Уважаемые читатели! Мы продолжаем публикацию статей рава Э. Б. Вассермана. Напомним, что рав Вассерман был одним из самых близких и значительных учеников великого Хафец Хаима и погиб во время Катастрофы в 1941 г. Поэтому статьи его относятся к довоенному поколению, однако, к великому сожалению, они ничуть не потеряли своей актуальности и поныне.
Эта статья основана на выступлении рава Эльханана Вассермана на 2 съезде «Агудат Исраэль» в Польше, 5682г. (1922г. н. э.)
Я считаю важным обратить внимание на некую внешнюю часть нашего собрания – например, аплодисменты. Прежде всего, нам надо знать, что это не еврейский обычай. Мы здесь «одалживаем одолженное» – копируем те группы, которые нарушили рамки Торы, а они, в свою очередь, переняли это у других народов – но вы же знаете, что Тора не терпит, когда евреи перенимают чужие обычаи. Кроме того, это бессмысленное занятие, а ведь о каждом своем действии человек должен знать, что он делает, зачем он это делает и с какой целью.
Какова же цель нашего собрания здесь? Она одна: укрепление Торы и традиции! А если так, то на повестке дня стоит наша жизнь, ибо она (Тора) – наша жизнь! Мы должны определить причину болезни – почему изучение Торы и ее исполнение так ослабли – и средства излечения от нее. От нас потребуется немало уравновешенности и рассудительности, чтобы можно было правильно все обсудить. Аплодисменты привносят атмосферу восторженности, которая сродни опьянению, и это очень нежелательно.
Что бы мы сказали, например, если бы во время врачебного консилиума по поводу смертельно больного, когда каждый должен высказываться предельно осторожно, – раздались бы аплодисменты? Очевидно, в этом было бы определенное легкомыслие. Сегодняшний момент требует максимальной серьезности, положение слишком критическое, чтобы можно было позволить себе хотя бы намек на легкомыслие!
А теперь – к делу! Вопрос воспитания был здесь поднят в первую очередь, и так должно быть.
Дети, изучающие Тору, – основа существования нации, как говорится, «если нет козлят – не будет и козлов» (Иерусалимский Талмуд, Санедрин, 10, 2). Любое здание необходимо возводить с фундамента, а не с крыши. Но для любого строительства необходимы строители. Для того чтобы заложить фундамент, тоже нужны строители. Какими же качествами должны обладать эти строители, чтобы их работа увенчалась достойным успехом? Для этого необходимы две вещи:
1) Они должны знать и в точности понимать правильные методы построения большого здания. Тем более необходимы эти знания, когда речь идет о построении дома Израиля.
2) Строители должны быть такими, чтобы можно было ожидать, что они получат необходимую помощь с Небес. Без этого вся их работа может оказаться бесполезной, ибо «Если Г-сподь не построит дом – напрасно старались над ним строители» (Теилим, 127:1).
Тогда кто же эти необходимые нам строители? Являются ли ими новые общественные деятели, чья миссия и девиз заключаются в том, что «будет как все народы дом Израиля»? Чье стремление и конечная цель – привести Израиль в состояние, когда душа его сожжена и цело только тело? Те, кто «оставил источник живой воды, чтобы выкопать себе разбитые ямы» (Ирмияу, 2:13)?
Нет! Мы должны сказать им: не вы наши строители! А еще точнее сказать: вы – наши разрушители!
Вы – преследователи народа Израиля! И еще надо сказать им: если думают они разрушить нас – они очень ошибаются. Разрушители еврейства сами будут разрушены, а разрушить евреев они не смогут! Я не выражаю здесь свое личное мнение, исходящее из желания высказаться, – я только повторяю написанное в Торе.
Есть обещание из уст Всевышнего, данное нашему праотцу Аврааму: «И сделаю я твое потомство подобным праху земному» (Берешит, 13:16). Какая идея заключена в словах «праху земному»? Объясняют наши мудрецы (Мидраш «Берешит Раба», 41:9): как по земле все ходят, но она остается дольше всех, так и нам объявлено заранее, что все будут нас топтать, но мы переживем всех. Неважно, кто будет топтать – снаружи или изнутри; это слово Б-га, а Его слово не может остаться неисполненным (как написано у Йешаяу, 55:11).
Кто же все-таки те строители, которые нам нужны? Это великие мудрецы Торы, о которых написано: «Не называй “твои сыновья” – но “твои строители”» (Брахот, 64а). Они и только они наши строители! Более того, без них народ Израиля вообще не может существовать! «Мудрецы всегда поддерживают существование Израиля… Когда Израиль стоит? – Пока у них есть мудрецы» («Мидраш Танхума», Шмот, 29).
Весь народ Израиля – одно коллективное тело. Каждый еврей – один из органов этого тела.
В теле есть различные органы: есть такие, от которых зависит душа, и есть такие, от которых душа не зависит. Если у человека нет руки – он инвалид, но он может жить. Но если у него вырвали сердце – он уже не существует. Мудрецы Торы – сердце народа, и через них распространяется жизненная сила на все его части. Они – по-настоящему мудрые люди, способные предвидеть последствия (см. Тамид, 32а). Их воззрения – воззрения Торы, и они видят всё без малейшей примеси личных интересов. Их цель – установить истину, и «[тому, кто скажет:] я старался, но не добился – не верь» (Мегила, 6б).
В чем была причина внезапного кризиса еврейства Германии, постигшего их более ста лет назад? Причиной было то, что великие столпы Торы покинули этот мир, и некому было прийти им на смену. Наше положение сейчас напоминает то, что происходило тогда: главы поколения умирают, и некому их сменить. Почему так происходит? Чтобы понять это, мы должны знать, каким образом человек становится великим. Мы учим: «Тора приобретается 48 путями…» (Авот, гл. 6, мишна 5). «Человек, который умрет в шатре» (Бемидбар, 19:14) – «Не находится Тора [ни у кого], кроме того, кто умерщвляет себя ради нее» (Брахот, 63б). «Также (аф) и мудрость моя сохранилась» (Коэлет 2:9), [слово аф мудрецы трактовали здесь в другом его значении – «гнев», получилось] – та мудрость, которую я изучал «в гневе» [Всевышнего, то есть во время невзгод], сохранилась у меня (Рамбам, «Законы изучения Торы», 3, 12). «Из молока выходит масло» (Мишлей 30:33) – у кого можно найти «масло» Торы? – У того, кто учит ее [так усердно], что даже исторгает молоко, которое сосал у матери (Брахот, 63б).
Такой человек [сердце которого побуждает его стать великим в Торе] должен полностью посвятить себя Всевышнему.
Раньше это было обычным делом. Любовь к Торе была чрезвычайно сильна, а препятствий [к ее изучению] было меньше, чем сейчас. Если человек стремился полностью посвятить себя изучению Торы, ему не только не мешали в этом, но и помогали отовсюду. Сейчас же все наоборот: бремя заботы о пропитании лежит на человеке, как железное ярмо. Тот, кто хочет последовать совету мудрецов «уходи в обитель Торы» (Авот, гл. 4, мишна 14), должен полностью забыть о своих потребностях. Кроме этого, от него требуется также огромная любовь к Торе, которой сейчас не найти, и это еще мягко сказано. Одним словом, положение сейчас таково, что нет нормальных возможностей, чтобы человек вырос великим в Торе. И это вопрос жизни и смерти всего народа Израиля. И такова правда, даже если не все это понимают.
Есть еще одна причина, и о ней говорил наш учитель Хафец Хаим: тысяча [детей] начинает учить Танах, из них сто [продолжают учить] Мишну, из этих десять – Гемару, из них один – обучать [Закону] (Мидраш «Ваикра Раба», 2:1). Получается, только один из тысячи учеников способен стать законоучителем! И это еще в те времена, когда все обучались Торе. Но сейчас число начинающих учебу уменьшилось, и поэтому не хватает великих законоучителей. И я бы добавил к этому: по дороге от законоучителей до действительно великих в Торе процент становится еще меньше…
Что же нам делать? Мы должны стараться уменьшить количество препятствий, стоящих перед теми, кто способен и желает посвятить себя изучению Торы.
Это наша прямая обязанность, и за ее исполнение со всех нас будет спрошено, от мала до велика: с великих – соответственно их величию, а с малых – соответственно их незначительности.
Сказано в Торе: «Проклят тот, кто не установит слова Торы» (Дварим, 27:26). Мудрецы объясняют: «Даже к тому, кто учил и обучал, но у него была возможность поддерживать, а он не поддерживал, – относятся эти слова» («Ваикра Раба», 25:1).
Мы обязаны заботиться о том, чтобы юноша, изучающий Тору, не был вынужден ходить разутым в снег, чтобы он не голодал, чтобы у него было место, где можно спать по-человечески, и ему не приходилось ютиться на жесткой скамье в бейт мидраше. [Здесь рав говорил о реалиях своего поколения, разумеется, в каждом поколении должна осуществляться поддержка Торы в соответствии с его нуждами – прим. ред.] А если он женат – должен существовать колель, который может прокормить авреха и его семью, чтобы жена его тоже была согласна с тем, что ее муж учит Тору.
Последнее предложение – основать колель – мы обсуждали на собрании в Вильно с Хафец Хаимом, ему предложили этим заняться, на что его ответ был: я хорошо знаю, насколько это необходимо, но откуда взять деньги на это? Я стар и слаб, и не в моих силах заботиться о поставке необходимых средств. Если только будут средства – обязательно это сделаю.
Как осуществить этот проект на практике, невозможно полностью обсудить здесь; для этого необходим особый совет знающих людей, которые смогут разработать все в деталях.
Мы упомянули о материальной стороне существования ешив, а о духовной можно говорить еще много, но мне не кажется, что здесь подходящее место для этого. Я только считаю нужным заметить, что в последнее время получил распространение новый тип ешив, идущих по пути, на который не ступала нога предков. Там учат «еврейскую мудрость». Господа, Тора сообщила нам, каков признак настоящей мудрости: «Начало мудрости – страх перед Б-гом» (Теилим, 111:10), и о ней сказано: «Г-сподь на мудрости основал землю» (Мишлей, 3:19). А эта «еврейская мудрость» изобретена теми «мудрецами», о которых сказано: «Умны они… а делать добро не умеют» (Ирмияу, 4:22), и их цель – прорыть подкоп под Тору. Под видом Торы они хотят преподнести нам искаженную подделку. Из таких ешив, господа, не выйдет великих раввинов. И даже простых Б-гобоязненных евреев они не в состоянии вырастить. «Тора», которую там учат, совершенно бесполезна. Тора должна проникать в сердце того, кто ее учит, но если [вместе с этим] светские преподаватели обучают его посторонним предметам – это делает дыру в его сердце. Это подобно тому, кто наливает хорошее вино в дырявую бочку – понятно, что это бессмысленное дело. Сначала надо заделать дыру, и только потом наливать вино.
Перевод: г-жа Мирьям Климовская