Бесспорно, центральное и важное место в жизни еврея занимает суббота. Это верно в отношении всего: и исполнения заповедей, и мировоззрения, и обычаев, и быта. Завершая раздел о законах субботы, великий Рамбам в своем труде «А-Яд а-Хазака» (в конце тридцатой главы) пишет, что идолопоклонство – это грех, разрушительная сила которого равна одновременному нарушению всех остальных запретов Торы, вместе взятых. Еще одно нарушение, которое обладает той же разрушительной силой – это несоблюдение законов Шаббата. Суббота является знаком вечного союза между Создателем и нами, народом Его. Поэтому нарушающий, даже умышленно, какой-либо запрет, является нечестивцем, но все еще евреем. Тот же, кто прилюдно оскверняет Шаббат, подобен идолопоклоннику, оставившему еврейский народ. Пророк восхваляет тех, кто соблюдает субботу, и говорит: «Счастлив тот, кто сделает это (исполнит законы субботы) и человек, поддерживающий ее (субботу)». Помимо той великой платы за соблюдение воли Творца, которая ждет человека в будущем мире (как за любую другую заповедь), за соблюдение субботы он получает дополнительный подарок уже в этом мире, как об этом написано в Танахе.
Всевышний сказал Моше: «Дар прекрасный есть в сокровищницах Моих, а Я готов дать его только сынам моим, народу Израиля».
Любящий Всемогущий Отец дарит своим детям самое дорогое, что у него есть в царских сокровищницах.
Но почему же, если это такой великий подарок, многие не хотят его принять?
Некоторые спрашивают: если это день отдыха, то почему нужно отказывать себе в чем-либо? Кто-то хотел бы выкурить сигарету, кто-то – съездить к морю, пожарить шашлыки, поговорить по телефону или посидеть за компьютером. И еще: как может день покоя быть целью творения, ведь отдых – это только средство набраться сил для продолжения работы? И зачем именно в выходной день даровать нам дополнительную душу? Ответим на эти и многие другие вопросы притчей, приведенной в книге «Сидуро шель Шаббат». Царь жаждет видеть всех своих детей собравшихся вместе. Для этого он заранее просит освободить определенный день и в праздничных одеяниях собраться у него для семейного застолья. Прибыли все дети, кроме одного сына. Понятно, что, несмотря на то, что вся семья за исключением одного члена в сборе, утеряно что-то важное, дорогое.
Когда через некоторое время царь поинтересовался у не посетившего семейное торжество сына о причине отсутствия, тот резонно ответил: «Отец! Ты же хотел доставить каждому радость. Для меня большую радость доставило провести время с друзьями». «Время с друзьями» – это сигареты, компьютер, телефон. Суббота – это имя Творца, это день, проведенный с Ним, на пиру у Царя. Шаббат – это день, когда Царь приглашает нас к себе на пир. Кто же может пренебречь таким счастьем, возможностью единения с Царем всех царей, Всемогущим и Милосердным?! Заменить это чудо материальными вожделениями будних дней, сигаретами и телевизором?! Это – одна из причин, почему нарушение субботы расценивается как отказ от близости к Творцу, как нарушение всех запретов Торы вместе взятых, и неисполнение всех повелительных заповедей Создателя.
Почему в самом главном из дополнительных песнопений субботнего утра – молитве Нишмат Коль Хай – «Душа всего живого», нет упоминания о субботе?
Человек – творение духовное. Душа является сутью человека, и именно о душевном спокойствии, отдыхе и наслаждении идет речь, когда говорят о субботе. Материальные наслаждения и удовольствия, которые заповедано получать в этот день, призваны внести гармонию в душевный покой. Благодаря широте взгляда, который дает нам дополнительная душа в Шаббат, появляется возможность увидеть, что материальное не противоречит духовному. Думается, что именно это подразумевает Раши, когда пишет о дополнительной душе: «Сердце расширяется. Покой и радость. Еда и питье не вызывают неприязни». Благодаря верному взгляду на мир человек осознает, как материальное дает силу духовному росту и служению Всевышнему, и тем самым приумножает славу Творца и почет Его. И дополнительная душа, которую Всевышний дарует нам специально на Шаббат, необходима для того, чтобы ощутить возвышенность этого дня.
Великий мудрец Торы, рав Йонатан Эйбешиц в книге «Яарот Дваш» пишет, что каждому дню недели соответствует определенная планета. Планета субботы –Шабтай – Сатурн. Настроение, которое несет эта планета – тоска, грусть, сомнение в завтрашнем дне, тревога, пессимизм. Это если человек живет материальностью. Нашим покоем, весельем, радостью, отдыхом от трудов, будто вся работа уже завершена, мы доказываем что мы – над звездами. Наша связь с Творцом – не через влияние небесных тел. Он выбрал нас, мы – Его, и Шаббат – прямое доказательство этому союзу. В материальном мире ничего не создавать равнозначно краху. Поэтому понятна тревога за будущее, беспокойство и метание души, излучаемое Сатурном. Ответ на это заявление довольно прост: мы сегодня в Ган Эдэне, в райском саду, на пиру у Царя, до того, как Адам отведал запретный плод. Так и называется суббота –Меейн Олам а-Ба, «Подобие мира грядущего». Это взгляд туда, где царит абсолютный мир и гармония. Мир, где души в бессмертии наслаждаются Славой Присутствия Его.
Отказ от соблюдения правил этого дня ведет к краху, катастрофе, изгнанию, смерти.
Возвращение к влиянию Сатурна, падение с небес на землю, из райского сада – прямиком в гейном, ад. Суббота названа невестой еврейского народа. Отказываясь от Шаббата, еврей тем самым изменяет своей невесте. После совершения греха Адаму был задан вопрос: «Аека?» – «Где ты?» (Берешит, 3:9). Если бы человек задал бы себе самому этот вопрос до совершения нарушения, не было бы греха, не пришла бы смерть в мир. Была бы вечная жизнь и счастье в сени райского сада. Тора заповедует: «Да не выйдет человек из места своего в день седьмой» (Шмот, 16:29). Талмуд выводит из этих слов запрет удаляться от населенного пункта на определенное расстояние. Но есть еще одно понимание этого места в Писании: «Не уходи от себя!». Суббота – это время, данное человеку для того, чтобы задуматься о том, кто он и какова его индивидуальная, никем другим не достижимая цель жизни. Какова его роль в этом мире, которую никто другой не сможет сыграть за него? Она обязательно существует, иначе Создатель не сотворил бы его. Остановись, побудь в тишине, услышь голос души твоей!
Магид из Дубно иллюстрирует суть Шаббата следующей притчей. Путник идет по дороге. Он иногда останавливается на привал, чтобы набраться сил, отдохнуть. Он ест, пьет, но мысли его о дальнейшем пути. Это не Шаббат. Суббота – это когда путник пришел к цели своего маршрута. Он на месте – там, где должен быть. Дорога позади, проблемы решены. Нет более тревог и беспокойства. Отдых, покой, наслаждение, не омраченные тревогой о будущем. Вот как покой может быть конечной целью всего.
Один из основных комментаторов Шулхан Аруха Турей Заав говорит, что суббота искупает больше, чем Йом-Кипур, день искупления.
В трактате Пиркей Авот приведены слова великого мудреца Торы эпохи Мишны раби Элиэзера: «Тому, кто соблюдает Шаббат, прощаются все грехи». Адам, первый человек, был великим праведником. После того, как он совершил грех, отведав запретный плод, он страдал и искал искупления. Сто тридцать лет он не приближался к жене и постился, облачившись в тернии и колючки. Мидраш рассказывает, что он увидел своего сына Каина после того, как сам Всевышний судил его за тяжелейшее преступление – убийство брата Авеля. Адам спросил его: «Каков приговор твой, сын?» Каин с радостью и с ликованием ответил: «Я раскаялся и был прощен». Услышав это, Адам воскликнул: «Какова сила раскаяния, а я и не знал». Сразу же он воспрял духом и воспел «Псалом субботнего дня», 92-ую главу из книги Теилим – песнопений царя Давида, которую левиты пели в Храме во время субботнего служения. Понятно, почему именно песнь субботы, ведь именно Шаббат возвращает человека к себе, к своему истинному «я», к служению Творцу, дает возможность понять ошибки добровольно и вернуться к Всевышнему, к себе, из любви. И нет больше надобности в назиданиях извне, пропадает нужда в наказаниях, бедах, ударах, призванных вернуть насильно на путь истинный.
В книге Зоар («Зоар Хадаш» на Мегилат Рут) говорится, что за грех первого человека Всевышний наложил на Адама десять проклятий, на Хаву еще десять, столько же на змея-искусителя, и, наконец, на землю, которая породила Адама и Хаву, еще девять. Всего тридцать девять проклятий. Одно из них всем нам известно очень хорошо: «В поте лица своего будешь есть хлеб насущный». В Шаббат мы не совершаем созидательных работ, которых также тридцать девять. В субботу нет проклятия, она подобна жизни в райском саду до греха. Поэтому и работ нет! Ударов, причитающихся нарушителю, также тридцать девять, но в Шаббат нет наказания. Человек вернувшись к себе, раскаивается добровольно. Суббота искупает все без проклятий и ударов.
Когда в синагоге открывают ковчег и достают свиток Торы для общественного чтения, то произносят фразу из псалмов царя Давида: «Тебе Всевышний величие, мужество, красота, вечность, почет. Ибо все, что на небе и на земле – принадлежит Тебе. Тебе принадлежит царская власть…» Качество «Царская власть» – седьмое по счету – соответствует седьмому дню недели, Шаббату. Всевышнему – царствование, суббота – царица. И величие, и мужество, и красота, и вечность, и почет могут проявиться в полной степени с помощью царствования – силы, дающей возможность потенциалу претвориться в реальность. И мы, народ Его, соблюдая субботу, участвуем в проявлении славы Его в мире – произнося кидуш, отказавшись от всего будничного, надев праздничное одеяние и устроив пир, в котором участвуют только царь и его дети.
Подобно тому, как нарушение субботы приравнено к нарушению всех заповедей вместе взятых, как это упоминалось выше, так и заслуга соблюдения субботы велика невероятно.
Исполнение одной заповеди в Шаббат равноценно исполнению шестисот тринадцати заповедей в будний день, – передают от имени рава Элияу Лупьяна. Каждое слово Торы, изученное в будние дни – это величайшая заповедь Творца. Слово Торы, изученное в субботу, приравнивается к шестистам тринадцати словам, изученным в будние дни, а значит, и вознаграждение за каждое слово – как за шестьсот тринадцать заповедей. Согласно раву Йосефу Хаиму из Багдада, автору книги «Бен Иш Хай», в Шаббат все умножается на тысячу. Служить Творцу следует не из-за желания получить как можно большее вознаграждение, но из-за любви к Нему. Информация о великом вознаграждении передана нам в качестве индикации того, насколько духовная работа, проделанная в Шаббат, важна и значима. Необходимо использовать это особое состояние для продвижения в строительстве гармоничной личности, для достижения высокого человеческого уровня, духовного взлета, единения со Всевышним.
Перед вечерним кидушем (а также несколько раньше – во время завершения вечерней субботней молитвы) произносят всем известную фразу из книги Берешит (2:1): «И было завершено творение небес и земли и воинств их». В трактате Шаббат (119б) приведено, что всякий, кто в субботний вечер произносит эту фразу, будто участвует в сотворении мира вместе с Создателем. Поясняет великий комментатор Талмуда Маарша: если не заявить во всеуслышание о том, что Всевышний создал мир, как об этом узнают люди?! Поэтому свидетельствующие о факте творения мира становятся как бы соучастниками Б-га в этом созидании.
Напрашивается простой вопрос: почему именно в субботний вечер, ведь факт сотворения мира Творцом можно засвидетельствовать в любой другой день недели?
Если бы это свидетельство заключалось только в произнесении определенных слов, это было бы верно. Истина в следующем: заявление, что мир создан исключительно благодаря воле Творца, получает силу и влияние на других (а в первую очередь – на самого произносящего), только если оно подкреплено делом и направленностью сердца и разума. Только тот, кто встретил субботу как цель всего пути, как возвращение к себе, как итог всего, когда работа завершена и нет более забот и планов, – может показать другим, что небо и земля существуют по воле Творца, и помимо Него нет никакой другой силы, поддерживающей мир.