Сказали мудрецы: «Мир существует благодаря трем вещам: Торе, служению (храмовому, а в наше время – благодаря молитве) и помощи ближним» (Авот,1:2).
Задержимся на одной из этих основ мироздания – на храмовом служении, а конкретнее – на жертвоприношениях.
Уже с самого сотворения мира служению Творцу выражалось в приношении Ему жертв. Писание рассказывает о жертвоприношениях Каина и Эвеля. Согласно устному преданию, Адам принес жертву Создателю. В Торе говорится о том, как Ноах принес жертвы Всевышнему после того, как он вышел из ковчега. Наши праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков строили жертвенники и приносили дары Всевышнему. Мы можем проследить, как и в последующих поколениях жертвоприношения занимали важное место в создании и укреплении связи с Творцом.
Всевышний сотворил нас, чтобы изливать на нас Свое милосердие.
Акт жертвоприношения демонстрирует признание и принятие власти Творца. Когда речь идет о грехоочистительной жертве, такой как хатат или ашам, приносимой человеком в качестве очищения от совершенного им нарушения, понятно, что ее цель – восстановление связи с Создателем, которая ослаблена в следствии несоблюдения установленного Им закона. Принося такую жертву, человек выражает осознание неправильности своих действий и стремление вернуться к беспрекословному исполнению желаний Творца, полностью подчиниться его указаниям.
Слово «жертва» на Святом языке (корбан) происходит от слова «близость» (кирва).
Рамбан в комментариях на Тору в начале книги «Ваикра», большая часть которой посвящена храмовому служению, пишет, что в момент принесения исправительной жертвы человек должен представлять себе, что то, что действия, осуществляемые с животным (убой, снятие с нее кожи, окропление ее кровью жертвенника, расчленение ее на отдельные органы, воскурение этих органов и жира на жертвеннике), должны были проделать с ним самим, чтобы искупить его мысли, слова или поступки. В великом милосердии Всевышний позволил человеку заменить себя животным.
Служители чуждых культов тоже приносили богатые дары своим идолам, но преследуя совершенно иные цели. Истинный слуга Творца, принося Ему жертву, искренне желает покориться Его воле, даже если это требует от него отказа от своих желаний и не поддается человеческой логике. В то время, как служители чуждых культов приносят жертвы (иногда и людские) определенным объектам, полагая, что у тех есть самостоятельная, неконтролируемая Творцом (причем в ряде случаев и осознавая, что Он существует), власть в интересующих их сферах. Либо добиваясь их благосклонности, либо в надежде получить долю их влияния.
Их заблуждение было тройным. Во-первых, любой, даже самый мощный объект, создан Всевышним, подчинен Его воле и лишен собственной власти. Имя Всевышнего на Святом языке – Эло-им, что означает «Хозяин всех сил». Вторая ошибка заключалась в том, что Создатель не берет взяток, Он желает искреннего сердца, любви и единения. Жертва должна быть принесена с правильными намерениями, иначе она не будет угодна Ему, Он ее не примет. В-третьих, они не учитывали, что все три условия для существования мира, т.е. служение, изучение и исполнение Торы и помощь ближним тесно связаны между собой и отсутствие даже одного из них пагубно сказывается на всем мире.
Пока не построен Храм мы лишены возможности приносить жертвы Творцу. Наш дар Ему – искренняя молитва. Жертвоприношение является великим средством, позволяющим приблизиться к Создателю. Искренняя молитва есть сама связь с Ним!
Уже несколько месяцев мы являемся эпицентром страшной войны. Со всех сторон мы окружены опасными ненавистниками, обладающими огромным военным потенциалом. Положение обостряется с каждым днем. В чем нам следует искать спасение? Наш праотец Ицхак учит нас: «Руки – руки Эсава, а голос – голос Яакова» (Берешит 27:22). Поясняют мудрецы: когда в домах учения и в синагогах раздается голос Яакова, руки Эсава (т.е. наших до зубов вооруженных врагов) бессильны (Берешит Раба,65:20). Ицхак благословил Яакова и нас, его потомство, побеждать голосом. Голосом изучения Торы и молитвы. Это благословение выше благословения, данного Ицхаком Эсаву: «Мечем своим жить будешь» (Берешит 27:40). Голос нашей Торы и молитвы, и только он, может победить военную и политическую мощь Эсава.
Подготовил рав Л. Н. Злотник