Вырастить великих в Торе

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

988
великих в Торе

Мы должны вырастить великих в Торе. Эта задача, важность которой для нашего народа не все понимают. Саба из Слободки, рав Натан Цви Финкель провозгласил целью ешивы выращивать людей, великих в Торе. Получилось ли у него? Известно высказывание рава Шаха, что вся Тора народа Израиля сегодня — от Сабы из Слободки и его учеников. Это касается и нашей общины. Большой праведник рав Бенцион Хаим Зильбер, отец рава Ицхака Зильбера, был учеником Сабы из Слободки.

Наши мудрецы говорят, что, когда Корах и его приспешники предстали перед Моше со своими претензиями, у них было два основных возражения против Торы Моше. В конце главы Шлах приводится заповедь о цицит, в которых, как известно, должны быть, наряду с белыми шерстяными нитями, и нити, окрашенные синим цветом тхелет: «И сказал Г‑сподь Моше так: “Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежд своих для поколений своих, и придадут они к кисти на углу нить тхелет”» (Бемидбар, 15:37-38). Возражение бунтовщиков состояло в том, что одеяние, полностью сделанное из тхелет, не нуждается в тхелет. Раши приводит об этом слова из «Мидраша Танхума»: «Пришли они и стали перед Моше, сказали ему: “Облачение, полностью (изготовленное из) тхелет: подлежит такое (закону о) цицит или не подлежит (т. е. является исключением из правила)?” Сказал он им: “Подлежит”. Стали они насмехаться над ним: “Возможно ли такое? Если все облачение (изготовлено) из другого материала, и одной нити тхелет достаточно для него, то это, полностью (изготовленное из) тхелет, не освободит самое себя?!”» (Раши, Бемидбар, 16:1).

Второе их возражение состояло в том, что дом, полный святых еврейских книг, не нуждается в мезузе. Наши мудрецы объясняют, что таким образом Корах пытался оспорить избрание Аарона и его потомства для служения в Храме, поскольку весь народ Израиля обладает святостью, то есть ему не нужна «мезуза» в виде Аарона и его потомков. Истина же в том, что так же, как мезуза нужна в доме, полном святых книг, народу Израиля нужны коэны, являющиеся связующим звеном между высшим и низшим мирами. Аналогичным образом, даже если бы весь еврейский народ был занят изучением Торы (девять часов в день по мнению Рамбама), все равно нужна была бы особая группа людей, делающая это более углубленно.

Сегодня такое положение кажется маловероятным, но великий еврейский царь Хизкияу в свое время заставил весь народ изучать Тору под угрозой меча (Санедрин, 94б). Это была самая настоящая кфия датит (религиозное принуждение), как любят говорить в сегодняшнем Израиле.

Таким образом царь Хизкияу добился того, что в его поколении во всем народе Израиля не было детей, которые бы не знали сложнейших законов тума и таара. Трудно представить себе величайшее влияние Хизкияу на наш народ. Его отец, царь Ахаз был большим преступником, погрузившим своих подданных в идолопоклонство. Хизкияу, унаследовав от него трон, перевернул весь народ Израиля (Млахим 2, 18:3-7). Таково величие одного человека.

И в более поздних поколениях именно великие в Торе люди возрождали из пепла наш народ. Примером этого является история хасидизма. В период перед появлением Бааль Шем Това и его учеников еврейская Украина была полностью разрушена духовно погромами Хмельницкого. Народ был в отчаянии, буквально на грани полного духовного распада. Я читал переданное по семейной традиции свидетельство одного из величайших хасидских лидеров нашего поколения, адмора из Цанз, прямого потомка великого автора книги «Диврей Хаим», о том, что Бааль Шем Тов удостоился того, чтобы постичь скрытый свет, изучая трактат Йевамот.

Мой учитель рав Яаков Фридман, тоже потомок великого хасидского рода, говорил, что в народе Израиля всегда было очевидным, что истинное величие может быть основано только на Торе. Бааль Шем Тов и его ученики оживили еврейские места Украины и Польши именно в силу своего величия в Торе. Мы знаем великие книги по всем разделам Торы, которые вышли из-под их пера. То же самое сделал в свое время великий рав Хаим из Воложина, основав Воложинскую ешиву. Она совершенно изменила лик еврейских мест Литвы и Беларуси.

Наши великие мудрецы — это аналогия священников из колена Леви и потомков Аарона. Рамбам пишет в законах шмиты и йовеля, что коэны и левиты не имеют удела в Святой земле и не участвуют в войнах, поскольку их удел – Всевышний и Его Тора, которую они должны передавать дальше. Рамбам добавляет, что это касается каждого еврея, приближающегося к служению Всевышнему цельно. Ведь он тоже подобен священнику из колена Леви.

Я не раз слышал от рава Пинкуса, что в еврейском народе есть два подхода. Один – это нести Тору в массы. Это очень важно, поскольку каждый еврей ценен, каждое слово Торы и заповедь чрезвычайно ценны. Кроме того, мы не знаем, из кого именно вырастут великие в Торе. Но, помимо этого, очень важно выращивать тех немногих, в которых виден потенциал стать великими в Торе. И это – то, на чем построил свою ешиву Саба из Слободки. Его ешива была построена так, чтобы выращивать великих в Торе. И она выполнила свое предназначение, вырастив людей, несущих Тору всему поколению.

Сегодня мы не обладаем проницательностью Сабы из Слободки и не знаем, из кого вырастут великие в Торе. Поэтому необходимо обучать ей весь народ Израиля. И не просто обучать, а ожидать от каждого настоящего духовного роста. И так поступал великий правнук Сабы из Слободки, предпоследний глава ешивы Мир рав Натан Цви Финкель. В его время в ешиве училось около 8000 человек — более или менее способных. И великий глава ешивы прилагал огромные усилия, что предоставить всем ученикам максимальные возможности для духовного роста.

Сказано, что из тысячи людей, начинающих изучать Тору, сто станут по-настоящему изучать Мишну. Из этих ста десять человек приобретают истинные знания в Талмуде. И только один из этих десяти сможет выводить законы во всех областях Талмуда. Этим наши мудрецы объяснили одну важную вещь: нельзя взять одного способного еврейского мальчика и выращивать его великим в Торе. Так это не работает! Нужно нести Тору всему народу Израиля, и только тогда из него смогут вырасти люди, великие в Торе.

В разбираемой нами теме есть еще одна важная деталь, которую сегодня не все до конца понимают. Речь идет об особой важности именно колелей по сравнению с ешивами. Предположим, что сегодня в Израиле многие тысячи евреев серьезно занимаются изучением Торы в ешивах и колелях. Ешива абсолютно необходима для того, чтобы молодой человек, начинающий жизнь, погрузился в Тору полностью, чтобы она стала его кровью и плотью. Это необходимо для того, чтобы Тора дала ему силы провести всю дальнейшую жизнь с желанием учиться. Кроме того, ешивы — именно те места, где передают из поколения в поколение труд над Торой лишма — ради нее самой.

Однако при этом есть особая важность именно колелей. Ешива еще не выращивает великих в Торе, поскольку в возрасте 21-25 лет учащиеся женятся и из ешивы уходят. Их истинный духовный рост происходит потом. Поэтому существует огромная важность колелей и их поддержки, поскольку именно в них вырастают сегодня люди, великие в Торе.

Есть еще один очень принципиальный аспект этой проблемы. Допустим, молодой человек самоотверженно учился в ешиве и многое обрел в Торе. Однако его дети этого не видят. Ведь они видят своего папу не учеником ешивы, учившимся 12-14 часов в день. Они видят его сегодня, обремененного обязанностями по дому и заботами о заработке. Если они видят, что их папа, несмотря на все заботы, проводит над книгой 8-10 часов в день — именно это, а не наставления передает детям важность изучения Торы.

В еврейской Литве позапрошлого века многие занимались бизнесом, и при этом проводили за книгой 6-8 часов в день. Я наблюдал в Цюрихе людей, которые просыпаются за несколько часов до Шахарита, чтобы учиться, учатся также несколько часов после него. А потом занимаются своими делами. В Литве было принято, что так называемые «домохозяева», т. е. люди работающие, занимались бизнесом и делами утром, а потом учились с 5-6 часов вечера до глубокой ночи. И когда дети видели, что глава семьи, их папа, все свободное время посвящал погружению в Тору, они впитывали от него и от мамы, относившейся к этому с большим уважением и не отрывавшей папу от учебы, важность изучения Торы.

И сегодня великая заслуга колелей состоит в том, что когда наши дети видят, что папа бежит в колель несмотря на то, что семья живет очень скромно, и мама делает все, чтобы он мог спокойно учиться, — они воспринимают важность изучения Торы. Причем они видят это не один год, а годы и десятилетия.

Но здесь есть одно принципиальное условие: глава семьи и его супруга должны создать семью, в которой присутствует атмосфера радости. Ведь только в этом случае дети захотят, чтобы их дом стал похож на дом их родителей. Если же они постоянно видят, что папа учится в колеле, но при этом вся семья испытывает постоянное давление, и в доме нет радости, то они, не дай Б-г, могут решить, что такой дом они строить не хотят.

Таким образом, вопрос о важности колелей сегодня имеет два аспекта: создание возможности для выращивания людей, великих в Торе, и живой пример важности и необходимости изучения Торы для наших детей. Скажу откровенно: с тех пор, как я стал заниматься общественной деятельностью в «Беерот Ицхак», мои дети стали видеть меня за книгой меньше, чем раньше. Это – большой недостаток. У каждого из нас есть свои обязанности, однако при этом важно, чтобы наши дети видели, что изучение Торы — основная из них. Это может быть только в том случае, если мы по-настоящему над ней трудимся, и этот труд действительно является стержнем нашей жизни. Эта основа приобретается в ешиве.

Но только лишь из этого не вырастают великие в Торе. Поэтому необходимо, чтобы человек продолжил развиваться не только в тепличных условиях ешивы, когда у него нет забот о семье и пропитании. Когда человек проходит через трудности и всевозможные испытания, и при этом остается приверженным серьезному изучению Торы, являющейся для него источником жизненной силы, радости жизни, только тогда этот подход воспримут наши дети и произойдет полноценная передача Торы следующему поколению.

Мы начали с вопроса Кораха: «дом, полный книг» – нуждается в «мезузе»? Это – наш ответ Кораху. «Мезуза» в данном случае – это люди великие в Торе в каждом поколении, в каждом городе, в каждой общине. Отрицая важность великих в Торе, мы можем уподобиться Кораху, не понимая, что всегда среди нас есть люди, которые должны вырасти в гдолей Исраэль (великими в Торе). Именно они являются теми, кто поддерживает существование всего народа Израиля и охраняет его. Что бы мы делали без Бааль Шем Това, Виленского Гаона, Хафец Хаима и Хазон Иша? Без них не было бы ничего.

Когда мы видим людей, которые годами работают над собой иначе, чем другие, могут многого достичь в Торе, мы должны их поддерживать. И дело тут не в способностях. Я в своей жизни видел много способных людей, из которых не получилось то, что от них ждали. Зачастую упрямство (в хорошем смысле этого слова) и желание учиться гораздо важнее.

Мой учитель рав Хаим Камил, который был также учителем великого рава Носона Цви Финкеля, главы ешивы Мир, в детстве не отличался способностями. Однако у него было желание учиться, и он тяжело работал над Торой и над собой. Нам необходимо понять, что иногда поддержать материально и морально человека, способного вырасти великим в Торе, важнее, чем помочь десяткам аврехим.

Существует сила нашей молитвы и молитвы наших жен. Известно, что Хазон Иш говорил, что люди преуспевают в Торе в заслугу молитв своих бабушек. Нам необходимо молиться о наших детях и внуках, чтобы они стали не просто кошерными евреями, а людьми, великими в Торе. Есть удивительное высказывание, приведенное от имени рава Хаима Брискера, о важности того, чтобы родители проливали слезы о том, чтобы их дети выросли великими мудрецами в Торе, знающими ее по-настоящему, Это то, что мы хотим от наших детей. Но это не причина кричать на них. Крики здесь не помогают. И если мы действительно хотим этого и молимся об этом, поддерживаем их, это дает свои результаты. Более того, великий ученик рава Хаима Брискера рав Барух Бер Лейбович говорил, что если родителям важно, чтобы их дети стали великими в Торе, тогда они вырастут, как минимум, кошерными евреями.

Когда один из внуков рава Ицхака Зильбера заканчивал изучение одного из трактатов Мишны, дедушка у себя дома устраивал сиюм (празднование окончания изучения трактата). Есть одна замечательная семья, в которой, когда ребенок заканчивает изучение недельной главы Торы, дома устраивают такое празднование этого события, как будто это его день рождения. Русскоязычные евреи знают толк в праздновании дней рождения. С таким размахом необходимо праздновать окончание нашими детьми изучения недельной главы, трактата Мишны или главы Гемары. Когда это делается, ребенок с детства ощущает важность своей учебы.

Есть известное письмо рава Мойше-Мишл-Шмуэля Шапиро, дедушки рава Ицхака Зильбера, своему внуку. Словами из этого письма рав Ицхак назвал книгу «Чтобы ты остался евреем». Там есть несколько важных слов, не вошедших в название. Бабушка и дедушка рава Ицхака очень волновались о том, чтобы их маленький внук остался верующим евреем, знающим Тору. Когда мы молимся и болеем за то, чтобы наши дети выросли великими в Торе, есть все шансы, что они останутся кошерными евреями.

В ежедневном порядке наших молитв есть «Биркат а-Тора» (благословение Торы), где мы просим о том, чтобы наши дети и все дети народа Израиля выросли знатоками Торы. Нам необходимо научиться тому, чтобы утром, когда мы встаем, произносить это благословение с нужным намерением и с большим желанием в сердце. И это наше истинное пожелание, вместе с нашим живым примером самоотверженного труда над Торой, несмотря на все проблемы и заботы, поможет передать нашим детям истинное стремление к знанию Торы и ее дальнейшей передаче. И тогда среди нас смогут вырасти люди, великие в Торе, которые сумеют поддержать, защитить и улучшить народ Израиля.

Я уже приводил слова наших мудрецов о том, что из тысячи начинающих изучение Торы выходит один человек, великий в ней. И я думаю, что сегодня такой шанс есть у большего количества людей. Я объясню, почему. Всевышний знает не хуже нас, насколько необходимы народу Израиля люди, великие в Торе, и что не все еврейские дети, к сожалению, воспитываются в хедерах и занимаются Торой как следует. Поэтому те из них, кто действительно изучают Тору, получают помощь свыше, соразмерную не их важности и достоинствам, а важности для Всевышнего всего народа Израиля. Поэтому сегодня у нас и наших детей есть гораздо большие шансы вырасти в Торе, чем у предыдущего поколения. И дай нам Б-г действительно удостоиться настоящего величия в Торе.

Подготовил рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=42739