Томер Двора — Глава вторая «Кетер» Проявление которому соответствуют Уши

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1538

Проявление, которому соответствуют Уши

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир и постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его в соответствии с каждой из них.

Во второй главе автор разбирает действие сфиры Кетер, и то, как голова человека должна функционировать по ее примеру.

Уши

4. Уши человека должны быть всегда направлены на то, чтобы слышать хорошие вещи, а злоязычие и бесполезные разговоры пусть не проникнут в них совершенно, подобно тому, как крики качества суда и изъян злословия не доходят до Высшего слуха. [Как автор уже объяснил выше, Всевышний не дает грехам предстать перед Собой. Источником наказания, которое получает грешник, является сам грех.] Подобным же образом человек должен слушать только хорошие и полезные вещи, а речи, которые могут вызвать его гнев, пусть не слушает. И так же, как слова и речи Змея (змей олицетворяет злое начало, он же обвинитель – прим. пер.) не входят Наверх (не достигают духовных миров, называемых Высшим слухом – прим. пер.), никакие неподобающие слова не должны входить в уши человека, и об этом сказано: «не внимай ложной молве» (Шмот, 23:1). [Здесь имеются в виду как проявление отрицательных душевных качеств, так и прямое нарушение запретов Торы. Ведь, чтобы уподобиться Всевышнему, в первую очередь необходимо соблюдать все заповеди. Ибо цель заповедей –позволить человеку исправить себя и достичь духовного идеала, для которого он был создан – образ и подобие Творца.]

[В книге «Хафец Хаим» автор подчеркивает, что тот, кто верит злословию, также нарушает запрет Торы, как сказано в трактате Макот (23): «Сказал Рав Шешет от имени Раби Эазара бен Азарьи: каждого, кто злословит, и каждого, кто верит злословию, и каждого, кто дает ложные показания, следует бросить собакам <на растерзание>, как сказано (Шмот, 22:30) «собаке брось его», и сразу после этого (Шмот, 23:1) «Не внимай ложной молве». («Злословием» называется обсуждение или рассказ о недостатках людей, даже если при этом говорится чистая правда. Хафец Хаим также пишет, что запрещено слушать злословие, даже если слушатель не верит тому, что рассказывается. Исключением является только случай, когда негативная информация необходима слушателю для какой-то цели.)

Тот, кто рассказывает дурное о своем ближнем, тем самым вызывает обвинения против народа Израиля на Небесах и дает Сатану силу обвинять Израиль. Но это обвинение действует только в нижних мирах, где вершится суд. Там Всевышний рассматривает грехи, совершенные народом Израиля, как судья, который выслушивает описание преступлений подсудимого, чтобы осудить и наказать его. А выше, в мир полного милосердия, в мир Кетер зло вообще не может проникнуть. И в этом человек может и должен уподобиться Всевышнему – вообще не слышать злословие и не воспринимать ничего плохого. Во всех созданиях он должен видеть только хорошее, относиться к ним с любовью и с жалостью.

Более того, обвинения против народа Израиля принимаются Высшим Судом только из-за того, что евреи обвиняют друг друга, рассказывая о недостатках других людей. Вот как это объясняется в книге «Шмират а-Лашон» (Шаар а-Зхира, гл. 2):

«Известно, насколько велика любовь Всевышнего к Своему народу, к Израилю. Они для него как дорогой и любимый сын. И когда у человека есть дорогой и любимый сын, то, даже если он видит, что тот ведет себя неподобающим образом, он оправдывает его из-за великой любви к нему. И даже если накажет его, то только с жалостью и милосердием. Но если придут к нему люди и расскажут ему о злодеяниях его сына, то, конечно, сила гнева возобладает над отцом, и он побьет и пристыдит сына за это. Из-за кого сын был наказан? Из-за того, кто рассказал про его действия.

Подобно этому, Всевышний любит Израиль, как сказано (Бемидбар, 23:21): “Не усмотрел неправды в Якове”. И хотя Сам Всевышний не учиняет зло Израилю, если придет к Нему обвинитель и расскажет Ему <о злодеяниях>, Тот будет побужден каким-то образом ответить на обвинения.

Поэтому, если между евреями царит мир, и внизу в народе нет среди них злословия, то и наверху Сатан не может обвинять их. И сказали мудрецы (Йерушалми, Пеа, 1:1): поколение царя Ахава, хоть и были злодеями, шли на войну и побеждали, так как не было среди них злословия. Но если внизу, в этом мире появляется злословие, не дай Б-г, это пробуждает Змея, который предъявляет обвинения всему миру, и из-за этого приходит Сатан и обвиняет Израиль из-за совершенных ими грехов, и Всевышний выносит им приговор и наказывает их.

Но все это относится только к низшим мирам, в которых вершится суд. А в более возвышенные духовные миры обвинения не проникают вообще.

То есть, человек должен стремиться слышать о людях хорошее, в противоположность тому, как люди обычно стремятся знать о трагедиях, которые происходят в мире, даже если к ним это не имеет никакого отношения».]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает свою признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за данное ей право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=7191