Забота о других людях

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

1330
любовь к

В заслугу чего Моше удостоился стать руководителем народа Израиля?

В главе «Шмот» (3:1) рассказывается, что «Моше пас скот Итро». Надо понять – зачем Тора рассказывает это, чему учит нас тот факт, что Моше был пастухом? И хотя о том, что он оказался в пустыне, где увидел горящий куст, и что там ему открылся Всевышний, нужно было рассказать, все же – зачем нам еще сказали, что Моше был пастухом?

Ответ на это ясно виден из мидраша (Шмот рабба, 2, 2), где сказано, что Тора хотела объяснить нам, за что Моше удостоился стать руководителем народа. Он стоял во главе народа, имея фактически статус царя, вывел Израиль из Египта, получил Тору с Синая – за что он удостоился всего этого? За качество хесед, за доброту. Моше пас скот, и когда он видел ягненка, которому тяжело идти самому, или который хочет пить, он помогал ему. Мидраш рассказывает там, какое милосердие Моше проявлял к овцам из любви к творениям Всевышнего – не только к людям и к народу Израиля, а к любому созданию. Ведь есть и запрет причинять страдания животным, но Моше делал больше этого, он жалел их и пас с любовью. Всевышний сказал: если он так милосердно заботится об овцах, он достоин стать царем над евреями, потому что он будет жалеть и любить каждого из них и руководить ими как следует для их блага.

Это качество Моше можно увидеть еще раньше в этой же главе, где написано: (Шмот 2:11) «И вырос юноша и вышел к своим братьям». «Вырос» в данном случае означает «был назначен на важный пост» [в оригинале «вырос» записано как «стал большим»] – Моше рос во дворце как сын дочери фараона и стал важным человеком в его доме. Он ни в чем не знал недостатка, и все же вышел к своим братьям, «и увидел, как им тяжело» [к тому времени евреи были уже порабощены]. Раши пишет, что Моше «наблюдал за евреями и переживал за них всем сердцем», то есть, он страдал вместе с ними, когда видел, как они мучаются на изнурительных работах, и чувствовал их боль. Он старался как мог поддерживать их и помогать им, как приводится в мидрашах. И в заслугу проявленных добрых качеств он удостоился стать руководителем Израиля.

В Торе есть и еще одно свидетельство о достоинствах характера Моше рабейну (Бемидбар, 12:3): «А этот муж, Моше, очень скромен – скромнее всех на земле». А скромность – это самое ценное качество, о чем сказали мудрецы (Авода зара, 20б): «Скромность важнее всего» – важнее любого другого качества характера. И именно в этом качестве никто не мог сравниться с Моше. (Здесь словом «скромность» переведено слово «ענבה», смысл которого качество самоуничижение, черта характера противоположная гордыне. Пр. ред.)

Поэтому он удостоился и получить Тору с Синая. Рав Хаим из Воложина в комментарии «Руах Хаим» (к началу «Пиркей Авот») объяснил, что Моше удостоился этого в заслугу своей скромности. Недостаточно трепета перед Небесами и любви к Всевышнему – скромность еще важнее, по выражению Иерусалимского Талмуда (Шаббат, 1:3): «то, что мудрость делает венцом на свою голову, скромность ставит в конец подметки», как сказано: «Начало мудрости — трепет перед Г-сподом». И еще сказано: «Пята скромности – трепет перед Г-сподом», что означает: богобоязненность — это только начало, а после нее приобретается скромность, которая есть лучшее из человеческих качеств.

Ступень «любовь к людям». Оказывать добро другим

И еще мы видим одно из достоинств, о котором говорили мудрецы в связи с добрыми качествами характера (Авот, гл. 6, мишна 1 и 6): «…любит Всевышнего и любит людей». Это упомянуто еще в нескольких местах: в перечне 48 качеств, которыми приобретается Тора, и там, где говорится о том, кто изучает Тору во имя ее самой. И там сначала упоминается любовь к Б-гу, а уж затем любовь к людям, из чего видно, что первую ступень достичь легче, чем вторую – поэтому они перечислены именно в таком порядке.

Смысл здесь в том, что любовь к Б-гу – это естественная любовь, которая возникает из благодарности и веры. Она приходит, когда человек понимает, что все в руках Небес и что больше всех в мире его любит именно Всевышний, Который заботится о нем в течение всей его жизни, и что все его силы, вся его жизнь, все хорошее, что у него есть – об этом позаботилось Высшее провидение. И поскольку Всевышний настолько всесторонне заботится о человеке, у того возникает сама собой естественная любовь к Нему, в основе которой лежит благодарность. Это весьма естественное чувство.

Любовь же к людям – это более высокая ступень, так как нет естественных причин просто так полюбить того, кто не сделал тебе никакого добра.

С чего человеку любить того, к кому у него нет в сердце чувства благодарности? И хотя существует естественная любовь между людьми, когда один человек переживает за другого и страдает, когда тому больно, все же любовь, как желание бескорыстно делать другому добро – это более высокий уровень. Обычно люди думают: почему я должен делать ему добро, если у него и так все в порядке?

Мы находим, что такого уровня любви к людям достиг праотец Авраам, который любил делать людям добро и постоянно искал, кому бы помочь. В мидраше (Авот дерабби Натан, 7) говорится, что Ийов тоже был исключительно добродетельным и гостеприимным человеком, как свидетельствует Писание. Но Всевышний сказал ему: «Ты еще не достиг и половины добрых дел Авраама». Потому что, когда к Иову приходил гость, он спрашивал его, к какой пище и к каким напиткам тот привычен – к мясу или рыбе, вину или наливке и т. п., и потчевал каждого в соответствии с его привычками. А наш праотец Авраам ничего не спрашивал, а сразу подавал каждому гостю самые изысканные блюда.

И когда его посетили ангелы, Авраам, приняв их за людей, подал им три языка с горчицей. А для того, чтобы каждого угостить языком, самым лакомым мясным блюдом, ему пришлось зарезать трех телят. На первый взгляд, можно было бы спросить: зачем он это сделал, неужели он думал, что эти люди каждый день едят язык? Однако, таким образом мы видим, что таков [высший] уровень любви к людям – когда хотят, чтобы другой получил максимальное удовольствие, подобно матери, которая любит свое дитя и хочет доставлять ему удовольствие еще и еще. Так достигшие этого уровня хотят угодить другому.

Не все находятся на этом уровне. Даже Ийов, который относительно своего потенциала был праведником, этого уровня – давать другому больше, чем тот привык, – все же не достиг. Авраам же, даже будучи больным, на третий день после обрезания, сидел у входа в свой шатер, ожидая путников, чтобы пригласить их в гости, и переживал из-за того, что их нет. И хотя все сидели тогда по домам и не нуждались в чьем-либо гостеприимстве, и, соответственно, Авраам не был обязан заботиться о них в тот момент, ему не хватало этого удовольствия – делать добро другим, давать им что-нибудь, что доставило бы им удовольствие. Такова была его любовь к людям. 

Венец доброго имени – хорошие качества характера

Еще по поводу достоинств добрых качеств характера наши мудрецы говорили (Авот, 4:13): «Есть три венца: венец Торы, венец священнослужения и царский венец, а венец доброго имени превыше их всех». «Тора» понимается в прямом смысле, «священнослужение» – это служение Всевышнему, а «царский венец» – это венец добрых дел. Надо понять, что это за добавочный венец «доброго имени», ведь, несомненно, не имеется в виду почет.

Еще я видел, что в таргуме (переводе и комментарии) Йонатана бен Узиэля (Дварим, 34:5) написано, что у Моше было четыре венца: венец Торы, священнослужения и царства, а четвертый – венец доброго имени. И он объяснил, что значит последнее – «скромность и добрые дела», то есть добрые черты характера, скромность и добрые дела, которые тоже совершаются из скромности.

Поэтому и говорится, что «венец доброго имени превыше остальных», что он возвышается над ними, появляясь после них – потому что таков порядок: Тора, служение и т. д. И лишь затем приходит доброе имя, которое уже свидетельствует о другом уровне человека. И этого удостоился Моше рабейну за свои добрые качества души.

Понятие добрых качеств характера очень практическое, ведь человек по природе склонен любить себя и не думать о других – сначала он думает о себе: «прежде всего я». Все, что будет представлять для него интерес, любое благо он будет хотеть получить прежде всего для себя, и только затем будет решать, стоит ли подумать и о других. Зачастую люди не считаются с другими, даже когда, преследуя свои интересы, задевают их. Такова простая природа большинства людей, но есть люди более высокого уровня, которые чутко относятся к другим людям и остерегаются как-либо задевать их.

Расскажем в связи с этим несколько историй. Это примеры добрых черт характера, связанных с проявлением мудрости и заботы о других людях. Если человек хоть немного считается с другими, есть немало вещей, которые ему следовало бы поменять в своем поведении.

Первая история случилась в детском саду. Принято, чтобы родители воспитанников делали подарок воспитательнице к концу учебного года: каждый дает некую установленную сумму денег, и на них покупают красивый подарок. И вот мать одного из детей попросили заняться этим – собрать деньги с родителей и купить подарок, и сообщили родителям, что деньги надо сдавать ей.

За несколько следующих дней почти все родители успели сдать ей деньги, осталось четыре мамы, которые не успели принести свой взнос. А она, увидев, что у нее и так собралась приличная сумма, не стала их ждать – пошла и купила достойный подарок на те деньги, что были собраны на тот момент. Подарок этот она отдала воспитательнице… вместе со списком родителей, участвовавших в сборе денег. И получилось, что те родители, которые не успели сдать деньги, были вынуждены покупать свой, небольшой подарок отдельно от остальных.

И тут возник вопрос: как эта мама, которой поручили сбор денег и покупку подарка, могла так поступить – составить список сдавших деньги? Но были и такие, кто не увидел в этом никакой проблемы: ведь она только написала правду, кто из родителей участвовал в приобретении подарка. Никакой лжи в этом не было, почему же ей было так и не поступить? Тем, кто этого не понял, пришлось объяснять: прежде всего это задело родителей, которые не успели сдать деньги, потому что воспитательница могла подумать, что они отказались покупать ей подарок. И хотя потом все выяснилось, на первых порах воспитательница могла подумать, что они не хотели участвовать в сборе денег для подарка, и этим родителям из-за этого было очень неприятно и стыдно. Кроме того, и самой воспитательнице могло быть неприятно от мысли, что эти родители не уважают ее и не ценят ее работу, и ей могло быть горько от этого.

Были и такие, которые сказали: что за мелочные счеты, надо ли снисходить до них… А на самом деле это азы того, как нужно думать о других.

*

Еще одна история случилась с учительницей, которой предложили место преподавателя в школе в середине учебного года. Выяснилось, что учительница, занимавшая это место до сих пор, не справилась со своей задачей и была вынуждена уйти. А к этой учительнице обратились потому, что она была способнее, чем предыдущая, и руководство рассчитывало, что она преуспеет больше той. Однако проблема заключалась в том, что вторая учительница дружила с первой и понимала, что, если она займет место подруги, та может пасть духом, увидев, как она преуспевает там, где та не справилась. Если бы они не были знакомы, было бы другое дело, но в этих обстоятельствах согласиться занять место подруги означало причинить ей сильную боль.

Директор школы не могла понять, как можно быть до такой степени щепетильной; однако именно в этом и заключаются добрые качества характера! Тот, кто ими обладает, всегда думает о других – как они будут себя чувствовать в той или иной ситуации, что они будут ощущать. И если кто-то спросит, почему первая учительница должна была падать духом из-за этого, – пусть подумает, что он сам чувствовал бы, окажись он на ее месте. Неужели ему не было бы горько в такой ситуации? Несомненно, ему не было бы все равно – и только потому, что речь о другом человеке, он не особенно задумывается над тем, насколько это может волновать другого.

*

Еще был случай в одной ешиве, где искали преподавателя, чтобы давал уроки в ешиве. Руководство ешивы думало пригласить одного преподавателя, уроки которого были особенно удачны и который несомненно должен был преуспеть на новой должности. Однако кто-то заметил, что один из консультантов работающий в ешиве, тоже серьезный знаток Торы и мог бы давать уроки. И хотя уроки эти не достигли бы того уровня, как те, что мог бы давать тот, о ком подумали вначале, этот консультант, конечно же, уверен, что и сам может давать уроки, поэтому, если на это место пригласят не его, а другого человека примерно такого же возраста, он падет духом, и, таким образом, руководство ешивы нанесет ему обиду.

Другие же не поняли: ведь у него и так есть должность в ешиве, а давать уроки – это другая задача, отчего ему обижаться? Однако потом и они поняли все правильно, и консультант получил должность преподавателя. В результате ешива нисколько не проиграла на этом, а вполне преуспела. И хотя, казалось бы, в приоритете должна была быть забота о многих учениках, и надо было принять на должность преподавателя того, чьи уроки более удачные, – это соображение неверно. Это еще не причина своими действиями огорчать человека – не следует своими руками делать то, что может кого-то огорчить. И эта ешива, о которой мы рассказали, в результате этого случая только преуспела.

Рассказ рава Моше Блоя, да продлятся его дни

Однажды среди глав хедеров возникла интересная инициатива, к которой присоединились многие – приглашать в хедер особых духовных наставников. Планировалось, что эти духовные наставники будут приходить в старшие классы в каждом хедере и пробуждать [своими беседами] душу юных учеников, укрепляя их богобоязненность смолоду. Усердно потрудившись, инициаторы разработали упорядоченный план и попросили меня представить его на одобрение нашему наставнику, раву Гершону Эдельштейну, благословенной памяти. Для этого было уже запланировано время и место съезда всех директоров хедеров на Земле Израиля.

Все, кто имели отношение к этому проекту, были убеждены, что наш учитель, который так много призывал к укреплению нравственности учащихся, в первую очередь присоединится к этой инициативе и поддержит ее больше всех. Но когда мы пришли к нему и представили ему подробный план того, что было задумано, он целиком изучил его, потратив значительное время… после чего резко заявил: «Как можно делать такие вещи? Если в классы приведут духовных наставников, чтобы те выступили перед учениками, как почувствуют себя их постоянные преподаватели, которые весь год заняты тем, что воспитывают детей? Они почувствуют, что неспособны справиться с этой задачей! Нельзя их обижать».

Мы были очень удивлены такой неожиданной реакцией нашего наставника, но он был непреклонен, и всю идею пришлось предать забвению.

Исправление качеств характера. Грехи, приведшие к разрушению второго Храма.

Все, что связано с добрыми качествами души, очень непопулярно в мире, и в этом состоит грех, приведший к разрушению Храма, и сказали мудрецы (Йома, 9б), что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти. Известен также рассказ о Камце и Бар Камце, из-за которых был разрушен Храм, по словам мудрецов (Гитин, 55б). [Там рассказывается, как на некое торжество вместо Камцы по ошибке пригласили Бар Камцу. Обнаружив это, хозяин пиршества на глазах у всех прогнал Бар Камцу, хотя тот умолял не позорить его и даже предлагал оплатить всю трапезу. Из-за перенесенного позора Бар Камца так разгневался, что он отправился к римскому наместнику и сумел убедить его, что евреи готовят восстание против римской власти.] И вроде бы, спрашивается, разве они виноваты в разрушении Храма? Ведь об этом уже был вынесен приговор: сказано (там же, 56а), что рабби Цадок постился 40 лет, чтобы предотвратить Разрушение, из чего ясно, что приговор был уже вынесен и только посты рабби Цадока задержали его исполнение. Как же в таком случае понимать слова мудрецов, что Разрушение было следствием истории с Камцей и Бар Камцей; неужели только из-за того доноса был разрушен Храм?

На самом деле, конечно же, Разрушение случилось из-за напрасной вражды, широко распространенной в обществе, история же с Камцей и Бар Камцей была далеко не единственной – это был только пример тех дурных черт характера людей и напрасной вражды, которые имели место в то время. И хотя, разумеется, не все люди вели себя так, были среди них и таннаи, раббан Йоханан бен Закай и его ученики, и много других ученых и праведных людей (называемых прушим), которые, несомненно, не враждовали понапрасну с людьми. Но значительная часть общества была подвержена этой вражде и проявляла дурные черты характера, из-за чего был разрушен Иерусалим. Не донос стал причиной Разрушения, а дурные черты характера! Донос стал лишь естественным звеном в цепочке событий, которые привели Разрушение. Настоящей же причиной, по которой на Небесах было решено так поступить, была беспричинная ненависть и дурные черты характера.

И для того, чтобы удостоиться Избавления и восстановления Храма, следует исправить тот грех, который привел к Разрушению, и укрепить добрые качества характера. А для этого нужно учить книги мусара, без которых невозможно узнать, что называется добрыми качествами, а что – дурными. В книгах мусара объясняется, что такое скромность, и что такое гордыня, и разъясняются остальные качества характера.

В книгах мусара мы найдем советы, которые дадут нам радость – советы, как усовершенствовать свои добрые качества характера. А ведь тот, кто обладает таким качествами и добрым сердцем, всегда пребывает в радости, как сказано (Мишлей, 15): «У добросердечного – вечное пиршество». Тот же, кто не имеет доброго сердца, постоянно уныл и сердит на других, о чем сказали мудрецы (Авот, 2): «Ненависть к людям выводит человека из этого мира». А любовь к людям и добрые черты характера наделяют человека радостью, и живет такой человек хорошо и счастливо.

Да поможет нам Всевышний, чтобы мы удостоились укрепить свои добрые черты и удостоиться полного Избавления вскорости!

Перевод – рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=90340