Томер Двора — Глава вторая — Кетер — Введение

ЕВРЕЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

Томер Двора

Рав Моше Кордоверо

Дорогие читатели! Мы рады сообщить вам, что, закончив публикацию первой главы книги «Томер Двора» (которая по объему составляет примерно половину книги), мы приступаем к печати следующих глав. Так как все они посвящены соответствию между поведением человека и десятью Сфирот, мы решили напечатать небольшую подборку материалов, дающих некоторое представление о них. Эти материалы были любезно предоставлены нам равом Лейбом Саврасовым.

В целом проявление [Создателя] называется «свет», а сфирот – это детали проявления Всевышнего и Его отношений с творениями, ибо их бытие зависит от Него. И в этом проявлении, которое причина всего, должно быть столько же аспектов, сколько состояний и событий должно случиться с созданиями, как постановила Высшая мудрость. Однако наша традиция говорит, что все эти аспекты объединяются в десять категорий, называемых десять сфирот. Но <несмотря на то, что их десять и они разные, есть у них и нечто общее:> все они – не что иное, как свет Всевышнего, благословен Он, порожденный Им ради созданий, согласно тому, что для них необходимо. И аспекты, которые мы различаем в Его свете, мы различаем не в силу Его собственной сущности, а в силу природы созданий, их состояния и событий, происходящих с ними(Рамхаль, Обобщения из книги «Трактат о мудрости»).

Сфирот – это качества Творца, которые Он создал ради Своих творений, чтобы с помощью этих качеств проявить Себя среди них. Эти качества не относятся к Его истинному, предвечному бытию и совершенству, они созданы по Его воле и желанию, в соответствии с тем, что было необходимо для созданий, которых Он пожелал сотворить. Они (сфирот) – это вся совокупность нарицательных имен, относимых к Нему из-за Его действий. Например: власть, милосердие, гнев, правосудие, милость, знание и все остальные качества, проявляющиеся в действиях, которые Он вершит(Рамхаль, Обобщения из книги «Трактат о мудрости»).

Природа сфирот духовна и непостижима, так же как непостижима природа их Создателя, ибо сфирот – это распространение части Его света в действии. Они распространяются для того, чтобы вершить все необходимое – нести благо или напротив, и спускаются сверху вниз множеством ступеней, согласно постановлению высшей мудрости, сообразно с замыслом Творения. Дело в том, что Создатель действует не в «полную силу», а определенным, ограниченным образом, дабы Творение обладало желанными Ему свойствами. И та проявляющаяся в действии часть Его могущества действует постепенно – одна сила за другой, так что все находится в границах, необходимых «получателю». Силы, о которых мы говорим, – это и естьсфирот, существующие реально и постоянно, ибо их влияние должно быть постоянным и непрерывным. Таким образом, сфирот – это бытие, неотделимое от Создателя(Рамхаль, Обобщения из книги «Врата мудрости и знания»).

Глава вторая. Кетер — Введение

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир и постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

[Человек создан по образу и подобию Творца. Все части и функции его тела берут начало Свыше, и соответствуют разным проявлениям Творца, с помощью которых Тот правит миром.

Строение десяти Сфирот (десяти методов правления, с помощью которых Творец правит миром) – это высший источник, в соответствии с которым человеческое тело состоит из органов, а душа – делится на аспекты. В этой главе автор объясняет, каким образом должна функционировать Б-жественная душа человека, которая проявляется в голове, подобно тому, как Всевышний облачается в Сфиру Кетер (букв. «корона»), ибо именно голова соответствует этой сфире

Автор выделяет следующие категории функций, выполняемых головой: 

Проявление качества Анава (кротость, скромность)

Мышление

Зрение – действие глаз

Слух – действие ушей

Обоняние – действие носа

Речь – действие рта

Так как голова раскрывает присутствие души в теле больше, чем другие части тела, то именно она соответствует сфире Кетер. Глаза, уши и способность мыслить находятся в голове. Именно они дают человеку возможность взаимодействовать с внешним миром, выходя за рамки своего тела. И это соответствует тому, как Всевышний проявляется в сфире Кетер, создавая миры, которые находятся вне этойсфиры, и влияет на них. 

Чем больше человек очищает и исправляет эти и другие органы своим праведным поведением, тем больше уподобляется Творцу, и тем больше его тело, созданное по образу и подобию Творца, проявляет Б-жественное присутствие в этом мире. 

Рамхаль в книге «Сто тридцать восемь врат мудрости» (врата 15) пишет: «Кетер – это качество, которое включает в себя источник абсолютно всего. И все правила управления миром включаются в Кетер, а также все действия, исходящие из него». Это можно понять с помощью следующего примера: мысль человека начинается с моментального озарения, которое впоследствии развивается и обрастает все более мелкими деталями, которые необходимы для претворения этой мысли в жизнь. Параллельно этому, «кетер» – это точка, из которой исходят все действия, необходимые для создания и существования мира, и для управления им.

Гаон Рав Йосеф Йеуда Лейб Блох в книге «Шиурей Даат» объясняет это более подробно:

Чтобы получить представление, что такое атрибут Кетер, нужно рассмотреть, как работает человеческая мысль. В начале, появляется как будто маленькая точка, которая содержит в себе всю мысль. Потом эта точка расширяется, разрастается и превращается в желание. Потом эта мысль обрастает все более и более мелкими деталями и подробностями того, как можно это желание претворить в жизнь.

Желание создать мир подобно этому: начальная точка, которая полностью содержит в себе это желание – это и есть Кетер. Все мироздание во всех его деталях содержится в этой точке и исходит из нее.

Там, в точке под названием Кетер, содержащей концентрацию желания Всевышнего, вообще нет никакого зла, ибо мир был создан исключительно для того, чтобы сделать добро. Желание сделать бесконечное добро – это и есть причина создания мира. Все зло, которое есть в мире, существует только из-за того, что оно необходимо для достижения конечной цели – максимального добра, и является всего лишь дорогой, ведущей к этой цели. Управление миром, ведущее к максимальному добру, включает в себя различные способы достижения цели, включая наказание за грехи и тому подобное. Но замысел и итог всего этого, которым является Кетер, не содержит никаких обвинений и наказаний за преступления, и вообще не включает в себя никакого зла, так как окончательная цель творения – это безграничная доброта Творца, которая изливает безграничное добро на Его творения.

Поэтому, чтобы уподобиться Всевышнему, человек должен мыслить таким образом, чтобы начальная идея любой мысли всегда содержала только хорошее. И только когда эта идея выражается в конкретных действиях, цель которых – максимальное благо, она может превратиться в осуждение проступков других людей, наказание и другие действия, носящие отрицательный характер. Но требуется, чтобы все это исходило из источника, направленного на совершение добра, и, в конце концов, приводило к максимальному добру. И совершаемые действия должны отличаться мягкостью, так чтобы в них чувствовалось, что их источник – это только внутреннее желание сделать добро, без всяких обвинений в адрес объекта наказаний. Ибо часть человеческого сознания, которая соответствует атрибуту Кетер, должна содержать исключительно желание воздать наибольшее благо всем.

И так как мир был создан исключительно для того, чтобы сделать добро, то в корне всего, что в нем происходит, лежит бесконечная милость. И только из нее вытекают все действия и все, что необходимо для достижения желаемой цели – полного и максимального добра. А негативные явления и зло появляются только на более поздней стадии исполнения замысла создания. Они необходимы для того, чтобы предоставить человеку свободу выбора и дать возможность приобрести и построить свой удел в будущем мире. 

Сама же сфира «кетер» настолько возвышенна и утонченна, что ее вообще невозможно понять, поэтому запрещено вдумываться в эту тему и пытаться в ней разобраться. – здесь и далее в квадратных скобках прим. редактора.]

Чтобы уподобиться Творцу в тайне атрибута Кетер, человек должен обладать определенными чертами, которые соответствуют основным качествам, с помощью которых Всевышний управляет миром.

Первая из них, включающая в себя все – это кротость. Это качество связано со сфиройКетер, поскольку она выше всех остальных сфирот, но, тем не менее, не превозносится над ними и не гордится своим возвышенным положением, а спускается и постоянно смотрит вниз. И этому есть две причины.

Первая – это то, что сфира Кетер стыдится смотреть на свою Первопричину; а Творец смотрит на нее постоянно, чтобы воздать ей добро, а она смотрит на низшие миры. Так же и человек должен стыдиться смотреть наверх и гордиться; но следует постоянно смотреть вниз и принижать себя насколько это возможно. Это качество обычно связано с головой, так как гордец поднимает голову высоко, а нищий опускает голову.

Вторая – никто не может сравниться со Всевышним по терпению и по самоуничижению в его проявлении посредством качества Кетер, которое является совершенным милосердием, которому не может воспрепятствовать никакой ущерб, грех или качество суда; и никакое качество не мешает Творцу постоянно надзирать над миром, влиять на него и воздавать ему благо. 

[Так как «кетер» включает в себя все, то и человеческое качество, которое ему соответствует – это качество кротости, которое является основой всех хороших качеств. Кротость – это ощущение собственной несущественности, подобно тому, как сфира «кетер» ощущает свою ничтожность по отношению к Создателю и осознает, что все, что в ней есть – только от Создателя. 

Основа высшей мудрости – исключительно желание совершить добро, и нет в ней никакого зла и вообще ничего отрицательного. Точно так же мысли человека должны быть всегда направлены только на хорошее. Человек должен размышлять, как помочь ближнему, и не должен думать ни о ком ничего плохого. Тем более, ни в коем случае нельзя обдумывать грех.

Жизненная сила всех созданий, даже самых низменных, проистекает от Всевышнего, Он питает их посредством Своего влияния и света, как сказали мудрецы (Авода Зара, 3б, Шаббат, 107б): «сидит и питает всех, от единорогов до гнид». 

Автор «Томер Двора» в книге «Ор Якар» пишет: «в сердце народа Всевышнего присутствует непоколебимая вера, что в этом мире не происходит ничего, что не было бы постановлено Свыше, для определенной цели, и не контролировалось бы Единственным и Простым самым детальным образом, и с полным знанием. И если попытаемся понять свойство этого управления и детали создания, увидим, что они многочисленны, и человеческий разум не способен их охватить… Но Всевышний питает каждое создание в отдельности, и оживляет всех».

И Мальбим (комментарий на книгу Шмуэль, I 1) пишет, что Всевышний постоянно питает и оживляет все мироздание, до его мельчайших деталей. И если Его желание давать жизнь какому-то из творений прекратится даже на одно мгновение, это творение сразу же вернется в небытие.]

Подобно этому никакая причина в мире не должна препятствовать человеку делать добро, и никакой грех или действие недостойных людей никогда не должны мешать ему делать добро тем, кто постоянно нуждается в нем. Всевышний питает все Свои создания, от высших до низших, и не презирает ни одну тварь – ведь если Он пренебрежет творениями из-за их низости, они не смогут существовать ни секунды; но Он опекает их всех и проявляет к ним милосердие. Так же и человек должен воздавать добро всем, и не презирать никакое создание; даже самая низкая тварь будет важной в его глазах, и он должен заботиться о ней и творить добро всем, кто нуждается в его помощи. Это качество связано со сфирой Кетер, которая ассоциируется с головой в общем смысле.

Кротость и терпение связаны между собой

«Пусть человек всегда будет кроток как Илель, и не будет придирчив как Шамай» (Шаббат, 30б). Из этого видно, что противоположность качества кротости – это придирчивость. И поэтому великая кротость подразумевает также великое терпение. И см. комментарий Раши на Тору (Бамидбар, 12:3), который определяет слово анава, как «кротость и долготерпение». В книге «Рейшит Хохма» (врата Кротости, гл. 1): «также как качеству “кетер” недостаток в творениях не мешает постоянно оделять их <благом>, так же и человек не должен прекращать делать добро даже тем, кто ему вредит. 

«Месилат Йешарим», гл. 19: человек должен стараться доставить радость ближнему, будь это связано с оказанием ему почестей или с любым другим действием, которое может доставить тому радость. 

Сын рава Хаима из Воложина (великого ученика Виленского Гаона) рав Ицхак пишет о своем отце в предисловии к его книге «Нефеш а-Хаим»: «Он всегда ругал меня, когда видел, что я не расстраиваюсь, когда становлюсь свидетелем беды, постигшей других людей. Он всегда говорил мне: человек создан не для себя самого, а только для того, чтобы всеми силами помогать другим».]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает свою признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за данное ей право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=6263