. Он — полная противоположность змею, который обладал хитростью и не обладал простотой (см. Берешит, 3:1). Это соответствует величию машиаха. Так как он полностью отделен от материи, ему подобает ехать на осле, который является апогеем простоты, и благодаря этому готов принять любой оттенок. Нетривиальная вещь не готова принимать различные оттенки, так как у нее есть своя уникальная индивидуальность. Из-за этой индивидуальности она не принимает различные формы. В противоположность этому, простая вещь принимает любой оттенок». И так как осел чрезвычайно прост и полностью лишен способности мыслить, он готов выполнять любые команды своего хозяина и служить ему так, как тому заблагорассудится. Полная противоположность этому — змей. Змей — это хитрая тварь, обладающая собственными желаниями. Он не поддается дрессировке; чрезвычайно трудно заставить змея выполнять команды владельца. Поэтому сказано, что у осла сто цветов — благодаря своей простоте он легко подчиняется чужой воле, исполняет команды и подстраивается под ту форму, которую хочет придать ему его владелец.

И все это верно в отношении того, на что намекает аллегория с ослом (которая подробно обсуждалась в предыдущей главе, см. «Беерот Ицхак» №170) — в отношении души и тела. Душа стремится приобрести власть над простым материальным телом. Чем больше тело лишено собственных желаний и вожделений, чем больше степень, в которой оно готово подчиняться и служить душе, тем легче душе властвовать над ним и наделять его содержанием и смыслом. Но если у тела есть самостоятельные устремления и желания, проявляющие лукавство, как змей, то душе труднее совладать с телом, и подчинить его своей воле.

Теперь стало понятно, в чем заключается смысл утверждения, что царь-машиах приедет на стоцветном осле. «Осел» – тело машиаха – будет «простым», без всяких самостоятельных материальных желаний. Поэтому оно будет готово перенять от души любой «оттенок», который та пожелает предать ему. Тело машиаха будет инструментом его души. Его тело и его разум будут полностью подчинены душе. [А душа — выражает волю Всевышнего.]

2. Потомок царя Давида [машиах] придет в поколении, которое всецело виновно

Итак, Маараль утверждает, что «осел» — это элементарная материя, которую «оседлает» и над которой будет властвовать машиах. Благодаря его простоте, осла легче направить на служение духовному, чем другие виды материи. Основываясь на изложенном Мааралем принципе, мой учитель, рав Э. Э. Деслер объясняет то, что сказали мудрецы в трактате Санедрин (98а): «Потомок [царя] Давида [машиах] придет только в поколении, … которое всецело виновно». [Под словом «виновно», безусловно, подразумевается, что оно не живет по Торе, см. «Михтав ме-Элияу», том III, стр. 222.] Чем поколение, которое всецело виновно, лучше, чем поколение, которое частично — виновно, а частично — невинно?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что виновное поколение — это поколение простоты. Пока человек не является полностью виновным, пока он выполняет некоторые заповеди, иногда молится, и утверждает, что главное — это быть евреем в сердце, очень тяжело убедить его вернуться ко Всевышнему [совершить тшуву.] Ведь он по-прежнему рассматривает себя как часть верующей общины Израиля. Но когда человек полностью отходит от еврейства, когда он «всецело виновен», он не может и даже не обладает достаточными знаниями, чтобы сказать «я тоже еврей». Теперь, если кто-то открывает ему глаза и показывает, что означает быть евреем, его намного легче вернуть в лоно веры. В наше время факты явно свидетельствуют о том, что того, кто не имел никакого понятия, что такое иудаизм, гораздо легче вернуть в еврейство, и ему самому гораздо легче вернуться, чем тому, кто живет как еврей, но только наполовину или на треть. Это то, что подразумевали мудрецы, когда сказали, что потомок Давида придет в поколении, которое полностью виновно — это поколение будет легче вернуть к истинному иудаизму, так как у него не будет самооправданий и отговорок.

3. «Если заслужат того — с небесными облаками; если не заслужат — бедняк, едущий на осле»

Талмуд приводит (Санедрин, 98а): «Сказал раби Александри: Раби Йеошуа бен Леви приводит противоречие — в одном месте (Даниэль 7:13) написано: “вместе с облаками небесными будто человек пришел”. А в другом месте (Захарья 9:9) написано: “бедняк, едущий на осле”». В обоих местах речь идет о машиахе, но в одном месте написано, что он прибудет на облаке, а в другом — что приедет на осле. Талмуд отвечает: «Если заслужат того — на облаках небесных, ежели не заслужат — бедняк, едущий на осле».

Маараль («Нецах Исраэль», гл. 40): «Теперь пойми, что “облако” и “осел” — это схожие понятия, так как оба они всегда относятся к материальному». Облако — это тоже материальный объект, состоящий из мелких капель воды. Он отличается тем, что состоит из чрезвычайно утонченной и легкой материи. «Облако, состоящее из воды, Писание называет “небесным облаком”. Таким образом, облако — это материальный объект, находящийся в высотах. Именно его оседлает машиах. Если еврейский народ заслужит этого, машиах оседлает и возвысится над высшей материей, и поднимется до неба. Если же они этого не заслужат, то он будет «бедняком, едущим на осле», что означает, что возвысится над первичной материей — возвысится всего лишь над материей низшего мира».  Машиах придет одним из двух способов. Если еврейский народ заслужит этого, то его приход будет выше рамок природы, и он возвысится над утонченной материей — над облаками. Если же народ этого не заслужит, приход машиаха будет в рамках природы. Но он силой души и силой разума будет властвовать над материей и полностью подчинит ее духу.

4. Рассечение моря — власть духа над утонченной материей

К утверждению, что воды — это утонченная материя следует добавить некое разъяснение, следуя тому, что Маараль объясняет в книге «Гвурот а-Шем». Обсуждая рассечение моря, он пишет, что Всевышний хотел показать, как дух может властвовать над материей. И это относится даже к утонченной материи; ведь вода — это более тонкое вещество, чем, скажем, камни. Это выражается в том, что у камней есть определенная форма. У воды же нет собственной формы, она принимает форму сосуда, в котором находится. Таким образом, вода является символом материи, лишенной формы. Именно такого рода материю требовалось разделить при рассечении моря — ибо, подчинив себе воду, народ Израиля вышел из духовного рабства, [в котором он все еще пребывал после выхода из Египта]. Таким образом, облако тоже символизирует материю, но материю утонченную.

5. Бедняк — простой — свободный

Маараль не объяснил нам, почему машиах должен быть бедняком. Однако, это можно разъяснить, основываясь на том, что он сам написал в книге «Гвурот а-Шем» (гл. 51). Там Маараль объясняет смысл заповеди поедания мацы, которая зовется «хлебом нищеты», в праздник Песах. Он пишет так: «Еще ты должен знать, какое отношение маца, которая зовется “хлебом нищеты”, имеет к избавлению. Это связано с тем, что бедняк, у которого ничего нет — это сама простота, когда он сам по себе [т. е., ведет себя естественно]». Бедняк — это свободный человек, так как он не связан нормами, которые накладывает на человека его положение в обществе. Например, обеспеченный человек, даже если он не очень богат, считает себя представителем среднего класса. Он не может позволить себе жить в простом жилище, или обставить свою квартиру самой дешевой мебелью. Ведь он боится, что о его поведении начнут ходить слухи. Люди начнут думать, что в действительности он нищий или банкрот.

Когда он устраивает свадьбу своему сыну, он вынужден заплатить за роскошь и блеск, в соответствии со своей репутацией. Даже если его реальное финансовое положение не позволяет ему взять на себя все эти расходы, ему приходится прикладывать сверхчеловеческие усилия к добыванию денег из-за страха, что кто-нибудь назовет его жадным или скажет, что он бедняк, маскирующийся под богача.

Получается, что богач не свободен. Общество, в котором он живет, связывает ему руки, и порабощает его всевозможными способами. В противоположность этому бедняк свободен поступать так, как ему заблагорассудится. Он не должен считаться с мнением общества о себе и может жить так, как считает нужным. Следовательно, с точки зрения глубинного содержания вещей, бедняк — это свободный человек.

6. Маца — хлеб нищеты — простота как символ свободы

То же самое относится к маце, которая зовется «хлебом нищеты». Маца — это простой хлеб, состоящий только из муки и воды. Этот хлеб символизирует свободу. Только с его помощью можно выполнить заповедь поедания мацы. [В противоположность этому существует т. н. маца ашира, которая включает также дополнительные ингредиенты. Хотя эта маца кошерна в Песах, с ее помощью невозможно выполнить заповедь поедания мацы.] Маараль продолжает: «Поэтому [Всевышний] заповедовал нам есть мацу — хлеб нищеты. Это простой хлеб, так как в нем нет ничего, кроме его элементарной сущности, на которой он основан, муки и воды. И само слово “маца” относится к элементарным вещам. По этой причине кожа, которая не была подвергнута ни обработке солью, ни обработке мукой, ни дублению, называется маца (Шаббат 79а)». Все это из-за того, что простота символизирует и выражает свободу и избавление — состояние самостоятельности и независимости от других.   

И поэтому царь-машиах будет бедным, или «простым» — он будет человеком самодостаточным и независимым от внешних влияний. Поэтому он сможет принять на себя бремя духовной жизни. Этим он будет отличаться от всех тех, кто не способен вести себя правильно из-за того, что, с точки зрения окружающего их общества, это не принято или неприлично. Выходит, что, с точки зрения внутреннего смысла вещей, только бедняк воистину свободен полноценно выполнять волю Творца, не принимая в расчет побочные факторы. В этом смысл высказывания, по которому царь-машиах будет «бедняком».

Продолжение следует

Перевод — рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=39479