Тора и чистота мыслей

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

489

Заслуга Торы защищает всю общину

Сейчас начало хешвана, начало семестра, и, слава Б-гу, мы видим, что учащиеся уже собрались и учатся. Это очень важно – начать учиться, потому что каникулы – очень опасное время: всегда в это время происходили нежелательные вещи, случались беды, не дай Б-г, так как нет заслуги изучения Торы. Когда учатся, заслуга Торы защищает всю общину, а когда нет заслуги Торы, это опасно.

Даже во время самого́ учебного периода, когда есть перерыв в учебе, заслуг становится меньше. Однажды перед началом одной опасной военной операции пошли к Баба Сали, праведнику из Нетивота (великий мудрец и кабалист, рав Исраэль Абухацира), чтобы попросить благословения на успех. Он спросил, в какое время они планируют начинать, и они ответили, что в два часа дня. Баба Сали сказал, что это неразумно, потому что в это время есть перерыв в занятиях в ешивах, юноши обедают и отдыхают, и не хватает заслуги изучения Торы. Лучше планировать операцию позже, когда снова начнутся занятия, или раньше, но не в то время, когда нет учебы, потому что даже если это не каникулы, все равно в те часы, когда нет Торы, тоже опасно.

И это невзирая на известное (от нашего наставника Хазон Иша) правило, согласно которому человек, занимающийся Торой и нуждающийся в отдыхе, чтобы потом продолжить учение, считается занятым Торой. И так объясняется написанное в «Нефеш а-Хаим» (часть 4, глава 11), что, если мир хотя бы на мгновение остался бы без занятий Торой, он был бы разрушен, как сказано: «Если бы не Мой Завет днем и ночью, законы неба и земли не установил бы Я» (Ирмеяу, 33:25) – отдых, необходимый для занятий Торой, также считается занятиями Торой и исполнением заповеди, что мы учим из правила о «посланниках заповеди», которые освобождены от сукки даже во время сна, так как это необходимо, чтобы у них были силы на продолжение выполнения заповеди, и они называются «исполняющими заповедь» даже во время сна. И если так, то значит, отдых, необходимый для Торы, считается занятием Торой!

Но на практике лишь единицы думают об этом, а большинство людей во время отдыха не делают это ради Торы, поэтому заслуг Торы в такое время не хватает, особенно в каникулы . Теперь же, когда начался учебный семестр, мы счастливы, так как все занимаются Торой, и мы уже защищены, так как Тора защищает нас, как сказано в Сота, 21а: «Тора защищает и спасает».

Изучение Торы – связь с Древом Жизни

Это помимо того, что изучение Торы само по себе – нечто великое, ценность этого часто не осознается в полной мере. Когда человек занимается Торой, он соединяется с Б-жественным присутствием. Как сказано в «Зоаре» (гл. «Ахарей»): «Святой, благословен Он, Тора и Израиль – одно целое». Через занятия Торой человек связывается с Б-жественной святостью и соединяется со Всевышним! И так сказано в «Тана девей Элияу раба» (глава 18): когда человек сидит и учится, Всевышний учится вместе с ним, и в это время человек освящается и держится за Древо Жизни.

И вот что написано в книге «Нефеш а-Хаим» (часть 4, глава 33) о стихе «Древо жизни она для тех, кто держится за нее»: «Человек должен укоренить в сердце следующую мысль: пусть представит себе, что если бы он тонул в бурной реке и увидел перед собой крепкое дерево – он бы приложил все усилия, чтобы ухватиться за него и держаться, не отпуская ни на мгновение, так как от этого зависит вся его жизнь. Кто в таком положении может быть настолько глуп, чтобы не понимать: если он пожалеет свои силы и хотя бы на секунду, не дай Б-г, ослабит руки, которыми держится за дерево, то тут же утонет.

Так и Тора – это Древо Жизни, и только когда человек держится за любовь к ней и занимается ею постоянно, он живет истинной, возвышенной жизнью, тесно связанной с Творцом мира, благословен Он, ведь Всевышний и Тора – одно целое. Если, не дай Б-г, он оставит занятия Торой и отвлечется на преходящие мирские дела и удовольствия, он будет отрезан от высшей жизни и потонет в опасных водах, упаси Б-г».

Так и должен чувствовать человек: когда он учится и занимается Торой, он держится за Древо Жизни и живет. Если он не учится, он не держится за Древо Жизни и как будто бы не живет! Поэтому, слава Б-гу, что началось время учебы и мы видим большое количество людей, занимающихся Торой, и заслуга Торы защищает нас.

Учитесь так, чтобы это привлекало вас по вашему складу характера

Нужно при этом следить, чтобы занятие Торой сопровождалось сильной привязанностью к ней. Это также зависит от способа изучения. Вот история:

Некий человек хотел достичь любви к Б-гу и поехал в Иерусалим к одному мудрецу, чтобы тот дал ему совет. Мудрец посоветовал ему учить книгу «Шев Шматета», и таким образом он достигнет любви к Б-гу. Человек не задавал вопросов, а просто сделал, как ему сказали, и начал учить «Шев Шматета». Вскоре он почувствовал, что стал другим человеком: его сердце изменилось, молитва стала другой, и он почувствовал бо́льшую близость к Б-гу благодаря изучению этой книги.

Причина этого проста: «Шев Шматета» – очень глубокая книга, ее изучение интересно и захватывающе. Когда этот человек стал изучать ее, ему пришлось погрузиться в изучение Торы всеми силами, и, полностью сосредоточившись на ней, он привязался к ней сердцем. Такая учеба освящает человека, приближая его к Б-гу, и сердце его меняется и освящается.

Чтобы это произошло, нужно учиться так, чтобы учеба была интересной и захватывающей, потому что скучная учеба не является полноценной и не создает преданности к Торе. Учеба должна быть интересной и увлекательной, чтобы человек погружался в нее с полной концентрацией. Поэтому каждый должен учиться в соответствии со своим складом характера. И нужна помощь Небес, чтобы знать, как найти подходящий способ учебы для каждого человека.

Благодарение Б-гу, сейчас начался учебный семестр, и все мы занимаемся Торой. С Б-жьей помощью, пусть у нас будет успех в учебе и во всем, что нужно!

Рав не разговаривал с учеником, который говорил недостаточно чистым языком

В Талмуде описывается случай с двумя учениками, которые учились у Рава. Один из них сказал, что он утомился от изучения темы, как «усталая свинья», а другой сказал: как «уставший козленок». Рав перестал разговаривать с первым учеником, который использовал неподобающее выражение. И на первый взгляд, непонятно, почему Рав перестал говорить с ним. Разве из-за некоторого недостатка утонченности у человека нельзя с ним разговаривать?

Это можно объяснить тем, что сказано (Берешит, 13:14): «Г-сподь сказал Авраму после того, как Лот отделился от него», и Раши объясняет, что все время, пока нечестивец был с Авраамом, Всевышний не говорил с ним. Это означает, что когда Лот был с ним, Авраам не получал пророчеств. Как мы видим и у Моше рабейну, который получал пророчества в Египте только за пределами города, так как внутри города, полного скверны (идолов), пророчество не могло быть получено (Раши к Шмот, 12:1). Так и Авраам не получал пророчеств все время, пока подле него был Лот, потому что для получения пророчества нужно, чтобы вся обстановка была совершенной, для чего нужно место, чистое от любой скверны. А рядом с таким человеком, как Лот, пророчество было невозможно.

Таким образом, можно предположить, что Рав опасался следующего: если он будет говорить с учеником, речь которого недостаточно чиста, это приведет к снижению его собственного духовного уровня, и он не сможет получить влияние святости. Рав, однако, продолжал преподавать этому ученику, как сказано в Талмуде (Брахот 28а) о рабби Элазаре бен Азарье: «Обучают каждого, кто приходит учиться, даже если его внутреннее содержание не соответствует внешнему виду – и Тора повлияет на него, чтобы его внутреннее стало соответствовать внешнему». Так и Рав продолжал обучать этого ученика, но не хотел говорить с ним, как сказано в Талмуде: «Рав не разговаривал с ним», где «разговаривал» означает обычные, неформальные беседы.

В Талмуде (Йома 9б) есть похожий рассказ: там говорится, что человеку, с которым говорил Рейш Лакиш, люди доверяли, ссужая ему деньги без свидетелей. Для получения займа нужно быть надежным человеком, и если человек ненадежен, составляют документ или, по крайней мере, берут свидетелей. Но если люди видели, что Рейш Лакиш говорит с человеком, это был знак, что он честный и надежный, и ему можно было дать ссуду без свидетелей, так как он обязательно вернет ее, ведь с ненадежным человеком Рейш Лакиш не стал бы разговаривать.

Но как сам Рейш Лакиш определял, надежен человек или нет? По-видимому, это можно почувствовать, и человек высокого уровня может ощутить, честный человек или нет. Или же он определял это по лицу человека, пользуясь соответствующими знаниями, так как известно, что лицо отражает внутреннее состояние человека, на что указывает само слово паним (лицо), записываемое так же, как и пним (внутренний мир) – פנים.

Таким образом, Рав не хотел разговаривать с учеником, который говорил неподобающе, и, хотя не было никакого запрета произносить сказанное им слово, это указывало на недостаток чистоты его мыслей. Ведь то же самое можно было сказать более чистым языком – «устал, как козленок», вместо «как свинья». Зачем же было говорить некрасиво? Это указывает на то, что человек не видел разницы между «козленком» и «свиньей», что свидетельствует о недостатке чувств и утонченности души. Внутренний мир такого человека не целен, и Рав не хотел говорить с таким человеком.

Утонченность и чистота речи – залог успеха в Торе

В Талмуде (там же) приведена еще одна история о двух учениках, сидевших перед Илелем. Один из них спросил: «Почему виноград собирают в чистоте [то есть в ритуально чистые сосуды], а оливки не собирают в чистоте?» Второй спросил: «Почему виноград собирают в чистоте, а оливки – в скверне [то есть не требуются для этого чистые сосуды, и можно собирать в ритуально оскверненные]?» Илель восхитился чистотой речи первого ученика, который не хотел упоминать слово тума, «скверна», и сказал о нем: «Я уверен, что он станет законоучителем в Израиле».

Однако Илель не перестал говорить со вторым учеником, потому что он не был похож на ученика Рава, выразившегося нечисто. Второй ученик просто использовал слова «чистота» и «скверна», как это принято в учении. Но первый ученик, который подобрал более чистое выражение и сказал «не в чистоте», проявил особую утонченность, не желая произносить слово «скверна». Это уже очень высокая ступень, указывающая на то, что он станет законоучителем в Израиле.

Дело в том, что величие в Торе зависит от сути души, хороших качеств и утонченности души. Как видно из перечня сорока восьми путей, которыми приобретается Тора, многие из упомянутых в нем касаются хороших качеств характера. Чем больше у человека хороших качеств и утонченности, тем больше он приобретает Тору. И наоборот, с меньшей утонченностью успех в Торе меньше.

И это общий принцип, который нужно знать: не следовать примеру людей, говорящих резкими словами, хотя в природе человека есть склонность к подражанию, и может захотеться вести себя так же. Дети, видя кого-то, кто выглядит как сильный человек и говорит воинственно, могут захотеть подражать ему. Но это неправильно, не таков путь Торы.

Поэтому Илель сказал: «Я уверен, что он станет законоучителем в Израиле», потому что совершенство качеств – залог успеха в Торе. Если человек обладает хорошими качествами и такой утонченностью, что не может произнести слово «скверна» и поэтому говорит «не в чистоте», как сказано [о животных, которых Ноах должен был собрать в Ковчег] «которые не чисты», это признак, что он достаточно целен, чтобы преуспеть в Торе. Успех в Торе зависит от внутренней сути, от совершенства качеств.

Вот насколько нужно знать о важности утонченности. Ведь иногда людям кажется, что это не хорошо и что от этого человек страдает и теряет. Но на самом деле, наоборот, от этого выигрывают! Некоторые думают, что тот, кто не может быть дерзким, недостаточно смел, но это не недостаток, а достоинство.

Также чисты должны быть поступки и мысли

Если мы должны следить за чистотой речи, то тем более должны быть чистыми наши действия и мысли. Голова и сердце должны быть освобождены от «хамца», от «закваски в тесте» (как объяснил Раши в Брахот, 17а: имеется в виду злое начало, которое «заквашивает» наше сердце). Наши мысли должны быть наполнены святостью, о чем мы просим перед накладыванием тфиллин: «чтобы наши мысли были святыми». То есть даже просто лишних, ненужных мыслей чтобы не было [помимо тех, что запрещены]. Это, однако, высокий уровень – всегда иметь только святые мысли и не допускать даже просто посторонних, ненужных мыслей, но следует позаботиться хотя бы о том, чтобы наши мысли были допустимыми и не запрещенными.

Очень важно быть осторожными, чтобы не быть подверженными влиянию недопустимых мыслей, действий и слов, которые могут быть вокруг нас. В книге «Ховот а-левавот» (раздел «Хешбон нефеш», глава 3, п. 17) написано, что уединение – это добродетель и путь к совершенству, чтобы избежать плохого общества и не быть подверженным его влиянию. Ведь если человек общается с кем-то, далеким от совершенства, следует помнить, что тот будет влиять на него. А для успеха в Торе нужно быть оторванными от других вещей, не иметь связи с ними. Ведь есть множество вещей, которые привлекают нас, особенно молодежь, испытывающую различные искушения злого начала. Преодоление этих искушений и отдаление от них – это заслуга! Это и есть «чистота», о которой подробно говорится в книге «Месилат ешарим» в нескольких главах.

Следует знать, что «бен Тора» (приверженный Торе) – это не обычный человек. Как есть разница между человеком и животным, между идолопоклонником и служащим Единому Б-гу, так есть разница между евреем, преданным Торе, и обычным евреем. Человек, привязанный к Торе, меняет свои качества, весь его характер меняется! И у него другое лицо. Есть люди, которые могут определить по лицу, изучал человек Тору или нет, так как лицо отражает внутреннее состояние человека.

Поэтому изучение Торы должно быть непрерывным, как сказано в Иерусалимском Талмуде (конец трактата «Брахот»): «Если оставишь меня на день, я оставлю тебя на два». Это значит, что если пропустить день прилежных занятий Торой, потом потребуется два дня, чтобы вернуться. Также можно сказать и «если оставишь меня на час, я оставлю тебя на два» – если оставить привязанность к Торе на какое-то время, потребуется в два раза больше времени, чтобы собраться с силами и вернуться к прежнему состоянию. Как известно и о телесном здоровье: нужно следить за тем, чтобы не ослабеть – и это легче, чем когда уже ослабел, так как в последнем случае будет сложнее вернуться к прежним силам и здоровью.

Занимающиеся Торой должны знать это: нужно как можно больше придерживаться Торы и святых мыслей – это и есть настоящее удовольствие, и тогда будете счастливы в этом мире!

Перевод: рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=91437