Для своего пира Ахашверош воспользовался сосудами Храма, хоть и знал, что Валтасар был тяжко наказан за подобное деяние. Говорится в трактате Мегила (12:1), что в тот час провозгласил голос Свыше: «Первые были уничтожены из-за сосудов, а вы повторяете за ними?» Однако, несмотря на это действие, Ахашверош не был наказан так, как был наказан Валтасар. В отличие от него, была наказана Вашти, хотя она была лишь соучастницей в этом грехе использования сосудов Храма.
Этот факт требует объяснения, нужно понять: почему царь Ахашверош был избавлен от наказания, которое ему полагалось?
Рав Шломо Клюгер объясняет, что Ахашверош исхитрился и сделал так, что мера Суда не затронула его, поскольку он повел себя в соответствии с одним из правил, установленных Всевышним, которое приводится в Гмаре (Рош а-Шана, 17а): «Всякому, кто не настаивает на своих правах, прощают все его грехи».
Главным принципом на пиру Ахашвероша было то, что каждому разрешили делать то, что он хочет, без всякого принуждения со стороны царя, как сказано (Мегилат Эстер, 1:8): «А питье согласно обычаям, без принуждения… чтобы выполнить желание каждого человека».
Во время пира Ахашверош «отменил» страх перед царской властью, тем самым не настаивая на своих правах, и благодаря этому смог избежать меры Суда, которая не поразила его, несмотря на его величайшее злодейство.
Один мой знакомый, Б-гобоязненный аврех (назовем его Яаков), рассказал мне, что около месяца назад он стал плохо себя чувствовать, сделал анализы, и результаты оказались самыми страшными: у него обнаружили злокачественную опухоль… Легко представить себе его тяжелые чувства и то, насколько была сломлена его семья, тем более, что и сами врачи были очень встревожены. Яаков сделал то, что делает любой еврей в его ситуации: излил сердце в прочувствованной молитве Всевышнему, отчаянно умоляя Его послать ему спасение, и пошел попросить благословение у великого мудреца Торы.
Поскольку он очень приближен к раву Хаиму Каневскому, он пришел к нему и попросил, чтобы рав помолился за него. Вместе с тем он знал, как невероятно важна молитва самого больного, и поэтому решил поехать на могилу раби Шимона бар Йохая и прочесть там всю книгу Теилим, как делал каждый раз, когда сталкивался с какой-либо проблемой на протяжении своей жизни.
Перед этой поездкой он снова пришел к раву Хаиму и попросил благословить его на дорогу и на полное выздоровление.
Рав Хаим сказал ему: «Ты помнишь, что я приходил к тебе домой восемь лет назад?» Визит рава Каневского – это такое важное событие, что невозможно забыть его и через много лет. Так что Яаков сразу же вспомнил, о чем идет речь: более двадцати лет назад один человек причинил серьезный вред его жене, результатом которого стала трагедия, произошедшая в ее семье. Через какое-то время этот человек женился, но не удостоился иметь детей. Прошли годы. И вот к ним домой пришел рав Хаим Каневский и протянул его жене записку, в которой было сказано от ее имени, что она от всего сердца прощает «вредителю». Рав попросил ее подписать эту записку.
Жена, в памяти которой пробудилось это событие и заново заставило ее испытать все те тяжелые чувства, гнев и досаду, была не в состоянии простить.
Однако рав Хаим продолжил упрашивать ее: «Пожалуйста, подпишитесь на этой записке». Она ответила: «Если вы просите, рав, я, конечно, подпишусь. Но полностью простить ему я не могу!» Однако рав не удовлетворился этим ответом и сказал ей: «И все-таки, я очень прошу вас совершить эту духовную работу, простить ему от всего сердца и расписаться». Женщине было очень тяжело. Она погрузилась в размышления, мысли и сомнения не давали ей покоя. И все-таки она сумела преодолеть себя и согласилась подписаться и простить ему от всего сердца. Рав Хаим попросил мужа сделать копию этой записки, а оригинал сохранил у себя.
А вот теперь он велел Яакову: «Возьми эту записку с собой на Мирон, и молись там, что если тебе вынесен тяжкий приговор, пусть ты удостоишься, чтобы он был отменен в заслугу этой записки, в заслугу прощения твоей жены…»
Яаков с огромным волнением рассказал мне эту историю. «А вот теперь, — продолжил он, — я возвращаюсь от врача, который вернул мне результаты дополнительных анализов и проверок, которые я сделал после молитвы. Он сообщил мне, что новые проверки полностью отрицают предыдущий диагноз, я абсолютно “чист”, слава Б-гу, все в порядке!»
Еще одна история демонстрирует, насколько велика сила уступки.
Она произошла с одним замечательным евреем по имени рав Моше, единственным сыном пары, пережившей Катастрофу. Они очень надеялись увидеть продолжение их семьи. Однако шел год за годом, и после женитьбы рава Моше прошло уже семнадцать лет – а детей у него так и не было.
Каких только молитв и сгулот не пробовали рав Моше и его супруга, – но ничего не помогало. Врачам тоже нечем было утешить их. Однажды рав Моше узнал, что есть одна известная сгула для бездетных пар – купить чтение Афтары первого дня Рош а-Шана, где говорится о праведнице Хане. Рав Моше поспешил купить. Однако во время чтения Торы к нему подошли два брата, из молящихся в его синагоге, и попросили помочь: они оба купили очередь на чтение Торы, но они не могут подняться к Торе один за другим (не вызывают к Торе двух братьев подряд – прим. пер.). Поэтому они просят, чтобы рав Моше поменялся с одним братом, и тогда первый брат поднимется к Торе четвертым, рав Моше – пятым, а второй брат – к Афтаре.
Ни говоря ни слова, рав Моше согласился поменяться. Оба брата очень обрадовались, и только после того, что чтение Торы закончилось, они вдруг сообразили, что натворили. Человек семнадцать лет ждет детей, и когда он, наконец, покупает Афтару, известную как средство, помогающее удостоиться детей – они ради своего личного интереса отнимают это у него… Со слезами на глазах они подошли к раву Моше попросить прощения.
Однако он отреагировал совершенно безмятежно: «Я в жизни перепробовал много сгулот, но средства уступки еще не пробовал – до сегодняшнего дня».
На следующий год, когда рав Моше пришел в синагогу в Рош а-Шана, братья радостно сообщили ему, что купили для него Афтару. Однако рав Моше улыбнулся: «Да мне это уже не нужно…» И действительно, в Песах того же года у него родились близнецы. Два крепких и здоровых мальчика, подарок уступки…
Это средство – уступать, не настаивать на своих правах – не требует от нас величайших усилий и не является таким уж недостижимым. В каждом доме легко найти подобные ситуации: между мужем и женой, между детьми… И как известно, мир стоит на тех, кто сдерживаются (болем пэ – букв. останавливают свой рот) в момент ссоры, как сказано: «Подвесил землю на блима (ни на чем)».
Перевод: г-жа Лея Шухман