Ховот а-Левавот. Врата отчета перед собой — Побудить человека к исправлению в обоих мирах

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

966

Сказал автор: …я счёл необходимым говорить об отчете перед собой – ради тех вещей, имеющихся в нем, которые могут побудить человека к исправлению в обоих мирах [этом и Будущем], как сказал Давид, мир ему: «Обдумывал я пути мои и возвращал стопы мои к заповедям Твоим» (Теилим, 119:59).

В рамках этой темы нам следует поговорить о шести предметах. Первый: что такое отчёт перед самим собой. Второй: одинаков ли такой отчёт у разных людей. Третий: какие существуют разновидности отчёта перед собой. Четвёртый: чем он полезен. Пятый: есть ли у человека обязанность постоянно отчитываться перед самим собой. Шестой: что человек должен делать сразу же после отчёта перед собой.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Отчётом перед самим собой называются усилия человека при помощи своего разума разобраться в том, в какой мере он исполняет свои обязанности, как связанные с Торой, так и с прочими его делами в этом мире, для того чтобы знать ему, какие из своих обязанностей он исполняет подобающим образом, и в чём за ним остаётся долг.

[Величайший] из пророков [Моше], мир ему, предостерегает нас об этом такими словами: «Познай сегодня и утверди в своём сердце, что Г-сподь есть Б-г в небесах наверху и на земле внизу; нет другого. И храни все законы и все заповеди Его» (Дварим, 4:39 – 40). [Вспомни обо всех благах, дарованных Им тебе и народу твоему издревле, и это побудит тебя хранить Его законы и заповеди. Та же мысль звучит и в следующих приводимых здесь стихах Писания.] И Давид, мир ему, сказал: «Вкусите – и убедитесь, что благ Г-сподь» (Теилим, 34:9), и также сказано: «Познай Б-га отца своего и служи Ему» (Диврей а-Ямим 1, 28:9), и также сказано: «Не будьте как конь, как мул неразумный» (Теилим, 32:9). Сказано также о том, кто не вглядывался в дела свои и не держал о них совет с самим собой: «Не принимает в сердце свое; без знания, без разумения» (Йешаяу, 44:19); и также сказано: «Не помнили они руки Его» (Теилим, 78:42), и также сказано: «Вспомни дни былые» (Дварим, 32:7), и также сказано: «Вспомнил я дни прежние, размышлял о всех делах Твоих» (Теилим, 143:5), и ещё сказано: «Поведу мою мысль с [времён] далёких» (Иов, 36:3).

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

На вопрос о том, одинаков ли отчёт перед собой у разных людей или нет, следует ответить так. У разных людей самоанализ, относящийся к их делам в Торе и к прочим делам в этом мире, столь же различен, как различны у них сознание, рассудок и ясность понимания. Каждому из них заповедано обдумывать свои обязанности в служении Творцу превознесённому соответственно тому, насколько он осознаёт блага Его, общие [даруемые Им всему Израилю] и частные [даруемые ему лично, или группе людей, к которой он принадлежит, и т. п.]. Об этом сказано: «И узнаете сегодня, что не сыны ваши, которые не знали и которые не видели кар Г-спода, Б-га вашего, величие Его…» (Дварим, 11:2), и далее: «Но ваши глаза видели все великие деяния Г-спода» (там, 11:7). [Моше] говорит здесь о том, что Творец требует больше с вас [с того поколения, к которому обращается здесь Моше], чем с сыновей ваших, не видевших чудес Его, которые видели вы, – потому что вы видели их собственными глазами, и удостоились великих благ – вы, а не они; и спаслись от казней египетских и от кары, постигшей Кораха, – вы, а не они; и это налагает на вас обязанность особого служения.

Подобное этому мы должны сказать и об остальных людях: их обязанность меняется соответственно их сознанию и благам, полученным ими [от Творца].

Человек веры должен обдумать наедине с собой свои обязанности перед Б-гом благословенным, взвешивая всё с величайшей тщательностью и точностью, на какую он способен. И над тем, что он в состоянии реально исполнить, он должен усердно трудиться; то же, что для него неисполнимо в реальности, пусть познаёт разумом и выразит своими устами желание [сердца] исполнить все это [как сказали наши мудрецы: «Хорошую мысль Святой, благословенный, присоединяет к делу» (Кидушин, 40а) – заслуга этой мысли присоединяется к заслуге исполненного дела], и устремится к нему сердцем, как сказал Давид, мир ему: «Молю, пусть направлены будут пути мои к тому, чтобы  хранить законы Твои» (Теилим, 119:5), и еще он сказал: «Желаннее они [заповеди], чем золото, чем червонное золото в изобилии; слаще мёда и цветочного нектара» (Теилим, 19:11). И тогда Творец оправдает его [и не поставит ему в вину неисполненное], а он должен ждать того момента, когда появится у него возможность отдать, насколько сумеет, свой долг Творцу благословенному.

И пусть не изобретает для себя оправданий, не пренебрегает [неисполненным долгом], не забрасывает его и не скрывается от него, чтобы не навлечь на себя гибель в день великого суда, как сказано: «Пренебрегающего словом [Б-жьим] постигнет кара» (Мишлей, 13:13).

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

В ответ на вопрос о том, сколько существует разновидностей отчёта перед собой человека, скажу, что они весьма многочисленны, но я намереваюсь разъяснить здесьтридцать из них – таких, из которых становятся понятными обязанности человека перед Б-гом, когда человек обращает к ним своё сердце и принимает на себя обязанность думать о них и постоянно помнить о них.

Первая [разновидность]: человек всматривается во всё связанное с ним самим; он думает о том, что положило начало бытию его, о переходе его из нереальности в реальность, в то, что превратило его из несуществующего в нечто сущее. И это – без какой-либо предшествующей заслуги, но лишь по милости Б-га, доброте и доброй воле Его. Человек должен увидеть очами своего разума, насколько он важен, на какую высокую ступень поставлен и насколько вознесён во всех аспектах над миром животным, растительным и неживым, и принять на себя обязанность благодарить за это Творца благословенного.

И пусть придёт ему на ум простой и наглядный пример на эту тему. Если бы, когда он был младенцем, его мать бросила его на дороге, и какой-то проходивший мимо человек увидел его, сжалился над ним и взял в свой дом, растил и заботился о нём, пока он не вырос и набрался ума… Какое он должен был бы проявлять рвение в том, чтобы удовлетворять желания того человека, исполнять его повеления и избегать того, от чего он предостерегает, и сколь многими были бы его обязанности перед ним! И соответственно тому, в какой мере Творец защищает человека и обеспечивает все его нужды [гораздо больше, чем любой благодетель из плоти и крови], он должен стремиться к служению Ему и принимать к исполнению Его заповеди! [Величайший] из пророков [Моше] поучал наш народ, говоря: «Г-споду ли отплатите этим, народ недостойный и неразумный? Не Он ли – Отец твой, который обрёл тебя; ведь Он создал и упрочил тебя!» (Дварим, 32:6), и также Йехезкель говорил об этом: «А Я проходил мимо тебя, и увидел тебя, попранную, в крови твоей… И Я простёр крыло Моё над тобой…» (Йехезкель, 16:6-8; см. далее до конца главы).

Вторая [разновидность отчёта перед собой]: человек отдаёт себе отчёт в том, насколько велико добро, дарованное ему Б-гом [и нашедшее своё выражение] в строении тела, совершенстве формы и сути [человеческого существа], во взаиморасположении органов, и в том, [с какой мудростью и осторожностью] извлёк Он его из материнского чрева, явив тем всемогущество Своё, и приготовил ему пропитание до рождения и после, в подходящей для него форме и по мере потребности его, по милости Б-га к нему. И пусть подумает человек: если бы я был сотворён изначально ущербным, без глаз, или без рук, или без ног, и какой-нибудь человек смог бы изготовить мне недостающие органы, так, чтобы было восстановлено моё телесное совершенство, – насколько я был бы ему благодарен, и стремился бы исполнять его повеления, и предал бы себя служению ему!

Именно так человек должен быть устремлён к своему Творцу благословенному, который правильно устроил его тело и дал ему набор органов – верх совершенства как со стороны количества их, так и качества, как сказано: «Вспомни – словно из глины Ты сделал меня, и в прах возвратишь меня. Не Ты ли, как молоко, вылил меня и, подобно сыру, сформовал меня? Кожей и плотью облёк меня, костями и жилами наделил меня! Жизнь и милость жаловал Ты мне, и повеление Твоё хранило душу мою» (Иов, 10:9 – 12). И ещё сказано: «Ибо Ты создал почки мои; укрыл меня в чреве матери моей» (Теилим, 139:13), и также сказано: «Ибо Ты извлёк меня из чрева» (Теилим, 22:10).

Третья [разновидность отчёта перед собой]: человек отдаёт себе отчёт в том, насколько велико добро, которое сделал ему Б-г, наделив его разумом и знанием, вместе со многими добрыми качествами, благородными и достойными, возвышающими его над прочими созданиями, лишёнными дара речи, как сказано: «Научающий нас больше скота земного, и более птиц небесных нас вразумляющий» (Иов, 35:11).

И пусть подумает человек о том, что если бы он был лишён разумения и знания, и такой же, как он, человек помог бы ему обрести их, и он оценил бы преимущество обладания разумом перед отсутствием его – то разве было бы ему достаточно всех дней его жизни, проводимых в непрестанной благодарности и восхвалении того человека, чтобы отплатить за сделанное ему? Тем более – [в наших отношениях] с Творцом благословенным, благам которого, даруемым нам, нет конца, и нет счёта милостям, которые Он оказывает нам, как сказано: «Премного содеял Ты, Г-сподь, Б-г мой! Чудеса Твои и помыслы Твои – о нас! Нет Тебе достойного в сравнении; ведь если стану возвещать, рассказывать [о делах Твоих, то не сумею], ибо велики они более, чем можно о том рассказать» (Теилим, 40:6).

Четвёртая [разновидность отчёта перед собой]: человек размышляет, насколько великое благо творит ему Б-г, побуждая его заниматься тем, что даёт ему жизнь в обоих мирах [этом и Будущем], то есть Торой, достойной уважения и веры, – чтобы избавить человека от слепоты и неразумения, озарить его очи и приблизить к тому, чтобы стать желанным Б-гу его. И она оповестит человека об истинности Творца его, и о его обязанностях перед Ним, исполнением которых человек достигает полного успеха в обоих мирах, как сказано: «Учение Г-спода совершенно, оживляет душу… Повеления Г-спода прямы, радуют сердце» (Теилим, 19:8 – 9).

И пусть представит себе человек, что она [Тора] сокрылась от него после того, как он познакомился со всеми её великими достоинствами, а после этого ему встретился человек, который помог ему овладеть ею, – разве хватило бы ему всех его стараний и возможностей, чтобы отблагодарить и восхвалить того человека как должно за это? И тем более – Творца, пробуждающего к Торе и дающего постичь её, и помогающего в ней всячески? И то немногое, к чему обязывает нас долг благодарности за неё – чтобы мы без промедления устремлялись приобщиться к Его Торе и поспешили бы принять повеления и предостережения Его, как сказано: «Спешил я и не медлил хранить заповеди Твои» (Теилим, 119:60), и также сказано: «Как люблю я Тору Твою! Весь день она – предмет беседы моей» (там, 119:97), и также сказано: «Как сладки для нёба моего речения Твои» (там, 119:103).

Пятая [разновидность отчёта перед собой]: человек размышляет о том, что был ленив и не торопился изучить и понять книгу Б-жественной Торы, и был равнодушен к тому, чтобы разобраться в сказанном в ней. И он никогда не поступил бы так с книгой, которая пришла к нему от [земного] царя! Ведь в этом случае, если бы он затруднился понять в ней какое-то место, будь то из-за неясности в написании или в словах, будь то из-за глубины её содержания, из-за тонкости и сложности предмета повествования или возвышенного языка её, – он приложил бы все свои силы и употребил бы весь свой разум, чтобы понять сказанное в ней, и чрезвычайно страдал бы, пока не понял бы её!

И если человек делает всё это, чтобы понять сказанное в книге, которую написал другой человек, такой же слабый и смертный, как он сам, то насколько же больше он обязан сделать, чтобы понять книгу своего Б-га, который дарует ему жизнь, как сказано: «Ибо Он – жизнь твоя и продление дней твоих» (Дварим, 30:20).

И как же ты позволяешь себе, брат мой, уклоняться от [изучения] этой книги и довольствоваться лишь понятным, открытым и простым из того, что написано в ней, пренебрегая всем остальным? Разве ты не ощущаешь себя из-за этого ущербным и недостойным? Разве не о подобном этому сказано в Писании: «Богов серебряных и золотых, медных и железных, деревянных и каменных, которые не видят, и не слышат, и не знают, ты восхвалял – а Б-га, в руке которого душа твоя, и все пути твои [в Его власти], – ты не чтил!» (Даниэль, 5:23).

Шестая [разновидность]: самоанализ, который человек обязан делать, когда он обнаруживает в своих духовных качествах склонность к неповиновению Творцу и нарушению завета с Ним.

Человек должен представить себе мысленно и оживить в сердце своём всё то, о чём рассказывают ему его чувства – всё мироздание от главных основ его до частных проявлений, простое и сложное, высшее и низшее, – и всё это послушно слову Г-спода и хранит Его завет. Видел ли он, чтобы какое-нибудь из творений оборвало свою связь с Б-гом превознесённым [отказом] от служения Ему, или перечило слову Его и преступало завет с Ним? И если мы представим себе, что какое-нибудь из них нарушит завет с Творцом, то не станет человека [в этом мире] – если, к примеру, одна из основ преступит завет Творца и изменит свои свойства [выйдя за рамки данного Творцом закона], или земля сдвинется со своего места в центре [кругообращения светил], или воды морские перейдут пределы свои и покроют землю – останется ли человек на земле?

Ещё чудеснее то, что относится к органам человека; если они преступят завет Творца [относящийся к обязанностям, исполняемым ими в теле] человека, и будут покоиться те из них, которые должны двигаться, а неподвижные – придут в движение, или же не будут доходить до человека ощущения, которые должны по повелению [Творца] достигать его [зрительные, слуховые, или же ощущения боли, голода и т. п.], то будет нарушена цельность [тела] его; распадётся всё, что его составляло, и придёт ему конец.

Так как же не стыдится человек преступать завет Б-га своего в мире, который не преступал Б-жьего завета, пользуясь при этом помощниками, которым Б-г повелел служить ему и исполнять всё, что он на них возложит, и это – органы его тела, которые не преступали заветов Творца!

Приведём здесь притчу о царе, который повелел группе рабов своих переправить своего сановника через большую реку, при этом всячески его оберегая, и доставить его в определённое место на определённое время, а после того царь приказал самому сановнику делать для них в то же время какие-то вещи. Рабы исполнили то, что приказал им царь о сановнике, а тот уклонился и не исполнил того, что царь приказал ему сделать для них. И тогда сказал ему один из рабов: ты, сановник, уклоняющийся от исполнения царского повеления! Разве ты не боишься, что один из нас сделает тебе то же, что делаешь ты, и не исполнит повеление царя о том, чтобы оберегать тебя, как ты не исполняешь повеление его относительно нас? И ты тогда упадёшь в эту большую реку и умрёшь страшной смертью! Исправь же свою ошибку и попроси прощения, ибо царь приказал нам, чтобы мы не охраняли тебя, если ты будешь уклоняться от исполнения того, что он приказал тебе относительно нас! И тот сановник прекратил уклоняться от исполнения приказа и исправил свою ошибку.

А ты, брат мой, подумай: случалось ли, чтобы один из твоих органов преступал то, о чём приказал ему Творец относительно тебя – для того, чтобы ты мог пользоваться этим органом? Разве не известно тебе, что Творец благословенный поставил в своей истинной Торе условие: в твоей власти и к твоим услугам будет всё, что есть в мире, если будешь служить Ему; но всё в мире восстанет против воли твоей, если преступишь Его слово, как об этом говорится в главе Торы «Если по законам Моим ходить будете» (Ваикра, 26:3 и далее).

Седьмая [разновидность отчёта перед собой]: размышления о том, является ли его отношение к его Б-гу таким, каким должно быть отношение раба к своему господину, и принятие на себя соответствующих обязанностей перед своим Творцом…

И пусть человек хорошо обдумает эти обязанности в тот час, когда он осознаёт величие благ, дарованных ему Творцом благословенным: то, что Творец доставляет ему то, что полезно и необходимо для него, жалеет его, постоянно даёт ему сколько ему нужно из пищи, и не бросает его, чтобы он, со слабым своим разумением, сам управлял своими делами, но наделяет его знанием, разумом и пониманием, чтобы тот мог вести с их помощью свои дела и узнавать о своих обязанностях перед Б-гом, как сказал Давид, мир ему: «Я – Твой раб; вразуми меня, и узнаю заповеди Твои» (Теилим, 119:25).

И когда раб [человек] осознает все те огромные блага, которые дарует его Господин [Б-г] душе его и телу, и [помощь Его] во всём, что он делает, и то, что Он [Б-г] наблюдает за ним постоянно, и знает о нём все открытое и скрытое, и хранит его во всех его движениях, и накладывает на них путы свои, и властвует над ними… И когда поймёт [человек], каким образом [Б-г] испытывает и проверяет его – тем, что позволяет ему пользоваться органами тела и направлять ход своих мыслей вслед побуждениям своим – доброму и злому; и задумается о наследии [нашем] – Торе, наставляющей его, какие поступки угодны его Б-гу, а какие вводят Его в гнев, – тогда он воспользуется всеми органами тела своего и всеми силами своей души, чтобы делать то, что принесёт ему милость в глазах Господина его и приблизит его к Нему. И сорвёт с себя завесу глупости своей, облачится в одеяние страха и стыда перед Ним, любви к Нему, стремления к тому, чего желает Он. Тогда придут к нему великие блага и великий свет от Б-га, как сказано: «Г-споди! В свете лица Твоего они пойдут» (Теилим, 89:16), и также сказано: «Озарит Г-сподь тебя светом лица Своего и даст тебе милость [в глазах Своих]» (Бемидбар, 6:25).

Однако главное [в служении – стремление человека] вести себя с Б-гом во всём так, как ведёт себя раб перед своим господином, и в том, чтобы сделать Его единственным своим Господином, будучи верным Ему от всего сердца, – и в этом явится совершенство любви человека к его Б-гу и любви его Б-га к нему, как сказано: «Г-спода превознёс ты сегодня, чтобы был Он тебе Б-гом… И Г-сподь превознёс тебя сегодня, чтобы ты был Ему избранным народом…» (Дварим, 26:17-18), и также сказано: «И чтобы поставить тебя над всеми народами» (там, 26:19), и также сказано: «И увидят все народы земли, что имя Г-спода наречено на тебе, и убоятся тебя» (Дварим, 28:10).

Причина этого [величия твоего среди народов] состоит в том, что, как известно, величие раба среди [обычных] людей и его высокое положение среди них соответствуют величию его господина среди прочих господ и тому, насколько этот раб является избранным у своего господина и близок к нему. И поскольку Имя Творца превознесённого больше и возвышеннее, чем имена высших сил у всех народов, как сказано: «Ибо от восхода солнца до заката его [повсюду в мире] велико имя Моё среди народов» (Малахи, 1:11), а самый близкий к Нему из всех народов и отличённый служением Ему – народ Израиля, было бы правильным, чтобы величие и слава его среди других народов соответствовали этому.

А сказанное в Писании: «Имя Г-спода наречено на тебе» означает следующее. [Г-сподь] называет нас [в разных местах в Писании] «народом Г-спода», «народом Б-га», «священниками Г-спода», «служителями Г-спода», «рабами Г-спода», «сынами Г-спода» и прочими определениями возвышенности и избранности. Однако слова «и убоятся тебя» выражают [тот страх и уважение, которое в будущем будут ощущать перед сынами Израиля другие народы] из уважения и страха перед Творцом, как сказано: «Кто не убоится Тебя, о Царь народов» (Ирмияу, 10:7). Об этом же говорит ещё один стих Писания, описывающий те ступени, которых мы должны достичь в будущем в нашем приближении к Творцу и в служении нашем лишь Ему одному: «Этот скажет: я Г-споду принадлежу; а этот назовётся именем Яакова; а этот – напишет рукой своей: Гсподу принадлежу; и именем Израиля назовётся» (Йешаяу, 44:5). [Первый относится к праведникам, всегда принадлежавшим Г-споду; второй – к сыновьям злодеев, не пошедшим по стопам отцов и называющих себя именем Яакова, чтобы быть праведниками, подобными ему; третий относится к тем, кто возвращается к Г-споду и обязуется принадлежать Ему, как принято принимать обязательства – подписью своей руки; четвёртый же относится к людям из других народов, перешедшим в еврейство и называющим себя именем Яакова (объяснение согласно «Мецудат Давид»).] И различия между ними в том, насколько они дороги Творцу, соответствуют различиям в близости к Нему и в служении Ему.

Итак, брат мой, обдумай хорошо всё это и не следуй при этом за своим дурным побуждением, и не иди на поводу у своих вожделений, когда в ходе отчёта перед собой ты пускаешь в ход силу мысли своей, понимание и разум, и прими во внимание, что Творец благословенный наблюдает за твоими усилиями в нём. И да будет устремление твоё в этой работе во имя Творца благословенного, и исполняй её исключительно ради славы Его, и стыдись от сознания того, что Он смотрит на тебя, как сказано: «Г-сподь знает мысли человека, что они – ничто» (Теилим, 94:11).

Продолжение следует…

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=26914