Преданность Торе

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

266
соратники Б-га изучение торы по пятницам

Надо верить, что все подвластно провидению и соответствует заслугам человека

Глава «Бехукотай» начинается с обещаний награды и наказания в этом мире – «Если будете следовать Моим законам…», тогда «дам дожди вовремя», «сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда», «и установлю мир на земле» и т. д. В этом случае обещан большой успех и неизмеримое удовольствие в этом мире, а затем евреи должны достичь и больших духовных высот, таких как «и буду ходить среди вас», то есть Всевышний будет с нами в райском саду, и «повел вас с поднятою головою». Но главное, о чем ясно говорится, – это награда этого мира.

Так же верно и обратное: «а если не будете слушаться Меня», не дай Б-г: далее в Торе говорятся тяжелые упреки и предсказываются бедствия, которые настигнут нас в этом мире, спаси нас Всевышний. То же ясно говорится и во всех книгах пророков. В особенности в книгах «Шофтим» и «Мелахим» видно, что, если правитель или царь делал дурное в глазах Г-спода, сразу же начинались беды, а когда другой царь возвращал народ на пути Всевышнего, становилось хорошо.

 Из всего этого видно, что успех полностью зависит от заслуг, имеющихся у человека, от его добрых дел. Известны слова Рамбана об этом (в конце комментария к главе «Бо»; Шмот, 13:16): «Смысл всех заповедей в том, чтобы мы верили в нашего Б-га… Нет у человека доли в Торе Моше, нашего учителя, пока он не поверит, что все, происходящее с нами, суть чудеса, и нет в этом никакого природного течения событий, обычного для материального мира, как в общем, так и в частности. Только так: если человек выполняет заповеди, он получает награду и преуспевает, а если нарушает, его наказание отсекает его от источника жизни – и все зависит от решения Всевышнего».

То есть мы должны знать: все, что происходит в каждое мгновение – это чудо, результат Б-жественного провидения, даже те события, которые кажутся нам естественными, на самом деле «нет в них никакого природного течения событий, обычного для материального мира». Это только нам кажется, что действует природа, но в действительности все – результат провидения, «как в общем, так и в частности». Любой успех, как общества, так и отдельного человека, а также и обратное, когда что-либо не удается, – это не природа, это провидение.

От чего же все зависит, каков расчет? «Если человек выполняет заповеди, он получает награду и преуспевает». То есть, когда человек выполняет заповеди, он удостаивается награды и ему сопутствует успех, а «плоды» этой награды он пожинает в этом мире. Об этом написано в Мишне, в начале трактата «Пеа»: там сказано, что существует ряд заповедей, [основная награда за которые сохраняется для человека для Будущего мира], а «плодами» этой награды он пользуется в этом мире. «А если нарушает заповеди, его наказание отсекает его от источника жизни» – так же все устроено и относительно преступлений: «плоды» от положенного человеку наказания он будет получать в этом мире.

Это касается и изучения Торы, значение которого равноценно всем остальным заповедям, вместе взятым, относительно награды, «плоды» которой человек получает в этом мире. То же справедливо и по поводу наказания за пренебрежение изучением Торы, которое значит столько же, сколько все проступки вместе взятые – и у наказания за это есть свои «плоды» в этом мире, спаси нас Б-г. Нужно знать, что это так, и верить в это.

Всех обещанных благ человек удостаивается благодаря труду над Торой

Что же главное, благодаря чему удостаиваются исполнения всех обещаний и успеха? Как ясно сказано у Раши о словах Торы «если будете идти Моими путями» – «если будете трудиться над Торой». Это первое и главное – трудиться над Торой! А слова «и соблюдать Мои заповеди» Раши комментирует так: «если будете трудиться над Торой ради того, чтобы соблюдать и выполнять [заповеди]» – то, что называется «изучение ради выполнения». Так удостаиваются всех обещанных наград.

Такова действительность касательно каждого отдельного человека и любого общества: если трудиться над Торой, намереваясь выполнять сказанное в ней, а под этим подразумевается скрупулезное исполнение заповедей в соответствии со всеми требованиями закона вкупе с прилежным изучением Торы, – тогда даже в этом мире можно удостоиться такой награды, которую не измерить.

Однако Рамбан уже объяснил в комментарии к главе «Бо», что это относится к области скрытых чудес – открытых чудес в этом не видно, а все выглядит как естественный ход событий. Когда люди видят изучающего Тору, жизнь которого хороша и счастлива, они думают, что так вышло естественно, и поэтому это не убеждает и других последовать его примеру, ведь откровенных чудес не видно. Реализация «договора Иссахара и Звулуна» [по имени этих двух колен называется договор между тем, кто все свое время посвящает Торе, и тем, кто берется его поддерживать материально, получая за это долю в заслуге изучения Торы] тоже выглядит в глазах людей чем-то обыкновенным: Звулун помогает Иссахару. Они не чувствуют в этом руки провидения, и поэтому это не оказывает на них особого влияния.

Однако относительно обещаний, которые содержатся в главе «Бехукотай» (Ваикра, 26:11), Рамбан ясно говорит, что речь там идет о явных чудесах, так как там говорится о том, что обещано не отдельным лицам, а всему народу – о том, что все общество удостоится хорошей жизни, детали которой описаны там. Вот что пишет Рамбан: «Несмотря на то, что речь идет о скрытых чудесах, о том, что происходит вроде бы естественным путем, все же становится известным, что это чудеса, благодаря тому, что сказанное исполняется постоянно на всей Земле Израиля. Одно дело, когда некий праведник живет долго, так как Всевышний ограждает его от тяжелых болезней – это может иногда случаться и с отдельными нечестивцами. Но когда целая страна и весь ее народ живут в довольствии, благодаря своевременным дождям, живут мирной, спокойной и здоровой жизнью, при этом еще и постоянно побеждая своих врагов, – такого не бывает нигде в мире, поэтому всем становится ясно, что это – от Г-спода».

То есть, если мы видим, что некое общество настолько явно преуспевает и живет счастливо, что это заметно, – это само по себе уже откровенное чудо. Потому что, если даже заметный успех одного человека – это все же скрытое чудо, так как может быть объяснено естественными причинами, такой успех целого большого общества уже не выглядит естественным – ведь чем это общество отличается от остальных? Таким образом, в этом случае всем становится очевидной рука Высшего провидения, и это называется явным чудом.

Рука провидения видна в успехе изучающих Тору

И это можно наблюдать и в наше время. Как известно, еще недавно уважение к Торе находилось около самой низкой отметки, за последние несколько сотен лет его становилось все меньше и меньше, и это падение продолжалось вплоть до последних поколений. И как я помню, и в наше время – пока в Землю Израиля не приехал наш наставник, рав из Поневежа (рав Й. Х. Каанман), благословенна память о праведнике, честь Торы была очень унижена, многие люди не уважали и не ценили людей, посвятивших все свое время изучению Торы. Когда наш наставник прибыл в Израиль, он оказал на окружающих столь сильное влияние величием своей личности, а также любовью к Торе, что почет, оказываемый Торе, начал расти и крепнуть – вот на что способен один человек! Он высоко поднял планку уважения к Торе, и с тех пор это уважение только растет и крепнет. Появляется множество вернувшихся к Торе людей, которые прониклись любовью к ней и буквально жаждут ее. В Америке произошел подобный переворот, когда туда прибыл наш учитель, гаон рабби Аарон Котляр, благословенна память о праведнике, и своим влиянием привел к тому, что почет Торы начал укрепляться, а количество изучающих Тору стало расти. Так почет Торы распространился во всем мире.

А еще мы видим, как изучающие Тору счастливы, вся их жизнь протекает счастливо, и это на самом деле оказывает влияние также и на других людей, которые, видя это счастье, притягиваются к изучению Торы. Но все еще это не влияет на всех, так как видится естественным, и при этом не наблюдается явных чудес. Но если вдуматься, можно понять, что в действительности это является явным чудом, как сказал Рамбан: если подобное явление наблюдается у целого общества – это явное чудо. И ведь так и есть: слава Б-гу, есть большое общество, которое счастливо живет и существует, прилепленное к Торе! Нам показывают с Небес такие явные чудеса, чтобы мы знали: настоящий успех в этом мире возможен только благодаря преданности Торе, изучению ее ради исполнения.

И, как мы говорили, это оказывает свое влияние: я слышал, что открылись ешивы для баалей тшува (вернувшихся к Торе), где любовь к Торе и особенная молитва таковы, каких нет и у нас. И это чудесно! И все же это еще недостаточно влияет на каждого, есть еще много людей, нуждающихся в духовном укреплении.

Но так или иначе, мы видим: главное, за что человек удостаивается хорошей жизни, – это усердный труд над Торой ради ее исполнения. Кроме этого, Тора не назвала [в качестве условий для получения хорошей жизни] а только это: «Если будете следовать Моим законам и соблюдать Мои заповеди…» – сразу после этого написано: «И вовремя дам дожди», [что означает: как только евреи выполняют сказанное в начале стиха, они] тут же удостаиваются исполнения всех обещаний и величайшего успеха.

Рамбан здесь пишет: «Знай, что сыновья Израиля никогда не сумели получить эти благословения сполна – ни общество, ни отдельные люди, потому что их заслуг было недостаточно для этого… Поэтому мы можем увидеть в словах наших мудрецов, что они упоминают об этих стихах в контексте обсуждения будущего, потому что это до сих пор не сбылось, но сбудется в то время, когда мы достигнем совершенства». То есть до сих пор эти благословения не сбылись полностью, потому что не полностью было выполнено «если будете следовать Моим законам», так как существует дурное начало, которое мешает выполнить это.

Каков же способ его преодолеть? Только укрепление веры, как сказали мудрецы (Макот, 24а): «Пришел [пророк] Хавакук и свел все к одному правилу: «Праведник верой своей будет жить»». Укрепление веры приведет к усердному изучению Торы и исполнению всех заповедей, в заслугу чего сбудутся все обещанные благословения.

Укрепление веры посредством молитвы и изучения мусара

На практике путь к укреплению веры состоит из двух вещей: молитвы и мусара. Молитва укрепляет веру, если молиться сосредоточенно, не торопясь и не отвлекаясь. И хотя это не зависит от телесных движений, тем не менее, иногда и некоторые внешние, телесные движения могут пробудить духовное содержание, но главное все же – это внутреннее содержание человека, чтобы сердце чувствовало то, что человек произносит устами, как говорится, «да услышат твои уши то, что произносишь устами». Нужно слышать самому, что произносишь, и обращать внимание на значение слов молитвы, таким образом само пробудится внутреннее чувство, и вера укрепится. Ведь вся молитва в общем – это слова веры.

Также важно изучение мусара, для которого в ешивах выделено специальное время, и это не просто какой-то ненужный «обычай», а очень нужное, просто необходимое учение. Об этом уже писал Хафец Хаим («Бейт Исраэль», гл. 9), что в наше время выделять время для изучения мусара – это абсолютная обязанность, без этого не будет укрепления веры, о чем и говорил пророк Хаввакук в словах «праведник верой своей будет жить» – о том, что требуется укреплять веру.

В предыдущих поколениях было необязательно устанавливать общественные часы для изучения мусара, каждый сам сознавал, в чем именно ему нужно укрепиться. Но в нашем поколении требуется иметь установленное время для этого, известно, что и наш учитель рав Ицхак Зеэв Соловейчик (Брискер рав) изучал каждый день по одной главе из книги «Месилат йешарим». Большинство окружающих не видело этого, но домашние рава знали. Когда рав заканчивал изучение всей книги, он начинал сначала – каждый день по главе. Скорее всего, он изучал и другие книги мусара, просто относительно «Месилат йешарим» родные видели, что это изучение у него постоянное.

Любознательность и жажда знаний – залог успеха

И в наше время каждый удостаивается помощи с Небес и успеха в Торе – пропорционально своей жажде знаний. И это зависит от конкретного поведения человека: насколько он погружен в Тору, сколько времени он учится, а сколько времени теряет попусту, и насколько изучение Торы интересно ему – все зависит от того, насколько он предан Торе.

Преданность Торе – очень легко достижимая вещь, ведь слова Торы слаще меда и очень увлекательны, как писал Раши в комментарии к стиху «и будут эти вещи, что Я велю тебе сегодня…»: Тора подобна новому закону, изданному царем, о котором все хотят узнать, что́ он гласит – люди интересуются этим, потому что им свойственно любопытство. Так же, как любопытство заставляет их читать новости, ведь интересно узнать, что делается в мире. Это, свойственное человеку любопытство, следует обратить к изучению Торы!

И чем большую любознательность и стремление к Торе проявляет человек, тем лучше он готов к получению Торы, ведь так он удостаивается помощи с Небес и успеха в учении.

***

Наш учитель рассказывал:

Я помню, как наш наставник, гаон рав Элазар Менахем Ман Шах, благословенна память о праведнике, как-то искал книгу «А-трумот», где приводятся слова Рамбана в связи с некоей изучаемой им темой. Дело было поздней ночью, и эту книгу нигде нельзя было найти, кроме как в доме у рава из Поневежа. Рав Шах намеревался идти к нему домой, чтобы посмотреть эту книгу, а я, увидев это, сказал ему, что утром ведь откроют библиотеку ешивы, и там есть книга «А-трумот». Он ответил мне: как можно ждать до завтра? Ведь рав из Поневежа живет недалеко и я могу узнать, что сказал Рамбан, прямо сейчас, неужели же я буду ждать до завтра?! Вот какова сила любопытства, направленного на Тору, она не давала ему покоя, пока он не прочтет, что же сказал Рамбан.

Подобную историю рассказывают и о самом нашем наставнике (р. Гершоне Эдельштейне)

Утром в Субботу, сразу после трапезы, у нашего наставника была назначена постоянная учеба с напарником, и даже в очень преклонном возрасте он всегда сидел и учился в Субботу до половины первого, после чего отправлялся на отдых часа на два. После этого рав вставал и снова учился до Минхи. Иногда окружающие замечали, что он не идет отдыхать даже на эти два часа, и однажды его спросили, почему он не уходит отдыхать. Он ответил: мы остались с трудным вопросом – нам неясно, как объяснить слова Рамбана. Постоянно думая об этом, я не смог заснуть и вернулся к учебе. И, благодарение Всевышнему, мне открылись целых два объяснения слов Рамбана, поэтому давайте теперь сядем и поучимся, и проверим, верны ли оба этих объяснения.

Так сила любознательности в Торе не давала ему покоя, пока он не понял, что имел в виду Рамбан.

Перевод – рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=91347