Ховот а-Левавот. Врата отчета перед собой — Очищение души

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

995

РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ

Польза отчёта перед собой, о котором говорилось выше, произрастает в душе как результат уяснения описанных выше тридцати видов отчёта перед собой, понимания содержания их, формы их осуществления и истинности наших обязанностей в этом, и как результат стремления принять их к исполнению в меру их постижения и глубокого внутреннего восприятия. [И когда ты достигнешь этого], брат мой, в твоей душе проявится [одно] из высочайших свойств её – то, из чего ты сможешь научиться всем добрым качествам и обретёшь с его помощью все великие достоинства, суть которых в – очищении души от мрака глупости, которое устранит мглу сомнений из твоего сердца.

Ведь ты знаешь, что чем яснее исходные предпосылки, чем больше их число и чем лучше они упорядочены, тем более ясными и важными будут полученные результаты. Это верно при изготовлении лекарств: эффективность и сила лекарственного состава зависят от действенности исходных составляющих веществ. То же самое верно и в геометрии: чем больше имеется исходных предположений, касающихся исследуемого вопроса, тем большими будут значимость и полезность полученного знания.

И точно так – во многих вещах; например, невозможно построить весы, не имея изначально сведений по математике и механике. Таким же точно образом нельзя было бы изобрести астрономический прибор, называемый «астролябия», без знания геометрии, свойств фигур и движения небесных сфер, а также размеров земного шара.

И точно так же, как в приведенных примерах, брат мой, и в том, что требуется от человека: невозможно достичь требуемого, не приняв на себя обязанности делать описанный выше отчёт перед собой, согласно написанному в этой части книги и в других её частях, и без постоянного исполнения того, что возлагается на тебя в связи с этим.

Ибо когда ты будешь исполнять всё это с верным сердцем и с чистой душой, озарится твой разум; ты увидишь путь к достижению всех духовных высот, и будет закрыт путь твоему дурному побуждению, чтобы оно не могло подступиться к тебе и соблазнять тебя. И ты будешь среди избранных Б-гом, и обновятся в тебе силы высшие, незнакомые, те, которые ты не чувствовал раньше среди прочих, привычных для тебя сил, как сказал мудрец: «Мудрость человека озаряет его лик, и [отблеск] мощи на его лице являет» (Коэлет, 8:1). И тогда уразумеешь вещи великие, и откроются тебе глубокие тайны – благодаря прояснению души твоей, чистоте сердца и силе веры твоей. И не будет покидать тебя радость от удела твоего и в этом мире, и в мире Грядущем, при виде грандиозной картины, созерцаемой тобою, и великой тайны, открывшейся тебе благодаря помощи, которой ты удостоишься от Б-га благословенного.

Приведу тебе пример, который прояснит тебе в некоторой мере сказанное выше. Представь себе, что ты находишься в каком-то месте, над которым, позади тебя, есть картина, но ты не можешь увидеть её непосредственно, своими глазами. Тебе сказали, что нужно взять лист железа, отшлифовать его, удалив с него черноту, а затем долго натирать его многими специальными пастами и мазями. После этого нужно установить [полученное зеркало] напротив себя, и тогда приоткроется для тебя та возвышенная картина – нечто сокрытое от тебя прежде, и сможешь смотреть на неё, любуясь её очарованием и сиянием ее красоты.

[Что же всё это означает?] «Драгоценная возвышенная картина», которую ты не можешь видеть своими глазами, – это мудрость Творца превознесённого, могущество Его и красота высшего мира, черты и свойства которого сокрыты от нас. «Лист железа», который нужно обрабатывать, – это человеческая душа. «Шлифовать её» означает вести её путями мудрости и наставлений [Б-жественного] разума и Торы; «специальные пасты и мази» – это перечисленные выше тридцать видов отчёта перед собой [о том, что для созерцания высших миров необходимо очищение души, нам известно, в частности, из истории о четверых мудрецах Торы, заглянувших туда (Хагига, 14б); из них лишь один, раби Акива, вернулся с миром.].

И если ты примешь их близко к своему сердцу и утвердишь их в своих мыслях, то очистится душа твоя и озарится твой разум. И обретёт ясные очертания в душе твоей всё сокрытое, и увидишь картины истинные с открытыми глазами, и отворятся для тебя врата ступеней возвышения [духовного], и сорвана будет с глаз твоих завеса, отделяющая тебя от мудрости Творца, и Б-г превознесённый будет обучать тебя высокой мудрости и деяниям могучим, и даст тебе силу Б-жественную, как сказано: «И снизойдёт на него дух Г-спода, дух мудрости и разумения, дух совета и силы, дух знания и страха перед Г-сподом» (Йешаяу, 11:2), и также сказано: «Ведь дух [от Б-га], который в человеке, и душа Б-жественная даруют им [людям] разумение» (Иов, 32:8), и ещё сказано: «Если будешь жаждать её [мудрости] как денег и как сокровища искать её – уразумеешь страх перед Г-сподом и знание Б-га [тайн Торы] обретёшь» (Мишлей, 2:4-5).

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

На вопрос о том, является ли обязанность отчёта перед собой постоянной, или же она относится лишь к определённому времени, я хотел бы ответить следующее. Человек обязан к этому соответственно силам своего ума и высоте своего разумения – постоянно, с каждым миганием век его, а если сумеет – с каждым дыханием, так, чтобы не уходили от него страх, и трепет, и стыд перед Б-гом благословенным, который смотрит на него постоянно.

И пусть выведет это из повеления, данного Б-гом царю: «И запишет он себе это учение Торы в книгу перед лицом священнослужителей-левитов. И да будет оно с ним, и будет читать его все дни своей жизни» (Дварим, 17:18-19). И также сказано: «Да не отойдёт эта книга Торы от уст твоих, и занимайся ею днём и ночью» (Йеошуа, 1:8), и ещё сказано: «И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём» (Дварим, 6:6), и ещё сказано: «И навяжи их как знак [ручной тфилин] на руку твою, и будут [головным] тфилином меж глаз твоих, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на вратах твоих» (там, 6:8). И Писание подкрепляет всё сказанное выше упоминанием о кистях-цицит: «Это будет для вас цицит; будете смотреть на него и помнить обо всех заповедях Г-спода, и исполнять их» (Бемидбар, 15:39). [А теперь подумай]: осталось ли хоть что-нибудь из того, что могло бы привести человека к размышлениям, побуждающим его помнить о Творце, о чём мы не упомянули здесь?

Итак, брат мой, тебе следует приучать себя к отчёту перед собой во имя Б-га благословенного каждый час и каждый миг. И пусть не кажется тебе маловажным никакое добро, сделанное тобой ради Имени Его, даже если оно сводится лишь к одному слову или одному взгляду, ибо то, что кажется малым тебе, велико для Него, и то же самое верно в отношении греха. В качестве примера можно привести перемещение солнечной тени по земле: пока она пройдёт по земле расстояние в один локоть, солнце проходит по небесному кругу много миль; подобное этому мы наблюдаем и при перемещении тени в [астрономическом приборе] – астролябии.

И [подобным же образом] пусть не возвеличиваются в твоих глазах дела твои, даже если ты делал их ради Имени Г-спода, ибо при точном подсчёте окажется, что самое малое благо, какое даровал Он тебе, во много раз больше, чем добрые дела всех обитателей этого мира. Поэтому не уклоняйся от того, чтобы изо дня в день вести счёт между тобой и твоим Творцом – величию благ Его и множеству милостей Его, являемых Им тебе. И если не сможешь освободить [от прочих забот] своё сердце для этого днём, то сделай это ночью; а если уже минули сутки – восполни это назавтра, как сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Вернись [к Г-споду] за один день до своей смерти» (Пиркей Авот, 2:10), и также сказано: «Во всякий час пусть будут одежды твои белы» (Коэлет, 9:8).

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

На вопрос о том, что следует делать сразу после отчёта перед собой, я отвечу следующим образом. Это зависит от самого человека – соответственно тому, насколько очищена его душа, и тому, как она принимает свет истины, приходящий к ней от Б-га благословенного. Ведь если разум, ведущий отчёт перед собой, о котором здесь шла речь, чист, и он понимает намерения и желаемую цель отчёта, и сердце посвящено при этом Б-гу благословенному, то человек тем самым достигает того, что угодно Творцу, и Он, благословенный, помогает исполнить Свои повеления и наставляет его светом истины, отстраняющим сомнения от сердца человека, и оно озаряется светом мудрости, и сияет сиянием разума, и станет открытое и сокрытое в нём чистым перед Б-гом и подобным тому, о чём сказал Иов: «В правоту я оделся, и она облекла меня; словно плащ и убор головной [видные всем] была моя чистота в суде» (Иов, 29:14).

И тогда душа человека успокоится, отдохнёт от тревог этого мира и его желаний, и будет она радоваться в служении Творцу благословенному, и наполнится ликованием от увиденных ею тайн мудрости и от света её. И будет удел человека счастливым благодаря познаниям, обретённым им, о нижнем мире и о мире высшем, и добрым замыслам Б-га, и от того, как Он управляет этим миром, и от того, как Он проводит в жизнь Свои постановления относительно Своих творений, как сказал Давид, мир ему: «Возрадуется праведник Г-споду – и обретёт в Нём убежище» (Теилим, 64:11), и также сказал: «Возрадуется сердце ищущих Г-спода» (Теилим, 105:3), и ещё сказал пророк: «Пусть не хвалится мудрец мудростью своей» (Ирмияу, 9:22), и далее продолжает: «Но только вот чем пусть хвалится хвалящий себя: тем, что постигает и разумеет Меня».

И это – высшая ступень в знании Б-га благословенного, ибо тот, кто действительно знает Его, прилепится к служению Ему и к страху перед Ним соответственно мере знания своего в сердце и в глубинах души. И такой человек исполнит обязанности свои – обязанности сердца и те, которые исполняются посредством органов тела, – без труда и изнурения, но с усердием и расторопностью, как сказал Давид: «Торопился я и не медлил исполнять заповеди Твои» (Теилим, 119:60), и об этом же сказал мудрец: «Хорош удел человека, нашедшего мудрость» (Мишлей, 3:13), и также сказано: «Хорош удел тех, кто хранит правосудие, творит справедливость всечасно» (Теилим, 106:3). И пусть Б-г благословенный в милосердии Своём даст нам быть подобными таким людям и введёт нас в сообщество их. Амен.

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=29057