Ховот а-Левавот. Врата служения — Многочисленные душевные качества

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

967

От редакции. Все оставшиеся разделы данной главы построены в форме вопросов и ответов (диалог разума и души). В них описаны способы пробуждения к служению Всевышнему.

РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ

ДУША: Я поняла твои слова и внимательно слушала всё, что ты говорил. А теперь я убедительно прошу тебя разъяснить мне, в каких случаях я должна пользоваться своими добрыми качествами, и в каких случаях – дурными, так, чтобы пользование ими именно в данных обстоятельствах встречало бы одобрение и согласие [других людей].

РАЗУМ: Твои душевные качества весьма многочисленны; я затрону здесь вкратце лишь некоторые из них.

Среди всех твоих качеств есть два: радость и скорбь, и они противостоят друг другу. Радость уместна тогда, когда ты уверена, что наслаждение [от какого-то предмета или события] будет вечным, и не примешаются к нему печаль и скорбь, и не постигнет его ущерб, – в таком случае ты можешь позволить себе радость [из сказанного ясно, что поводом для радости могут быть служение Всевышнему, изучение Торы и исполнение заповедей]. Скорби же, с другой стороны, есть место тогда, когда ты сталкиваешься с чем-то, причиняющим тебе постоянное страдание, чего нельзя ни оттолкнуть, ни избежать, – в таком случае ты можешь позволить себе «использовать» [в своём служении] такое душевное качество, как скорбь.

[Аналогично предыдущему, поводом для печали может быть только нечто связанное со служением, Торой и заповедями – неисполнение и нарушение воли Творца, или же лишение возможности исполнить Его волю. Последнее может относиться ко всему народу, как это было при разрушении Храма, или к отдельному человеку, к примеру, потерявшему зрение и лишённому возможности изучать Тору.

В других ситуациях, в которых человеку свойственно предаваться печали, например, при потере близких, соблюдение траура согласно законам Торы само по себе является исполнением заповеди. Печаль же по поводу, например, материальных потерь, по мысли автора, вообще неуместна.]

Страх [перед будущим] и надежда [на него]. Страх оправдан тогда, когда ты делаешь нечто такое, что навлекает на тебя страдания и не обещает хороших последствий, но нет сил и возможностей отвратить от себя всё это. Надежде, с другой стороны, есть место, когда ты стараешься делать то, что принесёт тебе благо и обещает то, что желанно и сладостно тебе, и ничто в мире не сможет лишить тебя всего этого. Иначе говоря, когда ты стараешься исполнять заповеди, которые заповедал нам Б-г – заповедал ради того великого блага, которое они принесут нам в будущем.

Мужество и мягкость. Первая из них должна проявляться при встрече с врагами Г-спода, чтобы бороться с ними и переносить при этом все тяготы и испытания по воле Творца, будь Он благословен, и согласно воле Его праведников, как сказано (Теилим, 44:23): «Ведь из-за Тебя нас убивают целый день [всегда], овцами для заклания почитают нас», и также сказано (Теилим, 141:5): «Пусть накажет меня праведник по доброте своей и упрекает…» [другими словами, нужно вооружиться мужеством как для того, чтобы переносить страдания, причиняемые врагом, так и для того, чтобы терпеливо принимать упрёки и поучения праведника]. В то же время мягкость следует проявлять в отношении тех, кто любит Г-спода, чтобы не конфликтовать с ними и со всеми, кто служит Ему, и не противиться тому, кто поучает тебя ради твоего блага, как сказала [пророчица Хульда царю Йошияу] (Млахим 2, 22:19): «Так как смягчилось сердце твоё и ты смирился пред Г-сподом…» [таким образом, для того чтобы принимать поучения и исправлять себя в соответствии с ними, необходимы оба описанных качества: и мужество, и мягкость].

Стыдливость с одной стороны, и дерзость – с другой. Стыд уместен тогда, когда ты нарушаешь волю Того, кто даёт тебе благо, посредством самого этого блага перед лицом Его, в то самое время, как Он поучает тебя через Своих посланников – добрых и злых, и упрекает тебя через Своих пророков, как сказано (Йехезкель, 43:10): «Ты, сын человеческий, возвести дому Израиля о доме этом [Храме], и устыдятся они грехов своих», и ещё сказано (Эзра, 9:6): «…Б-же мой! Стыдно и совестно мне, о, Б-же мой, поднять лицо своё к Тебе…» В то же время дерзость и смелость оправданны, когда нужно осудить нечестивцев, преступников и тех, кто оспаривает истину, и повелеть народу делать добро, и предостеречь его от недостойных дел, и пристыдить творящих грех, и дать наставление малым и большим, как сказано (Йешаяу, 50:7): «…Сделал я своё лицо как кремень и знаю, что не устыжусь».

Гнев и благоволение. Гнев уместен [при виде того, как люди] сворачивают с пути истины и справедливого суда, того, как ложь побеждает истину и тех, кто её придерживается. С другой стороны, благоволение надлежит испытывать тогда, когда все вещи становятся по своим местам и прочно утверждаются на своих основах, в следовании в том, что касается их, по путям истины.

Жалость и жестокость. Жалость необходима в отношении людей неимущих и нуждающихся, больных, в отношении [праведников], отдаляющихся от этого мира, и тех, кто не понимает, в чём его польза и благо, и тех, кто не в состоянии вести свои дела, и находящихся в плену у врага, и тех, кто многого лишился, и тех, кто раскаивается в своих грехах, и тех, кто оплакивает свои грехи из страха перед наказанием, которое может постигнуть его от Б-га. Жестокость же уместна при наказании грешников, как сказано (Дварим, 13:9): «…Да не пощадит его глаз твой; не жалей и не покрывай его».

Гордость и скромность. Гордое и высокомерное поведение может быть оправданным при столкновении с людьми, которые отрицают Б-га и отворачиваются от Него. Не унижайся и не раболепствуй перед ними, чтобы не казалось, будто ты оправдываешь их и склоняешься к их извращённым взглядам. Напротив, позволь себе воспользоваться качеством гордости и высокомерия, отрицая их воззрения и пренебрегая ими. Пример тому мы видим в поведении Мордехая по отношению к Аману [как сказано (Эстер, 3:2): «И все рабы царя… кланялись и падали ниц перед Аманом, ибо так повелел царь, но Мордехай не кланялся и не падал ниц»]. Скромность же следует проявлять во взаимоотношениях с человеком праведным, чистым сердцем и Б-гобоязненным, умудрённым в Торе и занятым служением Творцу, а также с тем, перед кем у тебя есть долг благодарности за сделанное тебе добро. И тем более уместна скромность перед Тем [Творцом], Кто даровал тебе благо великое и неизмеримое, бесконечно превосходящее твои возможности расплатиться за него. Скромность должна выражаться также и в принятии на себя Его суда, как сказано (Ваикра, 26:41): «…И тогда, быть может, покорится сердце их необузданное, и тогда искупят свою вину».

Любовь и ненависть. Любви достоин твой единомышленник в служении Б-гу, тот, кто приводит тебя к радости, ждущей тебя по завершении твоих земных дел. А ненавидеть следует того, кто преступает волю Б-га и противостоит людям, преданным истине, того, кто приводит тебя ко всему, что гневит твоего Творца, как сказано (Мишлей, 28:4): «Оставившие Тору прославляют злодея, а хранящие Тору вступают с ними в спор».

Щедрость и скупость. Назначение щедрости – поставить всякую вещь на подобающее ей место, предоставить каждому, кто несёт добро в своей душе, материальные средства и [обучить его] мудрости сообразно его нуждам, как сказано (Мишлей, 3:27): «Не отвращай блага от нуждающегося в нём, когда в руке твоей есть сила сделать», и также сказано (Мишлей, 5:16): «Изольются источники твои наружу…» Скупость же уместна в отношении к людям жестоким, глупым или таким, что не знают цены ни самим себе, ни благам, получаемым ими, как сказано (Мишлей, 9:7): «Наставляющий насмешника – осрамится; поучать нечестивца – на позор себе». Сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Хулин, 133а): «Всякий, кто делает добро тому, кто не признаёт долга благодарности, как будто бросает камень в [идола, называемого] “меркулис”» [обычно бросание камней является выражением неуважения и агрессии, но в отношении указанного идола именно в этом состоял ритуал служения ему].

Лень и рвение. Такое качество как лень следовало бы использовать против животных вожделений, удовольствие от которых преходяще и которые навлекают на человека позор в этом мире и наказание в Будущем мире. В то же время старательность и рвение уместны по отношению к духовным наслаждениям и делам, цель которых – исполнение воли Всевышнего, как сказал Давид (Теилим, 119:60): «Торопился я и не медлил с исполнением повелений Твоих».

Всего сказанного мной в этой части книги достаточно для того, кто избирает прямые пути, ищет для себя истину и стремится к мудрости ради неё самой. И Б-г в милосердии Своём поможет нам найти пути служения Ему. Амен.

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.

 


http://www.beerot.ru/?p=26124