Ховот а-Левавот — 26 — Врата служения — Раздел 8 — Противоречия между всевластием Всевышнего и свободой выбора в делах человека

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1916

От редакции. Все оставшиеся разделы данной главы построены в форме вопросов и ответов (диалог разума и души). В них описаны способы пробуждения к служению Всевышнему.

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ

ДУША: Ты лечил меня и нёс мне исцеление; поучал меня и сделал великое дело, озарив своим светом моё лечение; ты снял с меня завесу тьмы и глупости. Однако один недуг, наносящий ущерб служению Всевышнему, всё ещё остаётся у меня. Если ты излечишь меня от него и снимешь с меня его гнёт, то я буду спасена от злейшей болезни, и тем приблизится избавление от всех моих бед.

РАЗУМ: Что же это за недуг, о котором ты говоришь?

ДУША: В наших священных книгах сказано, с одной стороны, о том, что такие качества [автор перечисляет названные качества в ином порядке; мы же сочли необходимым дляоблегчения понимания привести их в том порядке, в каком они приведены в классическом комментарии «Лев тов»], как «высшая воля» [изначальное желание], «могущество» [способность осуществить его], «властвование» [принятие постановлений для его осуществления] и «принуждение» [к их исполнению], могут быть отнесены только к Всевышнему во всём, что Он сотворил – в неживой материи, в мире растений, животных и людей, как сказано (Теилим, 135:6): «Всё, что желал Г-сподь, Он сделал в небесах и на земле», и также сказано: (Шмуэль-1, 2:6-7): «Г-сподь умертвляет и оживляет, низводит в ад и поднимает. Г-сподь ввергает в бедность и обогащает, опускает и возвышает», и ещё сказано (Эйха, 3:37-38): «Кто [тот глупец], что скажет: свершилось то, чего Г-сподь не повелел? [И кто тот глупец, что скажет:] не из уст Всевышнего исходят зло и благо [а по произволу людей]?», и ещё сказано (Йешаяу, 45:7): «Созидаю свет и творю тьму, устанавливаю мир и творю [возможность] зла…», и также сказано (Теилим, 127:1): «Если Г-сподь не построит дом – зря трудятся над ним строители; если Г-сподь не охраняет город – напрасно усердствует стражник». И ещё сказано (Теилим, 127:2): «Понапрасну рано встаёте, сидите допоздна – [вы,] едящие хлеб в [беспокойстве и] печали; ведь Он даст то [о чём заботитесь вы] прогоняющему сон [от глаз своих ради занятий Торой]»; и ещё [находим в Писании] много подобного этому. Всё это учит нас тому, что человека, как и всё остальное живущее, Творец приводит в этот мир, чтобы заселить его. Когда Он приводит их в движение, они движутся – с разрешения Его, силой Его, являя Его всемогущество, а когда Он даёт им покой – они покоятся, не исполняя дел своих, как сказано (Иов, 34:29): «И Он даст покой [кому-либо] – кто возмутит [этот покой]?..», и также сказано (Теилим, 104:29): «Скроешь лицо Своё – испугаются; заберёшь дух их – умрут и в прах свой вернутся». И всё, что писали мудрецы прошедших поколений во всех своих книгах, совпадает со сказанным, и нет никого, кто оспаривал бы это.

В книге Торы, однако, мы находим нечто противоречащее этому, указывающее, что действия, совершаемые человеком, в его власти; он выбирает их по своей воле, и они осуществляются по его желанию и выбору. И потому человек получает награду за служение и наказание, если он преступает заповеди. Об этом сказано (Дварим, 30:15): «Смотри, сегодня я предлагаю тебе [на выбор] жизнь и добро, смерть и зло», и сказано (Дварим, 30:19): «Избери жизнь…», и также сказано (Малахи, 1:9): «От вашей руки было это…», и также сказано (Иов, 34:11): «По делам человека отплатит ему…», и ещё сказано (Мишлей, 19:3): «Глупость человека извратит его путь…». И всё, что мы находим в нашей Торе – описание событий нашей истории, заповеди и нравственное учение, – ясно учит нас этому. И также то, что говорится там о вознаграждении за служение и о наказании за нарушение заповедей, – всё учит нас, что дела человека вверены ему, и не относятся к Б-гу ни добрые дела человека, ни злые, ни добродетели его, ни пороки.

[Могут спросить: что же тогда означают такие понятия, как «освящение Б-жьего Имени» или «осквернение» его как результат поступков человека? Ответ таков: эти поступки ничего не добавляют к истинным качествам Б-га (таким, как единство Его, доброта, величие и т. д.) и не отнимают от них; упомянутые же понятия относятся лишь к человеческому восприятию Его качеств, которые открываются взору людей вследствие их поступков или же скрываются.]

Описанное противоречие мне непонятно, и очень тяжело разрешить его. Если только есть исцеление от этого недуга, то пусть Б-г излечит меня от него через тебя.

РАЗУМ: Противоречие между стихами из Писания, о которых ты говоришь, не больше, чем противоречие, которое можно увидеть, если вглядеться, в самой реальности. В людских делах мы видим, что иногда то, что человек задумывает и желает, осуществляется, а иногда нет. Из этого мы видим, что у Творца есть власть над человеком, и человек как бы связан: Творец дозволяет ему совершить то, чего Он, Творец, желает, и не даёт совершить того, чего не желает; и то же самое относится к движениям человека, к тому, что он слышит и видит. И при всём этом я вижу, что человек получает награду или его постигает наказание соответственно его делам и его движениям, служил ли он [посредством их] Творцу или перечил Его воле.

И наши мудрецы спорили о путях разрешения противоречия между всевластием [Всевышнего] и свободой выбора в делах человека.

Некоторые говорили, что все дела человека свершаются согласно его желанию, возможностям и силам, что Б-г передал дела человека в его руки и дал ему власть над ними; Б-г не имеет к ним прямого отношения, и потому человек получает право на награду за них или подлежит наказанию.

Другие говорили, что дела людей, как и прочих [обитателей мира], следует приписывать [лишь] Творцу, будь Он благословен. Они утверждают, что всё, что происходит с ними всеми, от человека до мёртвой природы, находится во власти Творца, будь Он благословен, всё – по приговору Его, по Его суду и Его волеизъявлению, и ничто не может избежать [и отклониться от] Его воли даже на толщину волоса, ни в ту, ни в другую сторону. А когда у тех мудрецов спрашивали, как же всё это согласуется с наградой и наказанием, они отвечали, что всё связанное с наградой и наказанием недоступно нам, и мы не знаем, как вершится суд. Б-г справедлив, и нет у него беззакония; Он верен в [даровании] назначенной награды, как и в наказании, и не преступит обещанного. Наши знания и понятия слишком слабы для познания силы и путей Его мудрости. Справедливость Его столь открыта, и милость столь очевидна, что исключено всякое сомнение в Его законах; нет Б-га, кроме Него.

Были и такие, что считали нужным принять обе точки зрения – как всевластия Творца, так и свободы выбора. [«Принять обе эти точки зрения» не означает «совместить» или «согласовать» их. Их принятие означает, что мы, не пытаясь понять непостижимое для нас, руководствуемся в нашем служении Всевышнему той или другой из них, более подходящей к данной конкретной ситуации. И мы должны знать, в каких случаях более правильно вести себя в соответствии с каждой из этих двух точек зрения.] Они утверждают, что, идя только по одному из этих путей, углубляясь [в рассматриваемую тему], мы не избежим ошибок и преткновений. Они говорят: в наших делах [при исполнении заповедей] мы действуем, веря и зная, что дела человека – в его власти; он получает за них награду или наказание, и мы должны стараться делать всё, что принесёт нам пользу [в наших отношениях] с Творцом в обоих мирах. Но в нашем уповании на Б-га мы должны чётко осознавать, что Г-сподь правит всеми деяниями и движениями, приобретением и ущербом посредством Своих постановлений, Своей властью и приказом. При этом у Б-га, будь Он благословен, всегда есть обоснованные претензии к человеку, на которые тот не в состоянии ответить, тогда как у человека нет подобных претензий к Б-гу.

Приведенная точка зрения – самый верный путь выпутаться из упомянутого выше противоречия, ибо самое истинное и правильное для нас – признать, что сил нашего [человеческого] разума недостаточно для проникновения в эту часть Б-жественной мудрости. Она сокрыта ради нашего же блага. Ведь если бы приобщение к этой тайне могло принести нам пользу, Творец открыл бы её нам.

Мы поясним это на следующем примере. Человеку со слабыми глазами [не переносящими яркого освещения] бесполезен солнечный свет. Он должен прикрыть свои глаза защитным экраном, и чем тяжелее болезнь, тем плотнее должен быть экран, а чем слабее болезнь – тем прозрачнее экран, который ему нужен.

То же самое относится к большинству наших дел в материальном мире – они таковы, что если бы мы не видели их собственными глазами, а слышали только рассказ о них, то поторопились бы выразить недоверие рассказчику. Возьмём, к примеру, астролябию [угломерный инструмент], применяемую в астрономии. Если бы мы не видели её в действии нашими собственными глазами, и кто-нибудь другой стал бы описывать нам её вид и рассказывать, как с ее помощью изучают движение небесных сфер, положение звёзд, точное время [начала и окончания] всех сезонов года, измеряют расстояния между разными объектами и изучают много других вещей, доступных познанию только с её помощью, то мы не получили бы ясного представления об этом приборе и о том, как он выглядит.

То же самое мы можем сказать и о более знакомом нам приборе, из числа тех, которыми пользуются многие люди, – о неравноплечных весах. Не увидев их собственными глазами, мы бы никогда не догадались, что можно правильно взвешивать на весах, у которых одно плечо длиннее другого. Удивительной их особенностью является возможность взвешивать предметы самого разного веса посредством одной гири.

Ещё шире пользуются люди [водяной мельницей], имеющей пару [тяжёлых] каменных жерновов. Верхний жернов приводится в равномерное вращательное движение посредством такого слабого привода, как [деревянное] водяное колесо. Когда мы бросаем маленький камешек в водяной поток, он практически мгновенно погружается на дно. Упомянутый верхний жернов во много раз тяжелее этого камешка, а привод жернова намного слабее потока воды, в который бросали камешек. И если бы кто-нибудь рассказал нам об этом, но мы не видели бы всего, о чём шла речь, собственными глазами, то мы не поверили бы рассказчику из-за недостаточности нашего проникновения в тайны творения, слабости нашего знания о корнях творений и их порождениях, их природе, о свойственных им силам.

И нет ничего удивительного, что тот, кто не понимает вещей и явлений, с которыми имеет дело повседневно, не в состоянии понять путей и законов Творца, будь Он благословен, относящихся к всевластию [Всевышнего] и свободе выбора – путей и законов, бесконечно возвышенных и неуловимых в сравнении с теми, о которых говорилось ранее. Об этом сказал Давид (Теилим, 131:1): «Г-споди, не заносилось моё сердце, и не возносил я высокомерно свой взор, и не устремлялся за великим и непостижимым для меня». И далее продолжает о том же (Теилим, 131:2): «[Ведь Ты знаешь, Г-споди], что уподобил я себя младенцу, уповающему на свою мать; душа моя [при Тебе] подобна младенцу у матери».

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=25755