Хочу коснуться одной важной темы, связанной с сегодняшней войной в Земле Израиля.
Речь идет об огромном значении изучения Торы. Сказано в недельной главе Ваера: «И сказал Г-сподь: Вопль на Сдом и Амору однако великим стал, а их грех однако стал тяжким весьма. Низойду же и посмотрю, согласно ли воплю на нее, дошедшему до Меня, поступали, — гибель. Если же нет — буду знать. И повернули оттуда мужи и пошли к Сдому; а Авраам все еще стоит пред Г-сподом. И подступил Авраам и сказал: Ужели погубишь и праведного с преступным? Быть может, есть пятьдесят праведных внутри города? Неужели погубишь и не простишь места сего ради пятидесяти праведных, которые в нем? (…) И сказал он: Да не прогневит Господина моего то, что скажу (еще) лишь сей раз: Быть может, найдутся там десять? И сказал Он: Не истреблю ради десяти (Берешит, 18: 20-32). Объясняет рабейну Йона (Шаарей Тшува, врата 3, 145) на основании трактата Санедрин (99б), что, если бы в Сдоме было 10 человек, изучающих Тору, ради них Всевышний помиловал бы Сдом. Тора приводит к праведности тех, кто её изучает, а они, в свою очередь, своей праведностью спасают окружающих.
Другой аспект величайшего достоинства изучения Торы раскрывается в главе Хаей Сара: «И Авраам стар… и Б-г благословил Авраама во всем» (Берешит, 24:1). В заслугу чего же Авраам удостоился этого благословления, включавшего в себя материальный и духовный аспекты? Пишет Рамхаль в книге «Дерех эц хаим», что мы должны задать этот вопрос, чем удостоились наши праотцы, чтобы понять, за что мы можем удостоиться того же самого. Мишна в трактате Кидушин приводит от имени рабби Неорая: «Оставляю я все ремесла, что есть в мире, и обучаю сына моего только Торе ,потому что человек питается частью заслуги за нее [Тору] в этом мире, а основная часть [заслуги] сохраняется ему для Мира Грядущего; а остальные ремесла – не такие: когда доживает человек до болезни, или старости, или страданий, и не может заниматься своей работой, то он умирает от голода [т.е. не имеет возможности поддержать свое существование]. Однако Тора – не такая, она охраняет его от всякого зла в юности и дает будущее и надежду в старости. И также сказано про Авраама авину.., что Всевышний благословил его во всём» (Кидушин, 82а). Почему же Мишна привела здесь именно этот стих? Дело в том, что Авраам удостоился такого благословления именно в силу изучения Торы.
Та же мысль звучит в начале недельной главы Бехукотай: «Если в законах Моих ходить будете…» — объясняет Раши, что речь здесь идёт именно о труде над изучением Торы (Ваикра, 26:3. Раши там), а далее следует перечисление благословлений за это. Мы знаем, что первый человек Адам получил проклятие в виде тяжкого физического труда (Берешит, 3:19). С получением Торы у нас появилась возможность заменить его трудом над её изучением, и удостоиться за него больших благословлений. Сказано в книге Зоар, что Всевышний, Тора и народ Израиля едины. Когда народ Израиля занимается Торой, он прилепляется ко Всевышнему. А это, в свою очередь, является источником всех благословлений.
Другая важная тема, которой хочу коснуться – возвращение народа Израиля ко Всевышнему.
В предисловии к Мидрашу Эйха говорится: «Рабби Уна и рабби Ирмия от имени рабби Шмуэля, сына рабби Ицхака, сказали: Мы нашли, что простил бы Святой, благословен Он, идолопоклонство, кровосмешение и пролитие крови, но не простил пренебрежение Торой, как сказано: “За что погибла страна?” Не сказано здесь: “За идолопоклонство, кровосмешение и пролитие крови”, однако сказано: “За то, что оставили они Тору Мою”» (Ирмиягу, 16:11. Мидраш там). То есть, если бы к перечисленным грехам не добавилось бы оставление Торы, то Всевышний задержал бы исполнение своего наказания, чтобы дать шанс народу, поскольку, как объясняет Мидраш, свет Торы возвращает человека к добру. При этом, когда в народе Израиля есть люди, занимающиеся Торой, её свет спускается в этот мир и светит не только тем, кто непосредственно ею занимаются. Наши мудрецы говорили, что если ешиботник в Литве плохо учит тосафот, то еврей в Париже из-за этого нарушает шаббат. Хазон Иш пишет, что серьезно изучающий Тору оказывает влияние и на окружающих его, и на более далеких. Это касается и людей, напрямую с ним не связанных. И в этом большая сила Торы. Учить Тору нужно так, чтобы эта учёба давала свет. Сегодня этот свет в наибольшей мере присутствует в ешивах. Этот свет обращает народ Израиля к добру!
Сказано в Гемаре: «Велико изучение, приводящее к исполнению (Кидушин, 40б)». Речь здесь о том, что свет Торы побуждает изучающего её к исполнению воли Творца. Именно на это нам указали мужи Великого Собрания, когда включили в молитву Шмона эсре благословение о Тшуве: «Верни нас, Отец наш, к Торе своей и приблизь нас, Царь наш, к служению своему. И помоги нам совершить полное исправление перед Тобой». Таким образом, сначала происходит возвращение к Торе, затем – к служению, и наконец – полное исправление. Пишет Орах Хаим, что началом тшувы является возвращение к Торе.
Трагедия, происшедшая в нашей стране в праздник Симхат Тора, стала для всех нас шоком.
Она произошла на фоне реальности, к которой мы все уже привыкли. Речь идёт о разделении нашего народа на светских и религиозных. Мы не ощущаем, что эта реальность – признак исковерканного мира, в котором мы живём. Народ Израиля не должен так выглядеть! Мы привыкли к тому, к чему привыкать нельзя. Ситуация, в которой часть евреев оторвана от Торы и пытается оторвать остальных, опасна для самого существования нашего народа. Процесс возвращения народа к Торе для нас принципиально важен. Мы можем и обязаны этим заниматься. Рав Моше Шапиро посвящал этому много сил. Он приезжал в места обитания тель-авивской богемы и давал там уроки. Это могут не все. Но заниматься Торой всегда, когда это возможно, и молиться о народе Израиля может каждый. Возвращение народа Израиля ко Всевышнему зависит от наших занятий Торой и от наших усилий нести Свет Торы всему народу Израиля!
Мы уже цитировали высказывание из трактата Кидушин о том, что Тора охраняет от всякого зла в юности. Там же говорится: «Я (Творец) создал дурное начало и создал средство против него – Тору. Если вы занимаетесь Торой, то не попадаете в его руки (Кидушин, 30б)». Рамхаль в книге Месилат Яшарим приводит барайту, говорящую о том, что Тора приводит к осторожности. Далее он говорит, что поскольку это средство от дурного начала дал нам сам Творец, то тот, кто его не послушается, подобен больному, обратившемуся к лучшему врачу и не следующему его советам. Тора не только является защитой от дурного начала, но и имеет силу изживать его. В книге рава Авраама, брата Виленского Гаона, Маалот а-Тора говорится, что один из способов изжить зло из самого себя – это занятия Торой. Именно так человек изживает из себя дурное начало.
Говорит Раши, что наш субботний гимн Эшет хаиль, которым заканчивается книга Мишлей, посвящён Торе (Мишлей,31:10-31. Раши там). Он пишет, что в стихе «замыслила взять поле и взяла его» слово зомема (замыслила) имеет тот же корень, что и зомам (намордник). И здесь содержится намёк на то, что Тора надевает намордник на Эсава, который назван «человек поля» ((Мишлей, 31:10-31. Раши там). Сказано в недельной главе Толдот: «И сказал Яаков отцу своему: Я… Эсав — твой первенец. Я делал так, как ты говорил мне. Поднимись же, сядь и поешь от добычи моей, чтобы благословила меня твоя душа. И сказал Ицхак сыну своему: Как это быстро нашел ты сын мой? И сказал он: ибо случай доставил Г-сподь, Б-г твой, предо мною. И сказал Ицхак Яакову: Подступи же, и ощупаю тебя, сын мой. Ты ли это, сын мой Эсав, или нет! И подступил Яаков к Ицхаку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава (Берешит, 27:19-22)». Объясняют наши мудрецы, что когда звучит голос Яакова, над нами не властны руки Эсава. Однако, это место в Торе можно объяснить и по-другому. Во время войны в Персидском заливе можно было наблюдать, как «руки Эсава (американские войска)» расправлялись с нашими ненавистниками. То есть «руки Эсава» в данном случае подчинили себя «голосу Яакова».
Гемара рассказывает об отношениях между Реби (рабби Иегудой а-наси) и римским императором Антонинусом, закончившимися гиюром последнего. В наших сидурах в утренних благословениях приведена молитва Реби, которую он читал ежедневно, хотя находился под охраной императорской гвардии. В этой молитве говорится: «Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, оберегать меня сегодня и впредь от дерзких людей и от дерзости, от человека дурного и от товарища плохого, и от соседа злого, и от несчастного случая, и от смертельного врага, от тяжелого суда и неуступчивого истца, как еврея, так и нееврея». В трактате Брахот (16б) сказано, что Реби читал эту молитву несмотря на наличие круглосуточной охраны, которой его окружил Антонинус (Раши там). Почему? Потому что он понимал, что этой охраны он удостоился в силу наличия у него «голоса Яакова»! И сегодня минимальное количество жертв от ракет в этой войне не должно быть для нас причиной не молиться. От «рук Эсава» мы спасаемся именно «голосом Яакова», то есть нашими молитвами и нашей Торой.
К тому же не нужно забывать, что Ицхак благословил Яакова в тот момент, когда он обладал «руками Эсава». Есть ситуации, когда народ Израиля пользуется «руками Эсава», как своими собственными. Когда Яаков благословляет сыновей, он говорит: «Шимон и Леви, братья. Орудия отобранные их мечи (Берешит, 49:5)». Объясняет Раши: «Это от благословения, (полученного) Эсавом, и его ремесло, которое вы у него позаимствовали (Раши там)». Кроме того, в Хумаше сказано: «И сказал Г-сподь Моше, говоря: Отомсти за сынов Исраэля мидьянитянам, затем приобщишься к народу своему. И сказал Моше народу: вооружите из среды своей людей в войско, чтоб они пошли против мидьянитян совершить мщение Г-сподне над мидьянитянами… И пошли войною на мидьянитян, как Г-сподь повелел Моше, и убили всех мужчин. И вместе с другими их убитыми убили они царей мидьянских: Эви и Рэкэма, и Цура, и Хура, и Рэву – пять царей мидьянских, а также Билама, сына Бэора, убили мечом (Бемидбар, 31:1-3,7-8). То есть народ Израиля, выполняя волю Творца, взял в руки меч, оружие Эсава, и воспользовался им по его назначению. Кроме того, наш царь Давид и его друг Йонатан, сын Шауля, были великими воинами, но при этом они обладали великим «голосом Яакова». Они шли на войну с намерением воевать не руками, а силой Всевышнего (Шмуэль 1, 19:8). Таким образом, когда Всевышний даёт нашему народу благословение Ицхака, народ Израиля в ситуации опасности берет в руки оружие Эсава. Однако при этом важно не потерять «голос Яакова». Мы должны понимать, что оружие народа Израиля сильно только вместе с голосом Яакова. Заслуга изучения Торы дает силу нашему народу во время войны. В трактате Макот (10а) трактуется стих из книги Теилим (122:2) «стояли наши ноги во вратах твоих, Иерусалим» следующим образом: что дало силу нашим ногам устоять в войне? Твои ворота, Иерусалим, в которых занимались изучением святой Торы.
Всё, сказанное нами здесь о заслугах изучения Торы имеет один общий корень. Дело в том, что все наши проблемы (болезни, отсутствие заработка, сила дурного начала) вызваны отходом от воли Всевышнего. Это единственный источник всего зла в мире. Нет более сильного способа исправить эту ситуацию, кроме как изучать Тору ради неё самой, отдавая этому все свои силы.
Войны против народа Израиля – это войны сил зла! Подрывая силы зла, мы лишаем сил наших врагов.
Сказано в книге Дварим: «И обратились мы, и отправились в пустыню по пути к Тростниковому морю, как говорил Г-сподь мне, и обходили мы гору Сеир многие дни». Пишет Раши: «Если бы не согрешили, то перешли бы через гору Сеир, чтобы вступить на землю (Исраэля) с юга на север; но из-за того, что согрешили, повернули к пустыне, которая между Тростниковым морем и южной стороной горы Сеир» (Дварим, 2:1. Раши там). Когда народ Израиля отходит от Торы, Высшие миры скрываются от нас и это дает силы злу в этом мире. Когда же мы возвращаемся к Творцу и его Торе, это ограничивает и искореняет силы зла. Рамхаль в книге «Клах питхей хохма» пишет, что в пустыне во время дарования Торы, когда народ Израиля был на духовной высоте, силы зла были подобны злой собаке на крепкой цепи. Когда же эта цепь рвётся, происходит катастрофа. Ограничение сил зла полностью зависит от нашего отношения к Торе. Изучение её отдельным человеком изживает его дурное начало, а изучение её нашим народом подрывает силы зла! Однако, истинный труд над Торой, даже единиц, оказывает огромное влияние и на других. Изучение Торы – это наша сила и мощь. В истинном труде над Торой может быть доля каждого еврея: или в учебе или в поддержке.
Подготовил: рав Цви Маламуд