Ховот а-Левавот. Врата смирения — Десять правил для желающих обрести смирение

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1575

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

Тому, кто желает обрести качество смирения, следует держаться следующих десяти правил.

Первое правило: познать Б-га и доброту Его, понимать, как высоко Он поставил человека над животными, как сказано: «Сделал Ты его властелином над творениями рук Своих» (Теилим, 8:7). И когда человек признает величие мощи Творца, высоту Его могущества и высшую мудрость Его, он смирится и почувствует себя низким перед Творцом. Тогда станет ему ясным наставление мудреца: «Не красуйся перед царём» (Мишлей, 25:6) – тем более [будь скромен] перед Царём над царями царей и Господином господ, перед Тем, Кто превыше всякого образа и сравнения, как сказала Хана: «Нет святого, как Г-сподь, ибо нет другого, помимо Тебя» (Шмуэль-1, 2:2).

Второе правило: знать обязанности, которые накладывают на человека Тора и разум, читать Б-жественную книгу Торы, овладевать мудростью, основанной на постижении разума, мудростью Письменной Торы и мудростью Устной Торы, выводя из всего этого условия смирения и указания относительно того, в каких случаях оно уместно.

Третье правило: проявлять сдержанность и умение терпеть слова и дела [других людей], вызывающие ненависть [здесь речь идёт о таких ситуациях, когда человек поступается своей собственной честью, а не честью других людей или Всевышнего, отказывается от мести или забывает причинённое ему лично зло таким образом, что это ведёт к прославлению имени Г-спода], ради Творца благословенного, как сказано: «Платил ли я злом другу своему; ведь отпустил я даром врага моего» (Теилим, 7:5), и также сказано: «Не говори: как сделал он мне, так я сделаю ему» (Мишлей, 24:29), и сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Гитин, 36б): «Обижаемые – но не обижающие других; выслушивают поношения – но не отвечают; поступают так из любви к Г-споду – и радуются в страдании; о них сказано в Писании: “Любимые Им – как солнце, восходящее в силе своей” (Шофтим, 5:31)». Тех, кто поступает так, наши мудрецы называют «превозмогающими самих себя» [то есть преодолевающими в своих поступках свою человеческую природу и душевные качества].

Четвёртое правило: [человек должен] делать людям добро, говорить о них хорошо, судить их, изыскивая им оправдание, не говорить о них плохого, прощать им, когда они говорят и рассказывают о нём плохое, даже если они недостойны того, как сказано: «Даже в мыслях своих не кляни царя» (Коэлет, 10:20), и также сказано: «Уста свои ты отдал во власть зла, и язык свой прилепил к обману. Сидишь, о брате своём судача; на сына матери своей навет возводишь» (Теилим, 50:19-20).

О том, что мы должны прощать тех, кто говорит о нас дурное и осуждает нас, известно нам из сказанного в Торе: «И говорила Мирьям с Аароном о Моше» (Бемидбар, 12:1) и далее: «А Моше – муж скромнейший» (там, 12:3), и так сказано о нём потому, что он простил им. Сюда относится и то, что сказал мудрец: «И также на всё, о чём говорят, не обращай внимания… Ибо множество раз знало сердце твоё, что ты проклинаешь других» (Коэлет, 7:21-22).

Сказали наши мудрецы: «Однажды раби Элиэзер вышел вести общественную молитву [во время засухи] и произнёс двадцать четыре просьбы [о дожде], но не были они приняты. Вышел раби Акива и произнёс “Отец наш, Царь наш”, и его молитва была принята. Голос с Небес сказал: это не потому, что один из них более велик, чем другой, а потому, что один из них [раби Акива] “превозмогает себя”, а другой – нет» (Таанит, 25б).

Рассказывают об одном из благочестивых людей, которому случилось раз пройти мимо дурно пахнущего мёртвого пса. Ученики его сказали: насколько же зловонна эта падаль! А он ответил им: насколько же белы её зубы! И они пожалели о том, что сказали об этой падали прежде. Но если предосудительно плохо говорить о мёртвом псе, то насколько же предосудительно говорить так о живом человеке! И если это хорошо и правильно – похвалить мёртвого пса за его белые зубы, то насколько же велика наша обязанность хорошо отзываться о человеке, одарённом разумом и пониманием! Тот праведник наставлял своих учеников в том, чтобы они не приучали свой язык говорить дурное, а вместо этого приучались говорить хорошее – и чтобы всё это сделалось частью их натуры, как сказано: «Не говорил дурного языком своим» (Теилим, 15:3); об обратном же сказано: «Беды замышляет твой язык; как бритва острая он – творит обман… Любишь ты всякие слова разящие» (Теилим, 52:4-6), и также сказано: «Что даст тебе и что тебе прибавит язык лживый?» (Теилим, 120:3); «Речения уст мудреца приятны, а уста глупца – его погубят» (Коэлет, 10:12).

Пятое правило: [человек должен] вести себя смиренно во всех делах его жизни, видимых другим и скрытых, в речах и в делах, в движениях тела и в покое его, так, чтобы не была внутренняя сторона всего этого не такой, как проявляемая вовне, и чтобы сокрытое не противоречило видимому. И чтобы действия человека отражали его смирение и скромность перед Б-гом благословенным и перед людьми, соответственно достоинствам их и благу, которое они несут этому человеку в [изучении и исполнении] Торы и во всех его делах, как сказано: «Благо человеку милостивому и дающему взаймы; дела свои он ведёт, как подобает» (Теилим, 112:5), и также сказали наши мудрецы: «Будь скромен перед всяким человеком» (Пиркей Авот, 4:10), и ещё сказали: «Будь скромен и предупредителен перед уважаемыми людьми, приветлив с молодыми» (там, 3:12).

Шестое правило: у человека должны быть великие желания и устремления, связанные с его будущим миром. Он не должен удовлетворяться теми делами, связанными с этим, которые приходят к нему сами собой, и не должен говорить: довольно мне того, что само окажется в моих руках. Пусть дела его, служение, возможности и усилия его всегда кажутся ему малыми; пусть душа его постоянно жаждет большего, как говорит Писание о царе Йеошафате: «И возвысилось сердце его [оттого, что шёл он] путями Г-спода» (Диврей а-ямим-2, 17:6); пусть он сердится и порицает самого себя перед Б-гом и перед людьми за неисполнение своих обязанностей в сфере духовного и просит у Б-га помощи и сил, чтобы больше успевать в служении и добрых делах, как сказано: «Прошу, [помоги мне] направить мои пути, чтобы соблюдать законы Твои» (Теилим, 119:5).

Седьмое правило: [человек должен] проявлять перед другими своё смирение, пренебрегая гордостью своей ради чести Творца и оставляя заботы о собственном величии, авторитете и достоинстве в то время, когда он занят служением Б-гу благословенному, – как в одиночестве, так и среди людей. Сказано об Аароне: «И снимет пепел [с жертвенника]» (Ваикра, 6:3), – невзирая на высокое положение Аарона, Творец вменяет ему в обязанность ежедневно, постоянно убирать пепел с жертвенника, чтобы он почувствовал себя приниженным и изгнал гордыню из своего сердца. Также и о Давиде свидетельствует Писание: «А Давид плясал изо всех сил пред Г-сподом [перед Ковчегом Завета]… И сказал Давид… буду веселиться пред Г-сподом… и ещё больше унижу себя» (Шмуэль 2, гл. 6). [Эти слова царь Давид сказал своей жене Михали, которая была дочерью царя Шауля, после того как она стыдила и упрекала его за то, что он этой пляской якобы унизил своё царское достоинство. Давид дал ей понять, что именно за то, что он готов пренебречь своим достоинством ради чести Всевышнего, он был избран с Небес царём над Израилем вместо Шауля.] И также сказано: «И буду говорить о законах Твоих пред царями – и не устыжусь» (Теилим, 119:46).

Восьмое правило: [человек должен] удовлетворяться теми средствами пропитания, которые приходят к нему сами и которые у него есть, ибо для него должны быть презренными и лишёнными смысла [материальные устремления] его души; он должен воспитывать в себе способность противостоять телесным вожделениям, чтобы направить свои силы на исполнение своих обязанностей перед Творцом – из долга благодарности за многие блага и милости, явленные ему Им, благословенным, как сказал Давид: «Дорогой повелений Твоих бежать я буду, когда Ты дашь простор сердцу моему [освободишь его от вожделений]» (Теилим, 119:32).

Девятое правило: [человек должен] мстить злодеям во славу Творца, а обычай его прощать людям обиды, причинённые лично ему, не должен склонять его к тому, чтобы он прощал им их провинности перед Б-гом, либо их речи против пророков Его, праведников, против тех, кто особо любим и приближен Им, благословенным. И обычай прощать грабящих и притесняющих его не должен распространяться на тех, кто грабит других людей; человек должен спасать ограбленных и помогать им вырвать добычу из рук грабителя, как сказано: «Творите суд с утра [без задержки] – и спасайте ограбленного от руки грабителя» (Ирмияу, 21:12), и также сказано: «Крушил я клыки беззаконному, из зубов его добычу вырывал» (Иов, 29:17). Человек должен учить других служению Б-гу, упрекать и стыдить их, наставлять их добру, предостерегать их от зла, устами своими и рукой, по мере своих возможностей. Должен без промедления наказывать виновных согласно законам, установленным Б-гом, не являя при этом ни смирения, ни приниженности, как сказано о Пинхасе: «И встал Пинхас, и свершил суд, и прекратился мор. И засчиталось ему это в праведность из рода в род, вовеки» (Теилим, 106:30-31).

Десятое правило: человек должен быть немногословным, говорить тихо, не смеяться много, поменьше клясться именем Г-спода даже об истине. Он не должен лгать и пребывать в компании пустых людей и насмешников; не должен предаваться утехам этого мира, доставляющим радость простолюдинам и невеждам, и всё это – из смирения своего и приниженности, но никак не из сознания своего величия и превосходства; и об этом сказал пророк: «Не сидел я в кругу насмешников, разделяя с ними веселье; под рукою Твоей сидел я одиноко, ибо Ты наполнил меня [пророчеством] гневным» (Ирмияу, 15:17).

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

Есть пять признаков, по которым распознаётся в человеке качество смирения.

Первый признак: оно проявляется в момент сильного гнева на того, кто позорит его словом или действием. Если человек овладевает собой и прощает, имея возможность отомстить, и делает он это из скромности и ощущения приниженности своей, это ясно указывает на то, что он обладает качеством смирения.

Второй признак: если в таких случаях, как имущественный ущерб или несчастье с кем-то из родных, его самообладание превозмогает душевное потрясение, он приемлет приговор Творца и признаёт истинным Его суд, то ясно, что он обладает истинным смирением и ощущением приниженности своей перед Б-гом. Подобное рассказывает Тора об Аароне – как он воспринял смерть своих сыновей Надава и Авиу: «И безмолвствовал Аарон» (Ваикра, 10:3), а царь Давид сказал: «Безмолвствуй пред Г-сподом и уповай на Него» (37:7), и также сказано: «Потому разумный в этот час смолчит» (Амос, 5:13).

Третий признак: если человек, обладающий качеством смирения, получает известность среди людей с хорошей или плохой стороны, то в случае, когда его хвалят за какое-то доброе дело, похвала должна показаться ему неуместной и излишней, а сделанное им доброе дело – слишком малым и ничтожным, недостойным быть принятым Г-сподом и желанным Ему, ибо оно много меньше того, что этот человек был обязан сделать. Он должен сказать хвалящему: довольно тебе хвалить меня, брат мой; ведь дело это против грехов моих – как искорка огня, упавшая в море. И если даже оно чего-нибудь стоит, кто знает, убережётся ли оно от всего, что может причинить ему ущерб, до того, как примет его от меня Творец, как сказано: «Когда явитесь, чтобы увидеть лицо Моё, [не будете желанными мне, ибо] кто просил того у вас – топтать Мои дворы?» (Йешаяу, 1:12), и далее сказано: «Не приносите больше напрасных даров; воскурение отвергнутое они для Меня» (там, 1:13).

Тем более относится сказанное к восхвалениям ложным: нужно отвергнуть их, говоря хвалящему: довольно, брат мой, ведь я не исполняю того, что обязан делать для Творца; не навлекай же на меня разом и наказание за неисполнение моих обязанностей, и наказание из-за похвал за добрые дела, которых я не делал! Ведь я знаю о своих грехах и проступках больше тебя, как сказал Давид, мир ему: «Ибо грехи мои я знаю» (Теилим, 52:5). [Ведь когда человека незаслуженно хвалят на земле, его проверяют на Небесах: почему он не делал того, за что его восхваляют (см. Брахот, 62а и комментарий Рош к Моэд Катан гл. 3).]

Если же о человеке, обладающем качеством смирения, пошла молва из-за чего-то плохого, сделанного им, то он должен признаться в совершённом и не выискивать причины для оправдания себя. Именно так поступил Йеуда [в истории с Тамар], когда сказал: «Она права против меня» (Берешит, 38:26). Он не должен стараться опозорить рассказывающего о нём и опровергать сказанное им; не должен обвинять его за то, что тот обнародовал дело, а должен сказать ему: брат мой! Сколь мала та доля злых дел моих, которую ты увидел, против той, которая тебе неведома, – та, которую Творец продолжает скрывать от глаз людских! Если бы открылось тебе всё зло моих грехов и преступлений, ты бежал бы от меня и пришёл бы в страх от наказания, которое даст за них Творец, как сказал один поэт: таковы грехи мои, что если бы прознали о них мои соседи, бежали бы и удалились от моих пределов [как сказали наши мудрецы: горе злодею – горе его соседу (Сукка, 56б)]; и сказал Иов: «Скрывал ли я, как [всякий] человек, грехи мои?» (Иов, 31:33).

Если же о человеке говорят ложь, он должен сказать тому, кто её распространяет: брат мой! Не следует удивляться тому, что Создатель уберёг меня и не дал мне совершить того поступка, который ты приписываешь мне, после всех тех великих благ, которыми Он оделил меня. Удивительно только, как он сохраняет в тайне гораздо более тяжёлые мои грехи, чем те, о которых ты рассказываешь! Прекрати это делать, брат мой, и пощади свои заслуги, чтобы тебе не потерять их – так, что даже не почувствуешь этого! Рассказывают об одном благочестивом человеке, о котором распустили ложную молву; когда он узнал об этом, послал клеветнику корзину лучших плодов своей земли и написал ему так: мне стало известно, что ты послал мне в подарок часть своих заслуг; прими же от меня взамен эти плоды!

Один из благочестивых людей сказал так. Есть множество людей, которые, когда им в день суда покажут книгу их заслуг, обнаружат в ней много не своих заслуг, и они скажут: это не наши заслуги! Им объяснят: они принадлежали человеку, который дурно говорил о вас! И точно так же те, которые дурно говорят о других, обнаружат, что у них пропала часть их заслуг, и им объяснят: эти заслуги пропали у вас в то время, когда вы плохо говорили о таком-то и таком-то человеке! Подобным же образом некоторые люди найдут в книге своих грехов такие, которых они не совершали. И когда они скажут об этом, им объяснят: грехи эти были записаны на ваш счёт из-за такого-то человека и такого-то, о котором вы дурно говорили, как сказано: «И возврати семикратно соседям нашим в лоно их поношения, которыми поносили они Тебя, о Г-споди!» (Теилим, 79:12). И о том же предостерегает нас Писание: «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мирьям в дороге» (Дварим, 24:9) [когда она говорила с Аароном о Моше].

Четвёртый признак. Бывает, что Б-г вдруг дарует человеку какое-либо великое благо, особенную мудрость или выдающееся разумение, или богатство великое, или почётное положение при царском дворе, или что-либо подобное, чем люди обычно гордятся и хвалятся. Тогда, если он остаётся в прежней своей приниженности, лишь умножая свою скромность и смирение перед Б-гом, уважительное отношение к людям и доброту к ним, то становится ясным, что в действительности у человека на сердце его, и таким образом подтверждается и удостоверяется его смирение. Так было с Авраамом, когда Творец превозносил его, говоря: «Скрою ли Я от Авраама то, что Я намереваюсь сделать?» (Берешит, 18:17), но тот ответил: «А я – прах и пепел» (там, 18:27), и также это было с Моше и Аароном, когда они сказали: «А мы – кто есть мы?» (Шмот, 16:7), а царь Давид, мир ему, сказал: «Я – червь, а не человек» (Теилим, 22:7). И об этом же сказал мудрец: «Если дух [Властелина мира] взойдёт на тебя [Ибн Эзра объясняет эти слова так: «если достигнешь величия», и именно такой смысл вкладывает в них здесь автор. Раши объясняет их иначе: «если постигнет тебя гнев Властелина мира»], не оставляй своего места [заповедей и добрых дел]» (Коэлет, 10:4).

Пятый признак: если человек упрекает и порицает самого себя [за грех], взыскивает с себя [принимая добровольное наказание] несмотря на то, что суд [Торы] не может судить его [за этот грех; нет свидетелей, либо суд людей вообще не может судить за этот грех], это подтверждает смирение человека перед Б-гом и истинную скромность его, как сказано: «Мы предавали Б-га нашего и брали жён иноплеменных – из народов мира» (Эзра, 10:2), и далее: «И обязались изгнать своих жён [взятых из других народов]» (там, 10:19).

Поведение человека в этих и подобных им ситуациях является признаком его смирения перед Б-гом превознесённым и приниженности его; в этом проявляется верность сердца его [названным качествам].

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ

Здесь мы намереваемся дать ответ на следующий вопрос: должно ли приобретение всех прочих добрых качеств предшествовать приобретению смирения, или же, напротив, предшествовать должно приобретение смирения?

Нам известно непременное предварительное условие, исполнение которого даёт человеку возможность начать служение Б-гу: он должен избавиться от свойств личности своей, имеющих отношение к господству и властности, относя их всецело к одному только Б-гу, и обрести все качества, нужные, чтобы быть рабом Творцу. [То и другое] – способность быть рабом Творцу и ощущать лишь Его одного своим господином – из числа вещей, которые присоединяются друг к другу и одна без другой не существуют: человек не может называться рабом, пока у него не будет господина, а господин не может называться господином, пока у него не будет раба. Каждый из них так же зависит в этом от другого, как зависят друг от друга «купивший» и «купленный» – ни один из них не может предшествовать в получении своего имени другому.

И не станет для человека возможным служение Б-гу, пока он не приобретёт себе всех качеств, которые требуются рабу, – смирения и приниженности перед Ним, – и не избавится от качеств, имеющих отношение к господству: [сознания своего] величия и достоинства, высокомерия, хвастовства, гордости и т. п. Говорил один из мудрецов: величие – это одеяние Творца, как сказал Давид: «Г-сподь воцарился, облечённый величием» (Теилим, 93:1), и тот, кто желает облачиться в Его одеяния, как будто желает уподобиться Ему [в том, в чём не пристало человеку уподобляться Ему].

И невозможно говорить о приобретении добрых качеств человеком веры, пока он не исполняет возложенного на него, как сказано в Писании: «Ведь послушание лучше жертвы» (Шмуэль-1, 15:22). Но при этом он не исполнит своего долга, пока не примет на себя служение Творцу; однако служение Ему не станет для человека возможным, пока он не увенчает Творца всеми качествами, относящимися к господству, а сам избавится от них ради имени Его. Но всё это невозможно для человека, пока он не поработит себя Творцу, обретя все качества, относящиеся к рабу; сделаться же рабом Его невозможно без истинного смирения перед Б-гом, приниженности и согбенности перед Ним, как мы уже говорили прежде.

Всё это неизбежно приводит нас к тому, что приобретение всех добрых качеств и исполнение обязанностей должны опираться на смирение; оно – во главе их и начало им всем.

Из всего сказанного неизбежно следует, что не может быть добрых качеств у того, в чьём сердце нет смирения перед Б-гом и есть даже немного гордыни и сознания своего величия.

И потому основой и началом возвращения человека к Г-споду являются ощущение приниженности, согбенность и смирение [перед Г-сподом], как сказано: «И покорится народ Мой, на котором наречено Моё имя, и будут молиться, и попросят лица Моего [близости ко Мне], и сойдут с путей своих дурных» (Диврей а-ямим-2, 7:14), и также сказано: «Они покорились – не погублю Я их» (там, 12:7).

РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ

Могут ли в сердце человека веры пребывать одновременно гордость и смирение? Отвечая на этот вопрос, заметим прежде всего, что гордость разделяется на две части. Одна из них – гордость своим телом [красотой, ростом и т. п.], качествами его [физической силой, красотой голоса], материальными достижениями и приобретениями. Вторая составляющая – гордость духовными достижениями, мудростью и добрыми делами, совершаемыми во имя служения Творцу.

Всякая гордыня, связанная с вещами материальными, вытесняет смирение из сердца, ибо, пребывая вместе в одном и том же сердце, они вытесняют из него друг друга. Ведь когда человек гордится чем-либо, относящимся к материальному миру, его приводит к этому не что иное, как пренебрежение к тому, кто одарил его тем благом; он не знает цены его, не понимает, насколько быстро оно может от него уйти, и полагает, что он сам себя одарил этим благом, приобретя его своей силой и мудростью. Подобное этому мы находим в словах [ассирийского царя] Санхерива: «Силой моей руки я сделал» (Йешаяу, 10:13), и также Невухаднэцар сказал: «Вот он – великий Бавель, который я построил для царского дома силою могущества моего, во славу великолепия моего» (Даниэль, 4:27), и фараон сказал: «Мне принадлежит мой Нил, и я сам себя сотворил» (Йехезкель, 29:3). И мы знаем, что произошло с ними тотчас же, как они это сказали: царство их было разрушено и власть их уничтожена.

[О Санхериве сказано: «И было в эту ночь: вышел ангел Г-спода и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали утром, и вот, все они – тела мёртвые. И ушел, и вернулся Санхерив, царь ассирийский, и поселился в Нинве. И было, когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамэлэх и Сарэцер, сыновья его, поразили его мечом» (Млахим-2, 19:35-37). О Невухаднэцаре сказано следующее: «Ещё слово в устах царя, как сошёл голос с неба и сказал: тебе сказано, царь Невухаднэцар; знай, что царство ушло от тебя» (Даниэль, 4:28). А о фараоне, царе Египта, сказано: «Потому так сказал Г-сподь Б-г: вот, Я навожу на тебя меч и истреблю у тебя человека и скотину. И будет земля Египта пустынной и разорённой, и узнают, что Я Г-сподь, – за то, что сказал: мне принадлежит мой Нил, и я сам себя сотворил» (Йехезкель, 29:8-9).]

Гордость духовными достижениями разделяется на две части; одна из них предосудительна, а другая похвальна.

К предосудительной относится гордость своей собственной мудростью или гордость праведника своими делами. Она приводит к тому, что предмет её вырастает в его глазах, и достигнутого кажется ему довольно; он полагает, что ему достаточно того доброго имени и похвал, которых он уже удостоился у людей. Он начинает презирать людей, гнушаться ими, дурно говорить о них. Мудрецы и великие люди поколения теряют вес для него; он бахвалится, подчёркивая недостатки и неразумение ближних своих, делая то, что наши мудрецы называют «домогаться почестей, позоря ближнего». Такой человек – не смиренный и не скромный.

К похвальной гордости относится следующая: мудрец гордится своей мудростью, а праведник – добрыми делами, испытывая благодарность Творцу за Его великую доброту, выразившуюся в даровании этой мудрости или возможности совершать добрые дела, и радость от обладания этими дарами. Такая гордость побуждает человека постараться приумножить свою мудрость и добрые дела, вести себя скромно и смиренно с близкими ему, радоваться своим друзьям, щадить их честь, не выставлять напоказ их неразумение, говорить о них похвальное, любить их, искать им оправдание, быть осторожным во всём, что может задеть их честь. Все его добрые дела покажутся ему не столь уж значимыми, и он постоянно будет трудиться над тем, чтобы приумножить их. Он будет сокрушаться о том, что слабость его не позволяет ему делать их столько, сколько хотелось бы; будет готов унизиться перед тем, с чьей помощью надеется сделать больше. Он благодарит Б-га, даровавшего ему силы и способности, и восхваляет Его за то, что Он помог ему достичь духовных высот.

Такая гордость не противоречит смирению, и не вытесняет его, и вот что сказано о царе Йеошафате: «И возвысилось сердце его [оттого, что шёл он] путями Г-спода» (Диврей а-ямим-2, 17:6); она лишь помогает смирению и умножает его, как сказано: «Вслед за скромностью – страх перед Г-сподом, богатство, почёт и [вечная] жизнь» (Мишлей, 22:4).

[Скромность, то есть ощущение себя слабым и незначительным, помогает человеку осознать величие Творца и тем самым – обрести страх перед Ним. И Творец поднимает такого человека, по принципу «мера за меру», дарует ему богатство, почёт и жизнь вечную (Мальбим). И тогда они будут истинными достижениями человека, не противоречащими его скромности.]

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=26627