…Смирение есть основа [на которой может быть построена личность, заслуживающая наименования] «раб Г-спода». И на этой основе служащий Г-споду может избавиться от духовных качеств, побуждающих его ощущать свою власть [над другими творениями и над миром], и признать перед Б-гом, что лишь Ему одному, а не творению Его, воистину принадлежит эта власть, как сказал царь Давид, мир ему: «Твоё, Г-сподь, величие и могущество, великолепие, вечность и краса, ибо всё, что на небесах и на земле, – [Твоё]» (Диврей а-ямим-1, 29:11), и ещё он сказал: «Ибо кто на небесах сравнится с Г-сподом, уподобится Г-споду между сыновьями сильных?» (Теилим, 89:7). И также заложена в природе смирения сила отдалять от человека хвастовство, высокомерие, чванство, самолюбование, властолюбие и самоуправство, стремление к тому, что не положено ему по достоинству его, и прочее, подобное этому, берущее начало в гордыне.
Теперь нам следует пояснить десять вещей, относящихся к этому качеству. Первая: что значит смирение. Вторая: на сколько частей оно разделяется. Третья: с помощью чего оно достигается. Четвёртая: в каких делах оно применимо. Пятая: как его достигают.Шестая: как следует вести себя обладателю этого качества. Седьмая: по каким признакам можно различить, обладает ли человек качеством смирения. Восьмая:обусловлено ли приобретение качества смирения наличием прочих добрых качеств, или, напротив, приобретение прочих добрых качеств требует, чтобы прежде человек обрёл качество смирения. Девятая: могут ли смирение и гордыня пребывать в сердце человека вместе. Десятая: польза смирения в делах этого мира и Будущего мира.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Смирение – это [состояние души, ощущающей себя] низкой, недостойной, не имеющей большой ценности в собственных глазах; [способность к подобному ощущению] – одно из душевных качеств человека. Когда оно укореняется в его душе, являются знаки его во внешнем облике человека: мягкая речь, тихий голос, сдержанность в минуты гнева, отсутствие мстительности даже тогда, когда есть возможность отомстить. Рассказывают об одном царе, который сказал человеку, провинившемуся перед ним, когда уже принесли кнут [для наказания]: как жив Г-сподь, если бы не был мой гнев на тебя столь силён, я отомстил бы тебе великой местью. И простил его. И ещё рассказывают о нём, что он говорил: не знаю я такого греха, который значил бы для меня больше моей скромности [заставил бы меня преступить через неё].
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Смирение бывает трёх видов.
Первый из них относится к людям и ко многим видам живых существ, не обладающих даром речи; души их беспомощны и переносят страдания, от которых могли бы избавиться, но не знают, как это сделать. Такого рода люди есть среди глупцов и невежд из-за незнания и слабого понимания собственной души и её ценности. Это их [вынужденное терпение] именуют «смирением» чисто условно, лишь по сложившейся привычке, но в действительности это духовная нищета; их слепота, порождённая глупостью, не даёт увидеть путей исправления, как сказано: «Ибо сердце их Ты сокрыл от разумения, потому не возвысишь их» (Иов, 17:4).
[Настоящее] смирение приходит как следствие того, что душа поднимается и возносится над животным уровнем с его дурными качествами, и, возвышаясь, отдаляется от сходства с людьми низкими – благодаря преимуществу над ними в мудрости, в оценке себя и в знании того, какие качества хороши и какие плохи. И после описанного поднятия и возвышения души её смирение и ощущение себя недостойной будут похвальными, однако без этого поднятия и возвышения они не будут сочтены достоинствами, а, напротив, в высшей мере недостойными, ибо они ничем не лучше [смирения] скотины.
Второй вид смирения – это смирение одного человека перед другим. Это возможно либо из-за того, что тот властвует над ним, как, например, властвует враг над пленником своим или господин над рабом, либо из-за того, что он зависим от другого человека и очень нуждается в том, что есть у него, как, например, наёмный рабочий нуждается в своём нанимателе, бедняк – в своём богатом покровителе, а ученик – в учителе; либо он должник, который признаёт свой долг, но не может расплатиться, и вынужден смириться и унижаться перед своим кредитором, как сказано: «И должник – раб заимодавцу своему» (Мишлей, 22:7). Или же, к примеру, человек сознаёт, что он не исполняет свой долг в делах этого мира и в делах, относящихся к Будущему миру, и что у него недостаёт разума для того, чтобы выйти на верный путь; и вот, он встречает пророка своего поколения, или праведного учителя, или наставника, призывающего стать на добрый путь. Он покоряется ему и склоняется перед ним, как сказали наши благословенной памяти мудрецы: «Прислуживание Торе [то есть мудрецам её] превыше изучения её [у них], как сказано: “Сказал Йеошафат: нет ли здесь пророка Г-споднего, чтобы нам вопросить через него Г-спода? И откликнулся один из рабов царя Израиля, и сказал: здесь есть Элиша, сын Шафата, который лил воду на руки Элияу” (Млахим 2, 3:11). Не сказано “который учился [у Элияу]”, а сказано “который лил воду”. Это учит нас тому, что прислуживание [мудрецу] Торы и т. д.» (Брахот, 7б). И также сказано: «А служитель его [Моше], Йеошуа бин Нун, юноша, не отлучался из шатра [он был зрелым мужем по возрасту и по всем достоинствам своим, но назван юношей, поскольку прислуживал Моше, – и именно он удостоился стать впоследствии преемником Моше]» (Шмот, 33:11). Шломо сказал обо всех, кто зависим от ближнего: «И должник – раб заимодавцу своему», и также сказал: «И глупец – раб умному сердцем» (там, 11:29).
Этот вид смирения, хотя он и подобает человеку по самой его природе, тем не менее, не постоянен, ибо он не охватывает всех людей, и не всегда ко времени и к месту. Ведь заключённый после того, как он вышел на свободу, и раб, выкупивший себя, и должник, вернувший свой долг, и ученик, когда он не находится вместе со своим учителем, и бедняк, когда он не находится вместе с богатым, помогающим ему, – все они в этой ситуации не обязаны смиряться и склоняться перед кем-либо.
Третий вид смирения – это смирение перед Творцом благословенным, и обязаны к тому все люди, обязаны во всякое время и во всяком месте, и именно об этом смирении мы намеревались говорить в данной части книги. Обладатель этого качества именно в таком понимании называется в наших святых книгах скромным, презренным в собственных глазах, застенчивым, кротким, скромным духом, человеком с сокрушённым духом, смирным, мягкосердечным, человеком со смиренным духом, с сокрушённым сердцем, человеком с согбенной душой. И всегда, когда мы будем говорить просто о смирении, не уточняя, будем иметь в виду именно третий, возвышенный вид смирения. И тот, кому удастся достичь его, недалёк уже от близости к Б-гу и от того, чтобы стоять перед Ним, и будет он принимаем Творцом и желанен Ему, как сказано: «[Словно] жертвы пред Б-гом – дух сокрушённый; сердце сокрушённое и угнетённое не презирай, о Б-же» (Теилим, 51:19).
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Десять причин заставляют человека оставить гордыню и приводят его к смирению.
Первая причина: когда оставляют его силы, и он лишается естественной свободы движений из-за болезни, астеничности или слабого телосложения. Это приводит его к смирению, и он молит Б-га и просит людей [о помощи], как сказано: «И покорил Он страданием сердце их» (Теилим, 107:12).
Вторая причина: когда случится с ним несчастье, или обеднеет, и сделается зависимым от других людей, тогда как прежде не был в таком положении. Он смиряется перед людьми, и дух его разбит, так, что уж не до того ему, чтобы гордиться перед ними тем, что есть у него, как сказано: «И будет: всякий оставшийся из дома твоего придёт, чтобы поклониться ему за мелкую монету и каравай хлеба, и скажет: причисли меня к какому-нибудь служению, чтобы мог я есть кусок хлеба» (Шмуэль 1, 2:36). [Пророчество, полученное первосвященником Эли о наказании, которое постигнет его и дом его за грехи его сыновей и за то, что он сам не упрекал и не наказывал их: потомки его, находясь в бедственном положении, будут приходить к первосвященнику из того дома, из которого тогда будут первосвященники, взамен дома Эли, и просить о служении ради куска хлеба.]
Третья причина: когда кто-нибудь из ближних, чьё положение лучше, чем его, окажет ему милость. И тогда он смирится перед тем человеком, как сказано: «Многие ищут благоволения перед знатным, и все – друзья мужу дающему» (Мишлей, 19:6).
Четвёртая причина: когда человек должен что-либо ближнему и не может расплатиться с ним. Тогда он смиряется перед ним, как сказано: «Если нечем тебе платить, зачем [было брать тебе в долг, так, что теперь заимодавец] забирает постель из-под тебя?» (там, 22:27).
Пятая причина: когда человек находится в плену у врага, он покоряется ему, и смиряется его душа, как сказано: «Терзали оковами ногу его; железо вошло в душу его» (Теилим, 105:18), и также сказано: «И если закованы в цепи, уловлены в тенета бедствий – возвещает Он им о делах их и о грехах их, когда велики они. Открывает им ухо для наставления и говорит им, чтобы отвратились от злодеяния» (Иов, 36:8-10).
Шестая причина: когда раб не может выкупить себя у своего господина, он смиряется перед ним, как сказано: «Вот, как глаза рабов устремлены к руке господина их, и как глаза рабыни – к руке госпожи её» (Теилим, 123:2).
Седьмая причина: когда постигают человека горести и беды, приносящие ему печаль, – тогда сокрушается его дух и смиряется сердце, как сказано: «Тогда покорится их строптивое сердце» (Ваикра, 26:41).
Восьмая причина: когда человек задумается о своих делах, о том, как он противился Б-гу в уплату за блага Его, как пренебрегал Его добротой вместо того, чтобы восхвалять Его за неё, – тогда он смирится перед Б-гом, устыдится перед ним, как сказано: «О Б-же мой, пристыжен я и опозорен» (Эзра, 9:6).
Девятая причина: когда Творец упрекает человека и навлекает на него позор за его непослушание, и тот смиряется и исполняется страхом, как сказано о царе Израиля Ахаве «Видел ли ты, как смирился Ахав передо Мной?» (Млахим 1, 21:29).
Десятая причина: когда человек чувствует, что приближается смерть и наступает его последний день, и он задумывается о страхе смерти, о том, что ему придётся дать отчёт за все свои дела; он смиряется и склоняет голову. И тогда он делается презренным в собственных глазах, раскаивается в том, что дни его миновали и жизнь истекла, а он не приготовил себе заблаговременно припасов – добрых дел – на предстоящий путь, как сказано: «Страшились на Сионе грешники, трепет объял лицемерных: кто постоит за нас перед огнём пожирающим? Кто постоит за нас перед кострами вечными?» (Йешаяу, 33:14).
РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ
В каких же случаях человек обязан проявлять в своём поведении смирение и скромность? На это я отвечаю так: есть семь ситуаций, в которых это необходимо.
Первая ситуация: когда человек ведёт дела с людьми своего поколения; он должен обращаться достойно с подобными себе, как я поясню в ходе дальнейшего изложения.
Вторая ситуация: когда он оказывается в обществе мудрецов, обладающих знанием Б-га и Его Торы, и людей благочестивых, близких к Нему, как сказано: «Накажет меня праведник – это милость; и упрекнёт» (Теилим, 141:5), и также сказано: «Преклонятся недостойные перед достойными» (Мишлей, 14:19).
Третья ситуация: когда человека восхваляют за его хорошие душевные качества, он обязан явить смирение перед Г-сподом и вызвать в сердце воспоминания о своих предшествующих грехах и провинностях, о которых ведомо Г-споду – но Он сокрыл их от людей и явил Своё долготерпение в ожидании раскаяния и возвращения грешника к Нему. И пусть человек не радуется тому, что люди ошибаются в нём [думая о нём лучше, чем он есть], а, напротив, печалится оттого, что Творец благословенный действительно знает о злых делах его, об уклонении его от исполнения обязанностей перед Б-гом и от расплаты за получаемые от Него блага, и покорится в сердце своём, как сказано: «Ибо о вине моей поведаю; удручён я грехами моими» (Теилим, 38:19).
Четвёртая ситуация: когда человека осуждают, он должен смириться перед Творцом своим и благодарить Его за то, что Он открыл перед ним немногое из многого, чтобы наказать и наставить его, для того чтобы вернулся он к Г-споду, как сказано: «Открывает им ухо для наставления» (Иов, 36:10).
Пятая ситуация: когда Творец осыпает человека разными благами в этом мире, он обязан смириться перед Б-гом, ибо это возлагает на человека тяжкий груз признательности и благодарности за содеянное ему добро, и он должен принизить себя перед Б-гом из страха, не даны ли ему эти блага из мести. Ибо большое богатство даётся человеку в этом мире для одной из трёх целей: либо во благо человеку от Творца благословенного; либо для испытания; либо из мести, чтобы стало оно ему западнёй.
Вот признак того, что богатство дано человеку во благо: он более занят исполнением своих обязанностей перед Творцом, чем заботами об имуществе, и благодаря ему умножает своё служение Б-гу. Он не сосредотачивает своего внимания на богатстве, не полагается на него и тратит его на исполнение своих обязанностей перед Б-гом, подобно тому, как поступал со своим имуществом Иов, согласно его рассказу об этом и о том, сколь мало он полагался на него: «Делал ли я золото опорой мне, и говорил ли червонному золоту: ты – опора моя» (Иов, 31:24).
Вот признак того, что богатство дано для проверки и испытания: его обладатель больше утруждён заботами об охране и преумножении своего добра, страхом перед всем, что может принести ему ущерб, чем исполнением своей обязанности благодарить за него Творца. Он испытывается своим богатством, не имея от него ничего, кроме нескончаемых тревог за его сохранность; и в свой час ему придётся дать за него отчёт. О таком сказано: «Ведь все дни его в страдании, и горечь – удел его» (Коэлет, 2:23).
А вот признак того, что богатство дано человеку, чтобы отомстить ему: человек больше занят удовольствиями, которые он извлекает из этого богатства, чем исполнением своих обязанностей перед Б-гом и людьми, которые оно на него накладывает. Он забывает о служении, к которому обязывает его богатство, и не чувствует этой обязанности, как сказано: «И вот – радость и веселье; забивай быков и режь овец, ешь мясо и пей вино; будем же есть и пить, ибо завтра умрём» (Йешаяу, 22:13), и также сказано: «И были кинор и арфа, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их – а на дела Г-спода не смотрят и творений рук Его не видят!» (там, 5:12). Это и есть месть [Г-спода] под видом блага.
И потому человек разумный, когда приходит к нему благо, смиряется: [хотя] он с желанием приемлет всё, что приходит к нему в этом мире, он боится, чтобы не обернулось ему то благо местью со стороны Творца, как сказано: «Богатство, хранимое на беду своему владельцу» (Коэлет, 5:12).
Шестая ситуация: когда человек читает Тору, книги пророков, видит сказанное там о воздаянии и наказании и знает в душе, что не исполнил всех своих обязанностей перед Б-гом; он должен смириться и ощутить себя низким перед Творцом благословенным из страха перед наказанием, как сказано о царе Иудеи Йошияу: «И было, когда услышал царь слова книги Торы, он надорвал свои одежды» (Млахим 2, 22:11). И сказал ему Творец: «Поскольку смягчилось твоё сердце, и ты смирился перед Г-сподом, услышав то, что Я сказал…» (там, 22:19).
Седьмая ситуация: когда человек занят каким-либо из дел служения, к примеру, помощью бедным или молитвой – делом обязательным или начатым по собственному побуждению, или поучением ближнего, – он должен делать всё это без малейшего чувства гордости или высокомерия, но только со смирением и ощущением приниженности перед Творцом, как внешне, так и в глубине души. И то, что он делает сейчас, пусть представится ему в его душе как ничто в сравнении с тем, что он должен Б-гу, как сказано: «С чем же встречу я Г-спода, поклонюсь Б-гу Вышнему? Встречу ли Его всесожжениями, тельцами однолетними? Желанны ли Г-споду тысячи баранов?» (Миха, 6:6). И далее сказано: «[Г-сподь] возвестил тебе, о человек, что хорошо и чего Г-сподь требует от тебя: вершить суд и любить милость, и скромно идти [путями] Б-га твоего» (там, 6:8).
Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.