Томер Двора — Глава вторая — Кетер — Введение

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

2079
Дорогие читатели!
Мы рады сообщить вам, что, закончив публикацию первой главы книги «Томер Двора» (которая по объему составляет примерно половину книги), мы приступаем к печати следующих глав. Так как все они посвящены соответствию между поведением человека и десятью Сфирот, мы решили напечатать небольшую подборку материалов, дающих некоторое представление о них. Эти материалы были любезно предоставлены нам равом Лейбом Саврасовым.

В целом проявление [Создателя] называется «свет», а сфирот – это детали проявления Всевышнего и Его отношений с творениями, ибо их бытие зависит от Него. И в этом проявлении, которое причина всего, должно быть столько же аспектов, сколько состояний и событий должно случиться с созданиями, как постановила Высшая мудрость. Однако наша традиция говорит, что все эти аспекты объединяются в десять категорий, называемых десять сфирот. Но <несмотря на то, что их десять и они разные, есть у них и нечто общее:> все они – не что иное, как свет Всевышнего, благословен Он, порожденный Им ради созданий, согласно тому, что для них необходимо. И аспекты, которые мы различаем в Его свете, мы различаем не в силу Его собственной сущности, а в силу природы созданий, их состояния и событий, происходящих с ними(Рамхаль, Обобщения из книги «Трактат о мудрости»).

Сфирот – это качества Творца, которые Он создал ради Своих творений, чтобы с помощью этих качеств проявить Себя среди них. Эти качества не относятся к Его истинному, предвечному бытию и совершенству, они созданы по Его воле и желанию, в соответствии с тем, что было необходимо для созданий, которых Он пожелал сотворить. Они (сфирот) – это вся совокупность нарицательных имен, относимых к Нему из-за Его действий. Например: власть, милосердие, гнев, правосудие, милость, знание и все остальные качества, проявляющиеся в действиях, которые Он вершит(Рамхаль, Обобщения из книги «Трактат о мудрости»).

Природа сфирот духовна и непостижима, так же как непостижима природа их Создателя, ибо сфирот – это распространение части Его света в действии. Они распространяются для того, чтобы вершить все необходимое – нести благо или напротив, и спускаются сверху вниз множеством ступеней, согласно постановлению высшей мудрости, сообразно с замыслом Творения. Дело в том, что Создатель действует не в «полную силу», а определенным, ограниченным образом, дабы Творение обладало желанными Ему свойствами. И та проявляющаяся в действии часть Его могущества действует постепенно – одна сила за другой, так что все находится в границах, необходимых «получателю». Силы, о которых мы говорим, – это и естьсфирот, существующие реально и постоянно, ибо их влияние должно быть постоянным и непрерывным. Таким образом, сфирот – это бытие, неотделимое от Создателя (Рамхаль, Обобщения из книги «Врата мудрости и знания»).

Глава вторая. Кетер — Введение

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир и постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

[Человек создан по образу и подобию Творца. Все части и функции его тела берут начало Свыше, и соответствуют разным проявлениям Творца, с помощью которых Тот правит миром.

Строение десяти Сфирот (десяти методов правления, с помощью которых Творец правит миром) – это высший источник, в соответствии с которым человеческое тело состоит из органов, а душа – делится на аспекты. В этой главе автор объясняет, каким образом должна функционировать Б-жественная душа человека, которая проявляется в голове, подобно тому, как Всевышний облачается в Сфиру Кетер (букв. «корона»), ибо именно голова соответствует этой сфире

Автор выделяет следующие категории функций, выполняемых головой: 

Проявление качества Анава (кротость, скромность)

Мышление

Зрение – действие глаз

Слух – действие ушей

Обоняние – действие носа

Речь – действие рта

Так как голова раскрывает присутствие души в теле больше, чем другие части тела, то именно она соответствует сфире Кетер. Глаза, уши и способность мыслить находятся в голове. Именно они дают человеку возможность взаимодействовать с внешним миром, выходя за рамки своего тела. И это соответствует тому, как Всевышний проявляется в сфире Кетер, создавая миры, которые находятся вне этойсфиры, и влияет на них. 

Чем больше человек очищает и исправляет эти и другие органы своим праведным поведением, тем больше уподобляется Творцу, и тем больше его тело, созданное по образу и подобию Творца, проявляет Б-жественное присутствие в этом мире. 

Рамхаль в книге «Сто тридцать восемь врат мудрости» (врата 15) пишет: «Кетер – это качество, которое включает в себя источник абсолютно всего. И все правила управления миром включаются в Кетер, а также все действия, исходящие из него». Это можно понять с помощью следующего примера: мысль человека начинается с моментального озарения, которое впоследствии развивается и обрастает все более мелкими деталями, которые необходимы для претворения этой мысли в жизнь. Параллельно этому, «кетер» – это точка, из которой исходят все действия, необходимые для создания и существования мира, и для управления им.

Гаон Рав Йосеф Йеуда Лейб Блох в книге «Шиурей Даат» объясняет это более подробно:

Чтобы получить представление, что такое атрибут Кетер, нужно рассмотреть, как работает человеческая мысль. В начале, появляется как будто маленькая точка, которая содержит в себе всю мысль. Потом эта точка расширяется, разрастается и превращается в желание. Потом эта мысль обрастает все более и более мелкими деталями и подробностями того, как можно это желание претворить в жизнь.

Желание создать мир подобно этому: начальная точка, которая полностью содержит в себе это желание – это и есть Кетер. Все мироздание во всех его деталях содержится в этой точке и исходит из нее.

Там, в точке под названием Кетер, содержащей концентрацию желания Всевышнего, вообще нет никакого зла, ибо мир был создан исключительно для того, чтобы сделать добро. Желание сделать бесконечное добро – это и есть причина создания мира. Все зло, которое есть в мире, существует только из-за того, что оно необходимо для достижения конечной цели – максимального добра, и является всего лишь дорогой, ведущей к этой цели. Управление миром, ведущее к максимальному добру, включает в себя различные способы достижения цели, включая наказание за грехи и тому подобное. Но замысел и итог всего этого, которым является Кетер, не содержит никаких обвинений и наказаний за преступления, и вообще не включает в себя никакого зла, так как окончательная цель творения – это безграничная доброта Творца, которая изливает безграничное добро на Его творения.

Поэтому, чтобы уподобиться Всевышнему, человек должен мыслить таким образом, чтобы начальная идея любой мысли всегда содержала только хорошее. И только когда эта идея выражается в конкретных действиях, цель которых – максимальное благо, она может превратиться в осуждение проступков других людей, наказание и другие действия, носящие отрицательный характер. Но требуется, чтобы все это исходило из источника, направленного на совершение добра, и, в конце концов, приводило к максимальному добру. И совершаемые действия должны отличаться мягкостью, так чтобы в них чувствовалось, что их источник – это только внутреннее желание сделать добро, без всяких обвинений в адрес объекта наказаний. Ибо часть человеческого сознания, которая соответствует атрибуту Кетер, должна содержать исключительно желание воздать наибольшее благо всем.

И так как мир был создан исключительно для того, чтобы сделать добро, то в корне всего, что в нем происходит, лежит бесконечная милость. И только из нее вытекают все действия и все, что необходимо для достижения желаемой цели – полного и максимального добра. А негативные явления и зло появляются только на более поздней стадии исполнения замысла создания. Они необходимы для того, чтобы предоставить человеку свободу выбора и дать возможность приобрести и построить свой удел в будущем мире. 

Сама же сфира «кетер» настолько возвышенна и утонченна, что ее вообще невозможно понять, поэтому запрещено вдумываться в эту тему и пытаться в ней разобраться. – здесь и далее в квадратных скобках прим. редактора.]

Чтобы уподобиться Творцу в тайне атрибута Кетер, человек должен обладать определенными чертами, которые соответствуют основным качествам, с помощью которых Всевышний управляет миром.

Первая из них, включающая в себя все – это кротость. Это качество связано со сфиройКетер, поскольку она выше всех остальных сфирот, но, тем не менее, не превозносится над ними и не гордится своим возвышенным положением, а спускается и постоянно смотрит вниз. И этому есть две причины.

Первая – это то, что сфира Кетер стыдится смотреть на свою Первопричину; а Творец смотрит на нее постоянно, чтобы воздать ей добро, а она смотрит на низшие миры. Так же и человек должен стыдиться смотреть наверх и гордиться; но следует постоянно смотреть вниз и принижать себя насколько это возможно. Это качество обычно связано с головой, так как гордец поднимает голову высоко, а нищий опускает голову.

Вторая – никто не может сравниться со Всевышним по терпению и по самоуничижению в его проявлении посредством качества Кетер, которое является совершенным милосердием, которому не может воспрепятствовать никакой ущерб, грех или качество суда; и никакое качество не мешает Творцу постоянно надзирать над миром, влиять на него и воздавать ему благо. 

[Так как «кетер» включает в себя все, то и человеческое качество, которое ему соответствует – это качество кротости, которое является основой всех хороших качеств. Кротость – это ощущение собственной несущественности, подобно тому, как сфира «кетер» ощущает свою ничтожность по отношению к Создателю и осознает, что все, что в ней есть – только от Создателя. 

Основа высшей мудрости – исключительно желание совершить добро, и нет в ней никакого зла и вообще ничего отрицательного. Точно так же мысли человека должны быть всегда направлены только на хорошее. Человек должен размышлять, как помочь ближнему, и не должен думать ни о ком ничего плохого. Тем более, ни в коем случае нельзя обдумывать грех.

Жизненная сила всех созданий, даже самых низменных, проистекает от Всевышнего, Он питает их посредством Своего влияния и света, как сказали мудрецы (Авода Зара, 3б, Шаббат, 107б): «сидит и питает всех, от единорогов до гнид». 

Автор «Томер Двора» в книге «Ор Якар» пишет: «в сердце народа Всевышнего присутствует непоколебимая вера, что в этом мире не происходит ничего, что не было бы постановлено Свыше, для определенной цели, и не контролировалось бы Единственным и Простым самым детальным образом, и с полным знанием. И если попытаемся понять свойство этого управления и детали создания, увидим, что они многочисленны, и человеческий разум не способен их охватить… Но Всевышний питает каждое создание в отдельности, и оживляет всех».

И Мальбим (комментарий на книгу Шмуэль, I 1) пишет, что Всевышний постоянно питает и оживляет все мироздание, до его мельчайших деталей. И если Его желание давать жизнь какому-то из творений прекратится даже на одно мгновение, это творение сразу же вернется в небытие.]

Подобно этому никакая причина в мире не должна препятствовать человеку делать добро, и никакой грех или действие недостойных людей никогда не должны мешать ему делать добро тем, кто постоянно нуждается в нем. Всевышний питает все Свои создания, от высших до низших, и не презирает ни одну тварь – ведь если Он пренебрежет творениями из-за их низости, они не смогут существовать ни секунды; но Он опекает их всех и проявляет к ним милосердие. Так же и человек должен воздавать добро всем, и не презирать никакое создание; даже самая низкая тварь будет важной в его глазах, и он должен заботиться о ней и творить добро всем, кто нуждается в его помощи. Это качество связано со сфирой Кетер, которая ассоциируется с головой в общем смысле.

Кротость и терпение связаны между собой

«Пусть человек всегда будет кроток как Илель, и не будет придирчив как Шамай» (Шаббат, 30б). Из этого видно, что противоположность качества кротости – это придирчивость. И поэтому великая кротость подразумевает также великое терпение. И см. комментарий Раши на Тору (Бамидбар, 12:3), который определяет слово анава, как «кротость и долготерпение». В книге «Рейшит Хохма» (врата Кротости, гл. 1): «также как качеству “кетер” недостаток в творениях не мешает постоянно оделять их <благом>, так же и человек не должен прекращать делать добро даже тем, кто ему вредит. 

«Месилат Йешарим», гл. 19: человек должен стараться доставить радость ближнему, будь это связано с оказанием ему почестей или с любым другим действием, которое может доставить тому радость. 

Сын рава Хаима из Воложина (великого ученика Виленского Гаона) рав Ицхак пишет о своем отце в предисловии к его книге «Нефеш а-Хаим»: «Он всегда ругал меня, когда видел, что я не расстраиваюсь, когда становлюсь свидетелем беды, постигшей других людей. Он всегда говорил мне: человек создан не для себя самого, а только для того, чтобы всеми силами помогать другим».]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает свою признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за данное ей право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=6263