Настоящая радость

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

426
радость

Радующийся своей доле – материальной и духовной

Мы учим в шестой главе Пиркей Авот, что Тора приобретается 48 путями. Среди них есть два, связанных с понятием «радость»: «радостью» и «радоваться своей доле». Комментаторы пишут, что «радость» должна быть во время учебы – то есть нужно учиться с радостью, так как само изучение Торы приносит радость. А «радоваться своей доле» человеку следует даже когда он не учится – постоянно. Тот же, кто не рад своей доле, не преуспеет в Торе.

И еще сказано (там же, 4:1): «Кто называется богатым? Тот, кто доволен своей долей». Простой смысл подразумевает материальный достаток – тот, у кого есть много денег, но он недоволен своей долей, не называется богатым, потому что ему все время не хватает, и когда у него есть сотня, он желает иметь две (Коэлет раба 1:13). И даже той сотне, которая у него имеется, он не рад, потому что волнуется по поводу отсутствия двухсот. На самом же деле ему следовало радоваться той сотне, что у него есть. И во всех материальных делах, необязательно связанных с деньгами (есть много уровней материальных забот), следует радоваться своей доле, тому, что у нас есть.

На самом деле в святых книгах сказано, что следует так же радоваться своей доле и в духовных вопросах, радоваться той духовной ступени, которой человек достиг. При этом мы встречаем таких людей, которые достаточно крепки верой, изучают Тору с завидным постоянством, и тем не менее, не рады… Почему же они не радуются?

Причина в том, что они ставят своей целью определенные достижения. Например, человек хочет стать знатоком Талмуда, и учится ради этого, постоянно переживая, станет ли он таким знатоком. И хотя он учится, но Талмуд весьма объемен, и каждый день он видит, что все еще не знает его целиком, из-за чего испытывает разочарование и очень переживает, что проходит еще день, и еще, а Талмуд все еще не усвоен им. А другой человек учится, чтобы делать открытия в Торе, но это не удается ему, и он пытается изо всех сил, но никакие открытия не приходят ему в голову. Он старается еще и еще, при этом нет у него счастья от этой учебы, он не рад своей доле, настроение его портится, и нет у него радости…

Нет обязанности достичь чего-либо

Как же, действительно, приобрести радость от своей доли? Ответ в том, что нет обязанности чего-либо достигать, как ясно написано в трактате Авот, 2:16: «Не ты обязан закончить всю работу, но и уклоняться от нее нет у тебя права». То есть, хотя отлынивать от работы запрещено, ты не обязан доделать ее всю: нет обязанности выучить весь Талмуд или найти какое-нибудь новое объяснение – нужно только делать то, что Всевышний требует от тебя. Следует заниматься Торой и развивать в себе добрые качества характера, не бездельничать. И если человек учится по мере своих сил, не ленясь, – он выполняет то, что должен.

А всё это беспокойство о том, чего нужно достичь, возникает не из-за того, что «Всевышний требует от тебя», а из-за того, что требуешь от себя ты сам. И бывает, что человек небескорыстен в этом, а старается ради почета, чтобы его считали важным человеком. Тора же не требует этого, человека не спрашивают, добился ли он тех или иных целей, от него требуется заниматься Торой по мере своих сил и не тратить время попусту.

И автор «Ховот а-левавот» уже писал (раздел «Упование», гл. 4), что у каждой заповеди есть три этапа: выбор [принятие решения выполнить заповедь], старания и действительное выполнение заповеди. Награда же дается человеку только за выбор – за то, что он принимает решение выполнить заповедь, и за старания – за то, что он прилагает все силы к тому, чтобы заповедь была выполнена. Эти две детали подвластны человеку, тогда как то, будет ли заповедь на самом деле выполнена или нет, от него не зависит – а только от воли Небес. Для этого нужна помощь Свыше, и если Небеса не позволяют человеку реализовать свой замысел, он не виноват, и награда его будет такой же [как если бы ему удалось выполнить заповедь], о чем сказано в трактате «Кидушин» (40а), что если человек намеревался выполнить заповедь и не смог сделать это по независящим от него обстоятельствам, Писание засчитывает ему эту заповедь, как будто он ее выполнил, ведь не на нем лежит обязанность выполнить работу до конца.

Соответственно, следует радоваться своей доле в связи с принятым решением и проделанными усилиями, а то, что в действительности не удалось выполнить заповедь, не должно уменьшать радость. Поэтому тот, кто крепок [верой, Торой и заповедями], должен радоваться этому факту, не делая расчетов и не волнуясь по поводу «достижений» – завершить изучение всего Талмуда или сделать открытие в Торе и т. п. Ведь не на тебе лежит обязанность завершить всю работу, нужно только постоянно укрепляться и прилагать все силы к изучению Торы, не ленясь.

Это, правда, не очень естественно для человека, потому что обычно ему все же хочется достигнуть хоть чего-то. Возможно, подоплекой этого желания является стремление получить почести, а не бескорыстное служение Всевышнему. И тот, у кого есть подобные стремления, не во имя служения, успеха не добьется.

Это напоминает мне о том, как однажды ученики ешивы попросили меня рассказать им по секрету, «как стать великим человеком». Они думали, что тут есть некий известный мне секрет, но я ответил им, что тот, кто думает об этом, никогда не достигнет величия. Наоборот, он всегда будет оставаться незначительным человеком, потому что тот, кто мечтает о величии, наиболее далек от него. И уже сказали наши мудрецы (Эрувин, 54), что, если человек возносится над другими, его «спускают с вершины в долину» – он скатывается со всех духовных ступеней, оставаясь самым незначительным из всех неважных людей.

Так что следует радоваться своей доле, не делая расчетов на будущее, главное – то, что есть сейчас! Делай, что должно – в этом цельность человека, и тогда к тебе придет и радость.

О ценности целей и о переживании из-за невыполненной заповеди

Прибавим еще к тому, что мы говорили о стремлениях к цели, что иногда отнимает у человека радость и мешает ему преуспеть в изучении Торы. И ведь действительно, нет сомнений, что следует иметь цели, к которым стремишься, как сказали мудрецы (Тана девей Элияу раба, 25): «Человек должен спрашивать себя: когда мои деяния достигнут деяний Авраама, Ицхака и Яакова?». Разумеется, хорошо желать стать знатоком Талмуда и трудов законоучителей, и стремиться к тому, чтобы знать и понимать всё написанное там и легко ориентироваться в этом – это очень хорошее желание! Но только при условии, что это стремление не мешает человеку радоваться своей учебе. Если радость тоже присутствует вместе со стремлениями, и изучение Торы протекает с радостью, тогда мысли о целях не вредны, но если они гонят радость от человека, это нехорошо.

На первый взгляд, непонятно, как человек может радоваться, если он не достиг того, к чему стремился, он ведь переживает из-за того, что еще не выполнил заповедь, а такие переживания называются «волнениями об исполнении заповеди», и во время этого человек считается занятым исполнением заповеди, как разъясняется в Талмуде (Ктубот, 6б).

Но всё это только в случае, когда это не мешает ему выполнять заповедь, но если волнение из-за заповеди мешает исполнению заповеди, если это вредит успеху в изучении Торы, это, вне всякого сомнения, запрещено. Каждая заповедь предназначена только для того, чтобы человек делал то, что может, но не более того.

Совершенство по мере сил

Когда-то давно я видел написанное: что предпочтительнее – быть большим человеком или цельным? К примеру, один человек – большой мудрец с исключительными способностями, но есть у него один недостаток в качествах характера, есть некая заинтересованность, которая время от времени «подкупает» его, но он усердно учится и является большим знатоком Торы. А другой – не такой великий знаток Торы, но он целен духовно и обладает исключительно добрыми качествами характера, доведенными до совершенства, и любовью к людям, и делает все, что в его силах; и хотя он не достиг такого уровня познаний, он целен в своем служении. Кто же из них предпочтительней: великий или цельный?

Ответ можно выучить из законов предпочтения, на что благословить (см. Брахот, 39б): на большой ломоть хлеба или на маленькую, но целую булочку? Там сказано, что уважение к благословению состоит в том, чтобы произнести его над маленькой, но цельной булочкой, она важнее большого, но отрезанного ломтя. То же относится и к человеку: цельным человеком быть предпочтительнее, ведь что требует от нас Всевышний? Быть цельными и делать то, что мы можем! И если кто-то не может делать больше, от него этого и не требуется, только пусть делает всё, что в его силах, по способностям, дарованным ему.

На эту тему рабейну Йона в своей книге «Шаарей тшува» (2, 26) приводит притчу, рассказанную нашими мудрецами: царь отдал своим слугам поле, чтобы они выращивали для него зерно, и предостерег их, чтобы работали и охраняли поле как следует, так, чтобы оно давало по 30 куров (мера сыпучих тел, принятая тогда) в год. Они принялись обрабатывать поле, старались как могли, но принесли царю только пять куров. Царь спросил: «Как это понимать?» Они ответили ему: «Государь, у поля, что ты дал нам на обработку, очень скверная почва, и мы старались изо всех сил, но, несмотря на все наши усилия, поле дало только это количество зерна».

То есть, если кто-то получает для обработки неплодородное поле, и он сделал все от него зависящее, царь даст ему полную плату. Тот же, кто получил плодородное поле, но работал на нем спустя рукава, даже если оно принесло гораздо больший урожай, чем первое, тем не менее, поскольку он работал не в полную силу, он считается саботажником и бунтовщиком – ведь царь велел ему выполнить определенную работу, а он ее не выполнил.

Поэтому каждый должен действовать по мере своих сил – у кого сил больше, с того больше и спрос, и если цельность его служения нарушена, например, он иногда ленится изучать Тору, тогда, даже если он знаток Талмуда и обладает обширными знаниями – он не называется ни совершенным человеком, ни праведником, и его ждет Геином. Напротив, тот, чьи способности и познания скромнее, но он прикладывает все силы, которые у него есть, может называться совершенным и полным праведником. И обязанность именно быть совершенным.

И, как сказано, стремления к возвышенной цели – это очень хорошо, но если человек не может достичь ее, потому что достижение еге этому человеку не по силам, и при этом он делает все от него зависящее – это и есть цельность служения! Не нужно думать ни о чем больше, кроме как о том, что я должен сделать сейчас, и делаю ли я все, что могу – и тогда велика доля человека в этом мире, и надо радоваться своей доле, потому что в этом и есть совершенство.

Перевод: рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=90930