Томер Двора — Глава 3

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

270
благословение

Глава 3

Каким образом человек может приучить себя к качеству хохма (мудрость)?

Будучи скрыт и весьма возвышен, Высший атрибут хохма распростерт над всеми творениями, и о нем сказано: «Сколь велики дела (рук) Твоих, Г-сподь, всех их сделал Ты в мудрости (бахохма)» (Теилим, 104:24).

Подобно этому, нужно, чтобы мудрость человека проявлялась во всем, и он должен учить других людей мудрости, каждого – в соответствии с его возможностью восприятия, и передать им свою мудрость насколько возможно. Ничто не должно помешать ему в этом.

У сфиры Хохма два аспекта: высший аспект обращается к Кетеру; этот аспект не смотрит вниз, а получает свыше. Второй, нижний аспект обращается вниз, надсматривая над сфирот, на которые Хохма распространяется в своей мудрости. Подобно этому, у человека также должно быть два аспекта: первый – уединение с Творцом, чтобы добавить мудрости и исправить ее, а второй – обучение людей той мудрости, которой Всевышний одарил его. И так же, как сфира Хохма воздействует на каждую сфиру в соответствии с ее мерой и потребностью, так нужно воздействовать на каждого человека (мудростью) в соответствии с мерой его разумения, насколько он может выдержать, и насколько ему угодно и необходимо. Следует остерегаться давать ученику больше, чем мера его разума, чтобы это не нанесло вред, – подобно тому, как Высшая сфира Хохма не дает больше, чем позволяют ограничения принимающего.

И еще: свойство сфиры Хохма – надзирать над всем, поскольку она – мысль, которая думает обо всем сущем, и о ней сказано (Йешаяу, 55:8): «Ибо Мои мысли – не ваши мысли», еще сказано (Шмуэль II, 14:14): «думает Он думы о том, чтобы не был отторгнут от Него отверженный», и еще сказано (Ирмияу, 29:11): «Ибо знаю Я те помыслы, что задуманы Мною о вас, – сказал Г-сподь, – помыслы о полном благополучии, а не о бедствии, чтобы дать вам будущее и надежду».

Таким же образом человек должен следить за происходящим с народом Б-га, чтобы помогать им. Нужно размышлять, как приблизить отверженных, и думать о них положительно. Подобно тому, как Высший Разум думает о пользе всего сущего, человек должен думать о пользе своих ближних и советоваться с Б-гом и с Его народом относительно частных и общественных вопросов. А того, кто ведет себя неправильно, нужно наставить на прямой путь, стать ему как будто разумом и мыслью, чтобы привести к хорошему и правильному поведению, подобно тому, как Высшая мысль (Хохма) направляет Адам Эльйон.

И еще: Хохма дает жизнь всему, как написано (Коэлет, 7:12): «Мудрость (хохма) дает жизнь владеющему ей». Так же и человек должен учить жизни весь мир и приводить их к жизни в этом мире и в Грядущем мире, и давать всем жизнь.

И еще: Хохма – источник и прародитель всего сущего, как сказано: «Сколь велики дела (рук) Твоих, Г-сподь, всех их сделал ты мудростью (хохмой)». Все получает свою жизнь и существование из этого источника.

Так и человек должен быть как будто отцом для всех творений Всевышнего, а в основном для Израиля, ведь их святые души порождены сфирой Хохма. Он должен просить о милосердии и благословении для мира, подобно тому, как Небесный Отец милосерден ко всем Своим творениям. Нужно всегда молиться о тех, кто попал в беду, буквально как будто они его сыновья, как будто он их произвел на свет, ведь это – воля Творца, как сказал Верный Пастырь (Моше): «Разве я носил во чреве весь народ этот, или родил я его, что Ты говоришь мне: неси его в лоне твоем» (Бемидбар, 11:12).

Таким же образом, человек должен «носить весь народ Б-га», подобно тому, «как нянька носит младенца». Он должен (Йешаяу, 40:11): «мышцей своей собирать ягнят и на груди своей носить, водить маток», (по Захарья, 11:16) «отторгнутых вспомнить, пропавшую искать, разбившуюся лечить, отощавшую накормить, потерявшуюся возвращать» и проявлять милосердие к народу Израиля, неся их бремя с благожелательностью, подобно тому, как милосердный Высший Отец терпит всех, не устает, не скрывается и не пренебрегает, а ведет каждого в соответствии с его потребностями. И качество атрибута Хохма – это уподобиться милосердию отца по отношению к детям.

И еще: милосердие человека должно объять все творения Всевышнего, и не следует презирать или уничтожать их. Ведь высшая Хохма распростерта над всем творением, над неодушевленными объектами, растениями, животными и людьми, и по этой причине нам запрещено пренебрежительно обращаться с пищей. Подобно тому, как Высшая мудрость (Хохма) не презирает ни одно творение, и все они исходят из нее, как сказано: «Всех их сделал ты мудростью», следует и человеку относиться с милосердием ко всем созданиям Творца.

И по этой причине был наказан раби Йеуда а-Наси, когда не пожалел теленка, который прятался у него, и сказал ему: «Иди <на бойню>, ведь для этого ты был создан» (Бава Мециа, 85). И постигли его страдания, которые происходят от качества суда, ведь качество милосердия защищает от качества суда [и когда он не проявил качество милосердия, то остался без этой защиты, по принципу «мера за меру», и качество суда настигло его – прим. пер.]. Когда же он проявил милосердие к крысе [и не позволил убить ее] и сказал: «написано, что милосердие Всевышнего на всех Его творениях (Теилим, 145:9)», то был избавлен от качества суда, поскольку на него распростерся свет Хохмы, и страдания оставили его.

Таким образом, человек не должен пренебрежительно относиться ни к какому созданию, ведь все они сотворены в мудрости. Поэтому нельзя уничтожать растения или убивать животных, если это не принесет пользы, и даже когда лишает животное жизни, пусть делает это милосердным способом, только проверенным <на зазубрины> ножом, руководствуясь чувством жалости, насколько это возможно.

Общий принцип таков: сострадание всему сущему, выражающееся в том, чтобы не причинять ему вреда, зависит от Хохмы. Но когда человек намеревается поднять их на более высокий уровень – от растительного к животному, а от животного к человеческому – тогда можно срывать растения или умерщвлять живое существо, ибо он наносит им вред с тем, чтобы в конечном итоге принести им пользу.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает свою признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за данное ей право пользоваться переводом книги «Томер Двора».


http://www.beerot.ru/?p=61392