Томер Двора — Кетер – милость и строгость

Дата: | Автор материала: Рав Моше Кордоверо

1295

ГЛАВА ВТОРАЯ. КЕТЕР

Кетер – милость и строгость

Тора заповедовала нам следовать путями Всевышнего. Это означает, что в своих действиях мы должны уподобляться тому, как Творец ведет себя по отношению к творению. Всевышний создал мир и постоянно поддерживает его существование, и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

Во второй главе автор разбирает действие сфиры Кетер и то, как голова человека должна функционировать по ее примеру.

Милость и строгость

[Материальный мир не может существовать без ограничений. Если поток материального блага становится слишком мощным, то превращается в водопад, в цунами, которое все разрушает на своем пути. Так же и человек в своей повседневной жизни иногда должен использовать качество суда, ограничивающее поток благодеяния, когда это необходимо. Примером этого может служить воспитание детей: их надо приучать довольствоваться малым, и наказывать при необходимости.

Кроме того, управление низшим, материальным миром характеризуется наличием четких границ и основывается на воздаянии. Написано, что «достаток, который дается человеку в течение недели, предопределен». Только в Шаббат, когда в мир приходит неограниченный свет из атрибута Кетер, изобилие не имеет строгих границ. Поэтому сказано, что Всевышний возвращает долги, взятые, чтобы купить необходимое для субботней трапезы – затраты на субботу не входят в ограниченный провидением «бюджет». Поэтому в Шаббат человек обязан отдыхать от работы и полагаться на Всевышнего, Который удовлетворит все его нужды.]

Мы перечислили восемь положительных качеств, относящихся к кротости [анава] и связанных с высшими проявлениями сфиры Кетер. И когда человек захочет приблизиться к Всевышнему и уподобиться Ему, чтобы открыть источники высшего влияния низшим мирам, он должен совершенствоваться в качествах, описанных в этих двух главах.

Мы знаем, что невозможно вести себя в соответствии с этими качествами постоянно, поскольку есть и другие качества, относящиеся к низшим категориям суда, в которых человек тоже должен совершенствоваться, как мы объясним ниже. Однако, есть определенные дни, когда гвурот (качества суда) не действуют, и люди в них не нуждаются, поскольку над ними властвует атрибут Кетер, и есть часы, когда Кетер необходим. В эти периоды нужно пользоваться всеми вышеперечисленными качествами. А что касается других качеств, хотя они и необходимы для служения Всевышнему в свое время, в те периоды проявлять их не следует. Поскольку свет Кетера упраздняет их [в высших мирах], человек тоже не должен их использовать. Например, в субботу, когда мир исправляется тайной наслаждения, и когда не судят [суды], нужно проявлять все эти качества Кетера, чтобы открыть источники в высших мирах. Ведь если человек будет пытаться открыть источники света Кетера во время молитвы, а сам в тоже время будет вести себя наоборот, как он сможет открыть источник Кетер? Ведь он отталкивает его своими собственными действиями!

[Качество гнева тоже иногда надо использовать, но только в адрес себя самого: «человек должен разозлить свое доброе начало в отношении собственного злого начала» (Брахот, 5а). То есть, человек должен поднять восстание против своих естественных желаний и следовать зову разума.]

И если Кетер не присутствует даже в святых высших сфирот, когда в них усиливается качество суда и святой гнев, то тем более это относится к человеку, который внешне проявляет гнев, даже если поступает так из лучших побуждений, – свет атрибута Кетер не снизойдет на него. А в ответ на то, что он пытается пробудить его в высших атрибутах, эти атрибуты говорят ему: «Как велика его дерзость! Свет Кетер не проявляется в нас из-за присутствия в нас святого и чистого качества суда. А он хочет раскрыть его, будучи полон гнева и совершая постыдные и поверхностные действия!»
[Написано (Псахим, 66): если мудрец сердится, мудрость уходит от него. Объясняется это тем, что мудрость появляется у человека благодаря части его души, которая называется нешама. Нешама не входит в тело человека, а витает над ним, и время от времени дает ему возможность постигать мудрость Торы, которая обыкновенному человеческому разуму недоступна. Когда человек сердится, эта часть души покидает его, и пока она не вернется, у него нет возможности постичь мудрость.]

Поэтому в праздники, субботы, в Йом Кипур, в часы молитвы и занятия Торой – периоды, когда не время для проявления качеств суда, наоборот, когда проявляется Высшее благорасположение – человек должен сопрягать свои мысли и поведение с этими качествами. [Ибо занятие Торой – это наибольшее возможное приближение к Всевышнему. Когда уста человека произносят слова Торы, «уста Всевышнего» как бы произносят слова Торы вместе с ним.] А в другое время пусть использует для служения Всевышнему другие качества характера – но не отрицательные, которые управляют человеком только для того, чтобы принести ему зло, как мы объясним ниже. Тогда, в те моменты, когда он будет использовать эти возвышенные качества, он сможет быть готовым и уверенным, что открывает тем самым источники в высших мирах.

[Написано в книге «Шаарей Ора» (врата 9): Произнесенная надлежащим образом молитва поднимается от сфиры к сфире, все выше и выше, пока не достигает Воли, которая примыкает к самому Кетеру… Поэтому все врата, высшие и низшие, открываются перед ней, и ничто не может задержать или отменить его просьбу – ведь он черпает из источника Высшей Воли. Из этого можно понять тайну молитв всех праведников, которые возносили молитвы, и все их нужды были удовлетворены удивительным и чудесным образом. Дело в том, что они достигали своей молитвой Мира Милосердия, места, из которого начался процесс создания мира. И как из этого места возник мир со всем, что содержится в нем, так же праведники, чьи молитвы достигают этого места, могут совершать знамения и чудеса и менять обычное течение событий, которое подчиняется законам природы. И в этом месте обитает полное упование на Творца.

Написано в трактате Авот (2:4): «Сделай Его волю своей волей, чтобы твоя воля сделалась как Его воля». Если человеку желанно то, что желанно Всевышнему, то и Всевышний будет выполнять его желания.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает признательность раву Цви Вассерману и издательству Швут Ами за право пользоваться переводом книги «Томер Двора». Примечания редактора основаны на книге рава Аарона Довида Гольдберга «Ве-алахта би-Драхав» и на книге рава Бен-Циона Эпштейна «Акдамот у-Шеарим». Подготовил Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=7938