«Тораническое управление»

Дата: | Автор материала: Рав Гедалья Шорр

538
благословение луны

В трактате Брахот (59а) приводится: «Один раз Рав Кетина шел по дороге и проходил мимо входа в дом некроманта. Прогремело землетрясение. Он сказал: “Знает ли этот некромант, из-за чего это землетрясение?” Некромант повысил голос и сказал: “Кетина, Кетина, почему нет? Когда Всевышний, благословен Он, вспоминает сынов Своих, которые страдают среди народов мира, Он роняет две слезы в Великое Море. Их гул слышен от одного края земли до другого — это и есть землетрясение”». Раби Йеуда Лейб бен Бецалель (Маараль) в книге «Беэр а-Гола» задаёт вопрос: разве перед тем, как еврейский народ оказался в изгнании, не было землетрясений? Как это может быть, ведь «нет ничего нового под небесами» (Коэлет, 1:9), и всё идёт своим чередом!

Магид из Кожниц в комментарии к Мааралю отвечает на этот вопрос. Он объясняет, что, действительно, после окончания шести дней творения и до сегодняшнего дня нет в мире ничего принципиально нового. Всевышний заранее запланировал всё, что произойдет в течение всего времени. И, тем не менее, несмотря на то что все события и всё управление миром были запланированы заранее, этот план — это то, что было «под небесами», то есть, управление, подчиненное естественным законам. Об этом сказано «нет ничего нового под небесами». Но существует также управление миром, проистекающее из более глубокого источника, которое скрыто в обычном управлении. Если сыны Израиля будут внимать и повиноваться заповедям Всевышнего, то смогут быть подчиненными другому образу управления, которое называется «тораническое управление». Это означает, что в каком-то месте по плану должно произойти что-то плохое, у человека в руках есть выбор, ехать через это место, или нет. И то же самое во времени. У людей есть выбор, жить ли им в потоке естественного течения времени, как было запланировано с самого начала творения. Этот план включает все четыре царства, как мудрецы («Берешит Раба», 2:4) объяснили в интерпретации стиха (Берешит, 1:2): «Земля же была — смятение и хаос, и тьма над бездной, и дух Б-жий витает над водами». (Там сказано: «”смятение” – это Вавилон; “хаос” – это Мидия; “тьма” – это Греция; “над бездной” – это царство зла [Рим и следующие по его стопам]». Из того видно, что потенциал для изгнаний вложен в саму основу мироздания.)

Но у сынов Израиля есть выбор пойти другой дорогой, дорогой времени, которое выше естественных ограничений. Они могут быть под властью «торанического управления», которое выше законов природы. Под солнцем нет ничего нового, но над солнцем есть новое! У них есть возможность прилепиться к жизни по этому сверхъестественному времени. И этот выбор был у сынов Израиля всю историю, как во время дарования Торы, когда они пребывали на самом высоком уровне, и были освобождены от всякого порабощения другими народами, и были свободны от дурного начала и от ангела смерти. В тот момент Всевышний правил ими путем, который не подчиняется естественному ходу событий, и они прилепились к этому способу управления. И поэтому они оказались выше мира, в котором они должны были уйти в четыре изгнания. Но когда они согрешили и опустились на более низкий уровень, то вернулись к управлению, подчиненному естественному ходу событий. Возможность землетрясений действительно была заложена в природу и до построения Храма, с момента создания мира, так как под небесами действительно нет ничего нового. И эти землетрясения были частью естественного, натурального мира, так как Всевышнему было известно, что в будущем народ Израиля согрешит, и землетрясения нужны для того, что будет в будущем.

Магид из Кожницы приводит от имени своего учителя раби Бера (одного из учеников Бааль Шем Това), что на это есть намек в стихе (Бемидбар, 28:14): «Это — всесожжение в каждое начало месяца во все месяцы года». Слово «это» (זאת) намекает на два вида управления — естественное и «тораническое». Буква ז (численное значение которой — это 7) намекает на семь дней творения, на план, который следует природе. Буквы א и ת (первая и последняя буквы алфавита) намекают на «тораническое» управление, которое следует двадцати двум буквам Торы. В рамках этого управления, всё можно использовать для хорошего, начать всё заново в другом порядке. Это то, что заложено в слово זאת в стихе: «Это — всесожжение в каждое начало месяца во все месяцы года». Магид объясняет, что в этом и заключается содержание вопроса «установил ли ты постоянное время для изучения Торы?», (который задают человеку, когда судят его после смерти). Он звучит именно таким образом: «Установил ли ты постоянное время», а не «Изучал ли ты Тору как полагается». Ибо, изучая Тору, человек может установить новые времена и способ управления миром, следующий Торе, выше рамок законов натурального мира.

Рамбан в начале главы Ваэра (Шмот, 6:2) приводит комментарий Ибн Эзры к словам «Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову как Кель Шакай (א-ל ש-ד-י), а именем Моим Авая не открылся им»: «Я проявился праотцам силой длани Своей, которой я нарушаю законы звезд и помогаю избранникам Своим. Но именем Йуд-Эй (י-ה), которым было создано всё сущее, я не явился им, не создавая новые сущности, которые изменяют ход событий». Это означает следующее: управление, которое Всевышний проявил праотцам, действовало как колесо внутри колеса (то есть, движение внутренней шестеренки воздействует на движение внешней шестеренки, но не изменяет её саму); они прилепились к управлению, при котором Всевышний изменяет ход событий, которые Он поставил в зависимость от движения небесных тел. Это показывает, как Всевышний правит миром, не нарушая установленных Им законов природы. Поэтому и пророчество, которое им раскрылось, исходило от имени Шакай (ש-ד-י), которое означает, что Его Б-жественность присутствует в природе, во всех созданиях, и управляет ими. Следуя Магиду, объясним это так: мир управлялся по законам природы, но праотцам удалось прилепиться к глубинному, «тораническому» управлению. В Египте же началось управление посредством имени Авая (הויה), то есть, что то, как Всевышний управляет миром, раскрылось для всех; весь мир управлялся только «тораническим» управлением. И это то, что происходило также в период дарования Торы, когда управление было подобно тому, что будет в будущем (после прихода Машиаха). Но когда народ не смог удержаться на столь высоком уровне и совершил грех золотого тельца, управление опять вернулось к естественному течению событий. Но у народа Израиля остался потенциал вернуться к тому управлению, что контролирует события на более глубинном уровне.

Теперь вернемся к тому, на что намекает стих «Это — всесожжение в каждое начало месяца во все месяцы года». Необходимо знать, что если намек на эти концепции находится именно в этом стихе, это означает, что и простое понимание стиха связано с ними. Ведь слово זאת встречается в Торе много раз. Почему именно здесь это слово намекает на два способа управления миром? Несомненно, у мудрецов была переданная традиция, по которой именно этот стих говорит об этой теме.

Попытаемся объяснить связь между простым смыслом этого стиха и тем, на что он намекает. Понятие новомесячья (первого дня месяца еврейского календаря, дня, который определяли мудрецы Израиля, и в который в Храме приносились особые жертвоприношения) включает концепцию обновления. Это время, когда действуют силы обновления. Появление новой луны говорит о том, что пришло время возрождения; если мы видим, что творение облачается в платье обновления, и весь мир видит, как обновляется луна, это означает, что это обновление исходит из самых возвышенных источников, пребывающих на высочайших уровнях. Оттуда обновление спускается в наш мир. Мы упоминаем это в благословении на новую луну «которые в будущем возобновятся как она» [речь идет о народе Израиля]. В будущем будет возобновление, которое сегодня символизируется луной. Луна — это облачение возобновления в этом мире. А новомесячье — это время прилепиться к этому возобновлению. [В святом языке, «новый» и «месяц» — это однокоренные слова, которые пишутся одинаково, חדש.]

Но основное возобновление — это то, что будет в будущем. В будущем порядок управления миром не будет подчинен законам природы. Это «тораническое управление». Всем сынам Израиля будет ясно, как их жизнь постоянно возобновляется, как Всевышний каждое мгновение постоянно возобновляет всё творение. Поэтому новый месяц начнут по-настоящему праздновать только в будущем, как сказано (в конце книги Йешаяу): «И будет: в каждое новомесячье… приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной, сказал Г-сподь». Но и в наше время каждое новомесячье проявляются отблески этого образа управления. Известно, что Всевышний постоянно возобновляет жизненную силу всего сущего. Поэтому народ Израиля отсчитывает время по луне, так как луна показывает на то, что народ Израиля не подчинен полностью естественным законам; он постоянно получает новую жизнь от источника, пребывающего выше солнца. С другой стороны, народы мира пользуются солнечным календарем, который показывает на постоянное существование в рамках природы. Все зависит от того, как ведет себя человек. Когда сыны Израиля прилепляются и «тораническому» управлению, тогда это управление властвует над ними сверху. Но если они прилепляются к естественному ходу событий, то этому ходу событий и подчиняются. Они оказываются во власти природы. Поэтому именно в этом стихе содержится намек, интерпретирующий слово זאת. Ведь новомесячье — это знак обновления. Благодаря этому обновлению есть возможность прилепиться к «тораническому» управлению.

И так как основная идея новомесячья связана с будущим, хоть сыны Израиля и обладают способностью прилепиться к этой силе будущего, в новомесячье произносят Алель с пропусками. В книге «Ресисей Лайла» (8) автор объясняет, что новомесячье у человека есть возможность «перескочить» в будущее, что у сынов Израиля есть возможность получать жизненную силу от света, который проявится только в Грядущем мире. Ибо в изгнании новомесячье — это не праздничный день. Но в будущем оно станет праздничным днем, и в этот день также будет заповедь быть увиденным в Храме [как в три праздника Песах, Шавуот и Суккот], как сказано: «И будет: в каждое новомесячье… приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной, сказал Г-сподь». А сейчас в изгнании мы получаем жизненную силу от этого света, который проявится в будущем. А сейчас это свет, который возвращается из будущего.

Сказали мудрецы (Хулин 60б): «Сказал Всевышний, благословен Он: приносите искупление за Меня, за то, что Я уменьшил луну». (Выше Талмуд объясняет, что в начале солнце и луна были одинакового размера, как написано «два больших светила», но потом Всевышний уменьшил луну, так как она сказала, что два царя не могут править под одной короной — см. комментарий Раши к Берешит, 1:16.) Маараль объясняет, что уменьшение луны говорит о несовершенстве творения. А слово «искупление» говорит об улучшении и устранении недостатков в творении. Это и есть жертва. «Жертва» означает приближение [в святом языке слово «жертва», קרבן и слово «приближение», התקרבות — это однокоренные слова]. Новомесячье способно сблизить то, что отдалилось из-за свойственных творению отчуждению и сокрытию. Эту жертву приносят в новомесячье, поскольку новомесячье способно исправить недостатки и приблизить к Творцу. А исправление проистекает именно из того, что «Я уменьшил луну». Когда мы чувствуем это уменьшение, когда мы чувствуем, насколько далеко мы отошли от Творца, благословен Он, тогда у нас появляются силы приблизиться к Нему и обновиться, прилепиться к управлению, которое выше рамок природы, к «тораническому» управлению миром.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=88506