Свет лица и внутренний мир человека в Субботу
В начале своего комментария к главе «Ваякель» Бааль а-турим пишет, что в конце предыдущей главы сказано: «Так как лик Моше излучал свет». Лицо Моше рабейну излучало свет такой силы, что сыновья Израиля боялись приближаться к нему. И сразу же после упоминания об этом Тора помещает главу «Ваякель», в самом начале которой говорится о Субботе: «Шесть дней делай работу свою…». Бааль а-турим пишет, что размещение рядом этих двух отрывков содержит намек на то, что свет лица человека в Субботу не похож на свет его лица в остальные дни. У каждого лицо светится в Субботу, о чем говорится в «Берешит рабба» (11:2): «Свет лица человека в остальные дни недели не похож на свет его лица в Субботу».
Комментаторы объясняют: причина этого в том, что в Субботу у человека есть дополнительная душа, как сказали мудрецы (Бейца, 16а): «В пятницу Всевышний дает человеку дополнительную душу, а на исходе Субботы ее забирают у него, как сказано: «Бездействовал и отдыхал»: когда провел Субботу – ой, пропала душа!» [толкование строится на том, что процитированные слова записываются как שבת וינפש (шават ваинафаш), что можно прочесть как шават – вай нефеш!].
А дополнительная душа воздействует на выражение лица, меняя его, как пишут Тосафот к Ктубот (7).
Они приводят предание по поводу «Псалма на день субботний», согласно которому, Всевышний сказал: «появилось новое лицо», что можно, помимо связанного с этим толкования, понять и в прямом смысле – в Субботу каждый человек получает «новое лицо», то есть дополнительная душа наделяет человека новым выражением лица.
Это связано с тем, что слово «лицо» (паним, פנים) происходит от слова «нутро» (пним, פנים) – на лице человека отражается его внутренний мир, ведь известна наука, благодаря которой можно узнать о внутреннем мире человека по его лицу. И даже неискушенные в ней люди могут понять, что у человека на душе, по выражению его лица, хоть и не до конца. И конечно же, благодаря дополнительной душе в Субботу меняется внутренний мир человека, приобретая дополнительную часть, которая лучше, что отражается также и у него на лице – ведь его внутренний мир стал сущностно другим в Субботу, и это видно, если посмотреть человеку в лицо.
Почувствовать дополнительную душу
Мой наставник и учитель, рав Элияу Элиэзер Деслер, благословенной памяти, написал от имени своего учителя (Михтав мэЭлияу, т. 1, стр. 72) так: «Если человек не ощущает в себе дополнительной святости в субботний день, это признак того, что у него нет этой самой дополнительной души». То есть святость дополнительной души можно почувствовать, и на первый взгляд, это непонятно: как можно чувствовать душу? Дело же в том, что дополнительная душа более цельная, и сущность человека благодаря ей становится лучше и совершеннее. А если внутренний мир человека стал более цельным, он будет чувствовать себя иначе! Известно, что так это и есть на самом деле.
Например, когда человек совершает некий хороший поступок, преодолев трудности, скажем, сделав какое-то добро другому человеку, – он испытает очень хорошее чувство. Он почувствует радость и даже счастье от того, что сделал доброе дело. А ведь на первый взгляд, возникает вопрос: отчего это должно вызывать такую радость? Неужели потому, что он знает о награде, которую получит в Будущем мире? Но ведь и тот, кто и вовсе не думает о Будущем мире, тоже испытывает радость. Причина же здесь в том, что тот, кто сделал доброе дело, преодолев свою природу, эту природу изменил. Это изменение приближает его к совершенству – и так происходит каждый раз, когда человек стоит перед трудностями и испытаниями и преодолевает их.
Поэтому в «Ховот а-левавот» (раздел «Хешбон нефеш», 5, и еще) написано, что не следует недооценивать ни одно доброе дело, и любое, даже самое нетрудное доброе дело, которое кажется незначительным, на самом деле очень важно. Потому что любое действие, совершаемое человеком оттого, что он осознает истину, приближает его к совершенству. И хотя, делая то, что сделать несложно, человек не сильно ощущает от этого радость, когда он делает то, что трудно (а это служит исправлению его души и меняет его природу так, что его внутреннее содержание становится более возвышенным), он сильнее испытывает радость от того, что приближается к совершенству. Как мы сказали, в этом и суть явления «дополнительная душа», когда в Субботу человеку добавляется цельности, что вызывает ощущение радости, это и называется «особой радостью».
В соответствии с вышесказанным можно объяснить и еще кое-что. В молитве мы говорим «возрадуется сердце ищущих Г-спода». И на первый взгляд, эти слова непонятны: ведь ищущим называется тот, кто желает чего-то, ищет это, и все еще у него нет этого, все еще он не получил желаемого. Но как же это возможно, чтобы человек радовался, если он все еще ищет что-то – ведь он еще не получил того, что хотел? В молитвеннике «А-Гра» приводится объяснение от имени «Сиах Ицхак»: «Во всех аспектах, если человек ищет что-то и не находит, его усилия, получается, тщетны. Но это не так с теми, кто ищет Всевышнего: сам по себе этот поиск является очень важной целью, так как приближает человека к Б-гу». Получается, что тот, кто ищет Б-га (то есть стремится к Торе и заповедям), в отличие от всех остальных ищущих, испытывает радость еще до того, как достиг желаемого. И это надо еще обдумать.
Это можно объяснить на основании комментария «Руах Хаим» (к началу Пиркей авот), где сказано, что как только человек собирается выполнить некую заповедь, святость этой заповеди окружает его еще до того, как он ее выполнил. Потому что само по себе стремление выполнить заповедь – это уже достижение новой духовной ступени внутреннего мира человека, что приближает его душу к совершенству. Это приводит к тому, что он приобретает дополнительную святость – его окружает святость заповеди, которая помогает ему и дает силу и право на выполнение этой заповеди.
Таким образом, ясно, что любое пробуждение как в мыслях, так и в действии (в основном все зависит от того, думает ли он об этом), любой самый незначительный поступок приближает человека к совершенству, а совершенство – это святость, поэтому ищущие Г-спода испытывают радость. Ведь само по себе это стремление – это уже достижение, которое добавляет человеку цельности, и человек ощущает это так же, как ощущает дополнительную душу, о которой шла речь выше, и это дает ему радость!
Цельность и святость дают радость
Это разъясняется и в книге «Месилат ешарим» (гл. 1), где подробно объясняется, в чем состоит обязанность живущего в этом мире человека. Там сказано, что весь смысл сотворения человека в том, чтобы он наслаждался Всевышним, что и есть высшее наслаждение и наибольшее удовольствие, которого возможно достичь, как сказано: «Глаз не видел, Б-г, кроме Тебя». И на самом деле, настоящим местом для этого наслаждения является Будущий мир. А дорога туда соткана из заповедей и добрых дел, совершенных в этом мире, благодаря которым человек удостаивается наслаждения, выше которого нет.
«Месилат ешарим» продолжает там: «Когда ты рассмотришь еще обсуждаемый предмет, ты увидишь, что настоящее совершенство лишь в том, чтобы максимально приблизиться ко Всевышнему, о чем говорил царь Давид: «Близость к Б-гу – это хорошо для меня»». То есть настоящее совершенство дает и настоящую радость, а настоящего совершенства можно достичь только максимальным приближением к Б-гу с помощью заповедей и добрых дел. Благодаря этому, по выражению «Месилат ешарим», человек удостаивается стать «цельным человеком, освященным Его, благословен Он, святостью». Ведь совершенство – это святость, а святость дает человеку радость и удовольствие.
И каждая заповедь, которую человек выполняет, каждое сделанное им доброе дело прибавляют ему святости еще и еще, как сказали мудрецы (Йома 39а): «»И освятитесь, и будете святы» – человека, который приобретает немного святости, наделяют большой святостью; если он приобретает ее снизу, ему дают ее свыше». Хафец Хаим объяснил это в книге «Шмират а-лашон» (ч. 2, гл. 2) так: «Когда человек преодолевает свое дурное начало и немного подтягивает себя в сторону святости, Всевышний изливает на него большую святость – «полными горстями»… «Если снизу – его освящают свыше» – имеется в виду, что сверху нисходит святость к корню души человека».
Объяснение таково. Хотя тело человека находится в нижнем мире, корень его души расположен в высшем мире, и душа не ограничена рамками какого-либо места, нет у нее ни длины, ни ширины, ни высоты. Душа – явление высшего порядка, никак не ограниченного понятиями «количество» и «размер», а корень ее находится наверху. И когда человек освящает себя в нижнем мире, его освящают свыше и добавляют святости в корень его души, что образует нечто вроде «дополнительной души» – то есть его душа становится принципиально иной благодаря тому, что человек приобретает святость, выполняя заповеди и совершая добрые дела. Это приводит его к настоящему удовольствию и ощущению наслаждения, доступного цельному человеку.
Блаженство, которое дают Тора и преодоление дурного начала
И в этом состоит объяснение высказывания мудрецов (Авот, 6:4): «Таков путь Торы: хлеб с солью ешь, воду понемногу пей, на земле спи и живи стесненной жизнью, трудясь над Торой. И если ты поступаешь так, счастлива доля твоя в этом мире!» То есть, несмотря на очень тяжелую жизнь на хлебе и воде, и еще проводимую за изучением Торы, что само по себе нелегкое занятие, – несмотря на все это «счастлива доля твоя» – потому что на самом деле этот тяжелый труд вовсе не в тягость человеку, а наоборот, сплошное удовольствие и блаженство. Труд над Торой аннулирует все тяготы, так что человек вовсе не ощущает их, а наоборот, испытывает блаженство этого мира, потому что труд над Торой вместе с «тяготами» приближает человека к совершенству. И также человек приобретает дополнительную святость, подобную дополнительной душе, и это дает ему счастье и заставляет забыть все тяготы.
На самом деле это происходит не только в тех случаях, когда человек преодолевает свое дурное начало и совершает правильный поступок, но и в противоположной ситуации – когда он удерживается от совершения поступка дурного. Например, когда он преодолевает соблазн, побуждающий его произнести лашон а-ара (злословие). Или преодолевает соблазн нанести обиду тому, кто обидел его, или тому, на кого он сердит. Ведь это – месть, которая слаще меда, как написано в «Месилат ешарим» (гл. 11). Но если человек помнит о запрете «не мсти и не помни зла» и преодолевает соблазн отомстить, понимая, что это неверный путь, это преодоление себя также дает ему ощущение великого блаженства – «счастлива твоя доля в этом мире!»
При этом, если человек будет рассказывать о своих духовных достижениях – о том, что он способен преодолеть соблазн позлословить или отомстить, – он потеряет этот духовный уровень. Ведь это будет означать, что он придает себе важности из-за этого достижения, и его преодоление себя уже не связано с осознанием того, что он должен так поступать, и удовлетворением от того, что он поступает правильно. В этом случае, преодолев соблазн, человек начинает думать, что он сделал кому-то большое одолжение, и считать, что ему причитается благодарность за это… тем самым теряя это духовное достижение.
Но факт остается фактом – когда человек преодолевает соблазн, даже если это только отказ от дурного поступка, из-за осознания своего долга, он испытывает очень приятное чувство.
В упомянутой 1-й главе «Месилат ешарим» приводится несколько стихов из Писания, связанных с тем, что настоящая цельность достигается единением с Б-гом. А о том, что такое это единение, говорят слова псалма 16 (8): «Всегда представляю Г-спода пред собой» – в сопровождении всех чувств, которые вызывает осознание истины. И хотя это уже очень высокая ступень, все же следует знать, что она есть, и стремиться хоть как-то приблизиться к ней.
Таково понятие цельности и дополнительной души, которой человека наделяют в Субботу.
На самом деле все это имеет и практическое значение, ведь известно, что пятница и Суббота – это время сложностей и испытаний, когда человек меньше занят изучением Торы и может поддаться желанию облегчить бремя б-гобоязненности и легкомыслию. Тот, кто поддается этому, скорее всего, не имеет дополнительной души, ведь она дается не всем (см. выше об этом от имени рава Э. Э. Деслера). Когда я был ребенком, мой отец и наставник, благословенной памяти, указывал мне в синагоге на некоторых людей, лица которых сияли особым, субботним светом, в отличие от других, по облику которых нельзя было сказать, что сегодня – Суббота. Ведь если человек получает дополнительную душу, он должен ощущать это и вести себя иначе. Такой человек испытывает особое умиротворение и душевное спокойствие, для него естественно больше изучать Тору и меньше бездельничать – и испытывать от этого изучения радость, а также достигать лучшего настроя во время молитвы – как и подобает вести себя [в Субботу].
Изучение законов Субботы
В «Ялкут Шимони» (к началу гл. «Ваякель») сказано: «»И собрал Моше всю общину Израиля» – Всевышний сказал ему: собирай помногу людей и толкуй перед ними прилюдно законы Субботы». Приведем здесь слова, сказанные нашим наставником о важности изучения и знания законов Субботы.
Составитель кодекса «Мишна брура» в предисловии к законам Субботы пишет от имени автора «Яарот дваш», что тот, кто не сведущ в законах Субботы, обязательно оступится и нарушит запрет – или Торы, или мудрецов. Даже запрет Торы такой человек может легко нарушить, например, запрет на борер [борер – «выбирание», сортировка перемешанного содержимого по категориям, одна из запрещенных в Субботу работ], не зная, что это такое, и тем более не зная подробностей законов борер. Например, когда подают рыбу с костями, как правильно вынимать из нее кости? Тот, кто не сведущ в этих законах и не помнит подробности, может в этом случае нарушить запрет Торы. Тем более вероятно нарушение запрета мудрецов, например запрета на мукце [мукце – «отложенное в сторону», так называются предметы, которые мудрецы запретили перемещать в Субботу с места на место, есть разные виды мукце с разными соответствующими ограничениями], и прочих.
Я сам наблюдал, как в одном доме, где соблюдают Тору и заповеди, однажды поставили пятно на одежду и хотели вывести его, замочив одежду в воде [в Субботу]. Они не знали правила «замачивание – та же стирка»! А стирка – это работа, запрещенная в Субботу Торой, как и встряхивание новой одежды [с целью стряхнуть с нее пыль или грязь] или чистка шляпы от пыли. И когда человек идет по дороге и вдруг налетает сильный ветер, несущий пыль, которая остается на шляпе, – если он стряхивает со шляпы эту пыль, он нарушает запрет на стирку.
Существует множество подобных ситуаций, которые случаются весьма часто, когда человек, незнакомый с законами Субботы, оступается и нарушает.
Поэтому на нас лежит особая обязанность изучать и знать законы Субботы. Автор сборника «Хаей адам», в котором разбираются все законы повседневной жизни, специально составил отдельную книгу, посвященную законам Субботы, под названием «Зихру Торат Моше».
***
Мы можем видеть нечто уникальное относительно законов Субботы: составитель кодекса «Мишна брура» написал два предисловия. Первое, посвященное всему сборнику, расположено в начале первого тома, а второе – специально написанное о законах Субботы – помещено в начало третьего тома.
Отсюда можно видеть, насколько важно изучать эти законы, если о соблюдении Субботы было написано отдельное предисловие, где приводятся и вышеупомянутые слова автора «Яарот дваш» о том, что тот, кто не разбирается в законах Субботы, обязательно будет ее нарушать – без обширных познаний в этой области нет возможности избежать нарушений.
Поэтому это действительно очень большая обязанность – знать законы Субботы. А теперь мы удостоились того, что вышло новое издание кодекса «Мишна брура» со всеми существенными дополнениями. Это очень важно, и у каждого, кто старается соблюдать Субботу по всем правилам, есть большая заслуга, благодаря которой мы и удостоимся полного Избавления, вскорости!
***
На собрании, которое состоялось четыре года назад дома у нашего наставника, великого мудреца Израиля, рабби Дова Ландо, да продлятся его дни, наш учитель (рав Г. Эдельштейн) среди прочего сказал следующее:
Однажды случилось так, что несколько студентов ешивы отправились в Субботу пешком из Бней Брака в Петах Тикву, при том, что там не было эрува [эрув – в данном случае минимальные границы, которыми окружают двор или несколько улиц, чтобы огороженное по правилам место считалось частным владением, что позволило бы при некоторых обстоятельствах переносить на его территории вещи в Субботу], а потом им стало известно, что они вышли за границу тхума [расстояние, на которое разрешается в Субботу отходить от населенного пункта, где собирались проводить Субботу]. Они пошли к Хазон Ишу спросить, как им исправить последствия содеянного. Он сказал им заняться изучением законов Субботы. Скорее всего, смысл этого такой же, как в том, что сказано в трактате «Менахот» (110а): «Каждый, кто изучает те разделы Торы, которые связаны с грехоочистительной жертвой, как будто принес эту жертву на жертвеннике». Так и здесь: тот, кто изучает законы Субботы, как будто уже выполняет их.
Перевод: рав Овадья Климовский