Ховот а-Левавот — 8 — Врата упования — Раздел 4 — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1815

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

Существует два вида вещей, в которых верящий в Творца должен полагаться на Него: вещи, относящиеся к этому миру, и вещи, относящиеся к Будущему миру. Вещи, относящиеся к этому миру, также делятся на два вида.

К первому относятся дела этого мира, польза от которых [также] распространяется на дела этого мира, а ко второму виду относятся дела этого мира, польза от которых относится к Будущему миру. [В свою очередь] дела этого мира, польза от которых относится к этому миру, делятся на три части. Одна из них имеет отношение лишь к телу самого того человека [о котором идет речь], вторая часть – к его благосостоянию, имуществу и его материальным приобретениям, а третья – к его домочадцам, жене, близким, к любящим его и к его врагам, к тем, кто выше его и ниже его в разных группах и слоях общества.

Дела этого мира, польза от которых относится к Будущему миру, делятся на две части. Первая из них – это обязанности человека, исполняемые в сердце или посредством тела, такие, что действия человека при этом имеют отношение лишь к нему самому, не принося ни пользы, ни ущерба другим людям. Вторая часть – это обязанности, исполняемые посредством тела, такие, что человек может исполнить их не иначе, как с соучастием других, активным или пассивным, – такие, как помощь бедным, добрые дела, изучение Торы, нравоучение с целью обращения других людей к добру или предостережения их от зла.

Дела, относящиеся к Будущему миру, делятся на две части. Первая часть – это воздаяние, причитающееся каждому [по его делам]. А вторая часть – это [дополнительная] награда в Будущем мире, которой удостаивает Творец благочестивых и пророков по милости Своей.

Итак, все вещи, в которых мы должны полагаться на Творца, будь Он благословен, подразделяются на семь частей. Первая из них – это дела, связанные лишь с телом человека; вторая – дела, связанные с его имуществом и пропитанием; третья – то, что связано с его женой, детьми, близкими, с теми, кто любит его, и с его врагами;четвертая – его обязанности, исполняемые в сердце и посредством органов тела, польза и ущерб от исполнения [или неисполнения] которых касаются лишь его одного;пятая – его обязанности, исполняемые посредством тела, такие, что польза или ущерб от их исполнения [или неисполнения] распространяются также и на других людей;шестая – воздаяние человеку в Будущем мире по его делам; седьмая – это награда, которую дарует Творец в Будущем мире Своим любимым и избранным, как сказано (Теилим, 31:20): «Сколь велико благо Твое, сокрытое Тобою для боящихся Тебя, которое делаешь Ты для уповающих на Тебя пред сынами человеческими».

Поскольку я уже описал предпосылки, постижение которых позволяет человеку полагаться на Б-га, теперь я обязан, опираясь на них, объяснить, каким образом должен человек истинно и верно полагаться на Него, будь Он благословен, применительно к каждой из семи упомянутых частей, в которых человек проявляет свою уверенность [в помощи Творца].

Применительно к первой из упомянутых семи частей, относящейся лишь к телу человека, то есть к его жизни и смерти, пропитанию, одежде, жилищу, здоровью, болезням и его характеру, истинная уверенность в Б-ге означает, что человек должен вверить себя тому, что будет делать с ним Творец, выносящий для него решения по всем упомянутым делам. Душа его должна полагаться на Б-га благословенного, и он должен знать, что во всех названных делах с ним не произойдет ничего, о чем Творец прежде того не принял бы Своего решения, хорошего и верного для дел этого мира и мира Грядущего, и наилучшего для будущего. И еще должен человек знать, что управление Творца всеми делами в этом отношении одинаково: ни у какого творения нет ни возможности, ни власти вести [эти дела] иначе, как с разрешения Творца, по Его предопределению и суду. И так же, как не во власти сотворенного его жизнь, смерть, болезни и здоровье, так же не в его власти пропитание, снабжение себя необходимым – одеждой и прочим, что необходимо человеку для его тела.

Но [даже] когда человек достигает ясной веры в то, что его дела свершаются согласно предопределениям Творца благословенного, и выбор, который Творец делает для него – наилучший, он обязан заботиться об источниках удовлетворения своих потребностей и делать выбор, который представляется ему наилучшим в соответствии с обстоятельствами, а Б-г сделает то, о чем Он уже вынес Свое предопределение.

К примеру, хотя срок смерти и продолжительность жизни человека и предопределены постановлением Творца, будь Он благословен, человек обязан заботиться обо всем, что ему нужно для жизни: о еде и питье, об одежде и жилище, соответственно своим потребностям. Он не должен оставлять этого [целиком] на попечение Б-га, говоря: если уж решено у Творца, что я буду жив, то Он оставит мою душу в теле и без пищи в течение всей моей жизни, и я не стану трудиться ради ее добывания. Точно так же человеку не следует подвергать себя опасности в надежде на предопределение Творца [о том, что он будет жить, и в расчете на это] принимать смертельные яды, вступать в борьбу с львами и [другими] зверями без крайней нужды в этом, бросаться в море и в огонь и делать подобные этому опасные вещи. Писание предостерегает нас от этого, как сказано (Дварим 6:16): «Не испытывайте Г-спода, Б-га своего…» Ведь тому, кто станет делать это, не избежать одного из двух исходов.

Либо он погибнет, и это будет означать, что он убил самого себя. Это будет вменено ему в вину, так же, как если бы он убил другого человека, несмотря на то, что смерть, пришедшая таким путем [так же, как и всякая другая], – это смерть по постановлению Б-га, допущенная Им. Тора предостерегает против убийства любого человека, любым способом, как сказано (Шмот, 20:13): «Не убивай», и чем ближе родство убитого и убийцы, тем более тот достоин наказания, как сказано (Амос, 1:11): «…за то, что преследовал он с мечом брата своего и подавил в себе жалость…» Потому тот, кто убивает себя самого, несомненно, получает величайшее наказание. Он подобен рабу, которому господин приказал охранять некое место в течение известного времени и предупредил, чтобы он не оставлял его, пока не придет посланец господина. А тот, видя, что посланец задерживается, покинул то место до его прихода, и господин разгневался на него и назначил ему великое наказание. Точно так же и тот, кто убивает себя, оставляет свое служение Б-гу, нарушая Его волю – тем, что подвергает себя смертельной опасности.

Подтверждение этому мы видим в том, как пророк Шмуэль, мир ему, спрашивает (Шмуэль-1 16:2): «Как же я пойду? Услышит Шауль и убьет меня!» [Шмуэль получил от Всевышнего приказание идти в Бейт-Лехем, чтобы помазать на царство одного из сыновей Ишая. Между тем первый еврейский царь, Шауль, хотя и стал нежеланным Всевышнему из-за того, что не исполнил Его волю во время войны с Амалеком, пока еще остается царем, и он воспримет помазание нового царя как бунт.] И сказанное им не расценивается так, как будто он недостаточно полагается на Б-га; из того, как отвечает Б-г Шмуэлю, мы видим, что Он одобряет осторожность Шмуэля (Шмуэль 1, 16:2): «Возьми телку в руку свою, и скажешь: принести жертву Г-споду я пришел». Но если бы вопрос Шмуэля свидетельствовал о недостатке веры, то ответ на него был бы другим, как сказано, например: «…Я умертвляю и оживляю, наношу рану и исцеляю…» (Дварим, 32:39), или подобным этому, как в эпизоде, когда на слова Моше (Шмот, 4:10): «…ибо я тяжел устами и косноязычен» говорит ему Г-сподь (Шмот, 4:11): «…кто дал уста человеку, и кто делает его немым или глухим, зрячим или слепым? Не Я ли, Г-сподь?» И если Шмуэль, который был совершенным праведником, не считает себя вправе подвергать себя даже небольшой опасности, и даже ради исполнения заповеди Творца, будь Он благословен, который сказал ему (Шмуэль 1, 16:1): «Наполни рог свой елеем и иди; Я посылаю тебя к Ишаю из Бейт Лехема, ибо Я усмотрел Себе царя среди его сыновей», то тем более не подобает делать это другому человеку [не столь праведному, и к тому же] не во имя исполнения заповеди Творца.

[Второй возможный исход] состоит в том, что человек будет спасен, с Б-жьей помощью, но при этом потеряет свои заслуги и лишится награды за свое служение, как сказали наши мудрецы, будь благословенна их память (Шаббат, 32а): «Никогда не должен человек стоять в опасном месте, говоря, что ради него совершится чудо, ведь возможно, что не совершится ради него чудо, а если даже и совершится, то [плата за это] будет вычтена из его заслуг». И также сказал об этом наш отец Яаков (Берешит, 32:11): «Мал я для всех милостей и всей правды, что совершил Ты ради меня…», и Онкелос объяснил это следующим образом: «уменьшились мои заслуги из-за милостей и правды, что совершил Ты ради меня».

И точно то же, что мы говорили о делах, связанных с жизнью и смертью, мы должны сказать и об обязанности человека заботиться о своем здоровье, пропитании, об одежде, жилище, о своих добрых качествах и об обязанности отдаляться от того, что препятствует достижению этого, ясно осознавая вместе с тем, что материальные средства позволяют достичь желаемого не иначе, как по постановлению Творца благословенного. Мы можем уподобить все это земле, которая, с одной стороны, нуждается в возделывании – вспашке, очистке от сорных трав, севе и поливе, когда есть вода, а с другой – нужно надеяться на Творца благословенного, на то, что Он оплодотворит ее, охранит от вредителей, приумножит ее урожай и благословит ее. Но нельзя оставлять ее без обработки и сева, в надежде на постановление Творца о том, что земля произрастит урожай без того, чтобы этому предшествовал сев. И точно так же ремесленники, торговцы и наемные работники: им заповедано искать пропитание, полагаясь на Б-га, веря, что пропитание – в Его руке и в Его власти, и Он гарантирует его человеку, дополняя [недостающее] из любого источника, из какого пожелает. И пусть не думает человек, что какая-либо материальная причина [сама по себе] принесет ему какую бы то ни было выгоду или ущерб.

И если придет к человеку пропитание через одно из тех средств, в которые он вкладывал усилия, то пусть он не полагается на него, и не радуется ему, и не пытается еще больше держаться за него, и не сосредотачивает на нем помыслы своего сердца, ибо тогда он не будет уже полагаться на своего Б-га, как ранее. Пусть не думает, что это средство помогло ему более, чем было предопределено Творцом, и не радуется своей близости к этому делу и тому, что он сумел им овладеть, но лишь благодарит Творца, который дал ему пропитание после всех его трудов, и его усилия и старания не пропали впустую, как сказано (Теилим, 128:2): «Ибо ешь ты от плодов трудов рук своих – счастлив ты, и хорошо тебе».

Сказал один из благочестивых людей: я удивляюсь человеку, который дал кому-то другому то, что Творец предопределил тому человеку получить через него, а после этого напоминает получившему о своем благодеянии и требует благодарности. Но еще больше я удивляюсь тому, кто получил свое пропитание через другого человека, который вынужден был дать его ему, и унижается перед ним, заискивает и восхваляет его [забывая Творца].

Но если не придет к человеку пропитание посредством того дела, в которое он вкладывал свой труд и усилия, то причина может быть в том, что пропитание на этот день он уже получил заранее, и оно находится в его распоряжении, либо оно придет к нему иным путем.

Однако в любом случае человеку следует заботиться о пропитании и не ослаблять своих усилий в этом, если только его занятие подходит к его характеру, телесным особенностям, профессиональным умениям и его пути в служении [Творцу], как об этом уже говорилось [в конце предыдущего раздела]. Но вместе с тем он должен положиться на Б-га, что Он не оставит его, и не ослабит Своего надзора за ним, и не скроется от него, как сказано (Нахум, 1:7): «Благ Г-сподь, твердыня Он в день беды; знает Он уповающих на Него».

То же самое мы можем сказать относительно здоровья и болезней: человеку следует полагаться в этом на Творца. Но при этом стараться сохранять свое здоровье средствами, которые имеются для этого, сопротивляться болезням принятыми для этого методами, как заповедал Творец (Шмот, 21:19): «…и излечит его совершенно» (см. Брахот, 60а). Но не уповать [в сохранении здоровья] на средства излечения и не связывать причины болезней с естественными факторами, тому способствующими, а сознавать, что все – во власти Творца.

И когда человек будет целиком полагаться на Творца, Он излечит его от болезни, независимо от того, будет ли для этого причина [связанная с врачебным искусством и созданная стараниями человека] или нет, как сказано (Теилим, 107:20): «Пошлет Он слово Свое – и исцелит их, и спасет от погибели». И возможно, что излечит Он человека посредством вещи, которая сама по себе чрезвычайно вредна, как это было однажды с пророком Элишей, который «исцелил» плохую воду [в источнике] посредством соли (см. Млахим 2, 20:19). И еще мы находим подобное (Шмот, 15:25): «…И указал ему Г-сподь на дерево, и бросил он [Моше] его в воду, и стала вода пресною…»; сказали наши мудрецы, что это было дерево «ардуфни», горькое на вкус (см. Мидраш Танхума на указанное место). Еще находим (Йешаяу, 38:21): «И сказал Йешаяу: пусть принесут круг инжира [вредный для кожи человека] и смажут пораженное место [больному царю Хизкияу], и он будет жить». И мы уже упоминали о том, что произошло с царем Асой, который полагался на врачей, оставив упование на Б-га во время своей болезни (Диврей а-Ямим 2, 16:12), и также сказано (Иов 5:18): «Ибо Он причинит боль – и перевяжет, нанесет рану – и Его же рука врачует».

Продолжение следует

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=21789