Стать Бен Тора!

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

335
соратники Б-га изучение торы по пятницам
Есть одно очень распространенное понятие — «бен Тора», в буквальном переводе, «сын Торы». В Гемаре оно переводится как «бар урья» – «сын света», «просветленный человек».

Мы упоминали, что мир создан «бе-решит». Раши объясняет, что мир создан для того, что называется «решит», то есть ради Израиля и ради Торы. Видится, что в нашем мире эти две вещи неразделимы – нет Израиля без Торы, и нет Торы без Израиля.

В 30-ой главе Теилим сказано о «хаим бирецоно» — «жизнь по воле Всевышнего». Кроме того, что мы все созданы и существуем по Его воле, это подразумевает и то, что мы со своим существованием делаем. Живем ли по Его воле, или подчиняемся только собственным желаниям?

По большому счету, если человек отходит от воли Творца, то ему нет места в этом мире. Всевышний его «терпит», ждет, что человек сделает Тшуву – но это проявление Его милосердия, а не разрешение делать что вздумается.

 Так как Всевышний вначале создал Тору – замысел раскрытия Своей воли в этом мире, а затем, по этому замыслу, сотворил все миры – то, чтобы по-настоящему мы удостоились быть теми евреями, ради которых создан мир, мы должны прилепиться к Торе и жить по ней.

И это, по большому счету, то, что называется «бен Тора». И тут не так важно, сколько человек учится, а важно, что Тора – это его жизнь. Например, рав Ицхак Зильбер, живя в советской России и не имея возможности учиться больше, чем час-два, был большим бен Тора, чем многие, кто сейчас учится по семь-десять часов в день…

Бен Тора – это, когда само естество человека почерпнуто из Торы. Его мировоззрение, отношение к вещам – у всего этого источник – в Торе.

По большому счету, таким должен быть каждый еврей. Не все удостаиваются так учиться и так жить, но именно таков изначальный замысел. И, поскольку изначально весь мир создан по Торе, то вся наша материальная жизнь также существует именно для того, чтобы мы в ней осуществили Тору.

В этом и заключалось величайшее достоинство наших праотцов – они были «обителью для Шхины», а Шхина появляется там, где есть Тора; когда человек прикрепляется к воле Всевышнего – с ним находится Шхина. Поэтому наши праотцы называются «меркавой» — «колесницей Всевышнего», то есть, через них Он раскрывается в этом мире, они «приводят» Божественное в этот мир. В конце книги «Месилат ешарим» сказано, что праведники также называются «колесницей» Всевышнего. И все это основано на обретении Торы.

У понятия «закен» есть аспект не только старости, но и обретения мудрости.

Об этом говорит Гемара Йома 28, что, когда в Торе сказано об Аврааме «ве-Авраам закен, ба бе-ямим» — это значит, что он приобрел мудрость (по простому смыслу, это выражение означает «Авраам стар, в летах»). Но книга Зоар объясняет этот стих по-другому, более глубоко: Авраам пришел ко Всевышнему со всеми днями своей жизни, то есть он в конце своей жизни имел все дни своей жизни «цельными». Он не «брал отпуск» от того, чтобы быть Авраам-авину, даже отдыхая, он оставался Авраам-авину. Цельность дней человека, который всю свою жизнь может забрать с собой в мир Грядущий, возможна только при условии, что он всю свою жизнь построил по Торе.

В человеке сочетаются два «создания» — одно для этого мира, и одно – для Будущего.

Но по-настоящему наша жизнь в этом мире – это то, что строит наш Будущий мир. Поэтому Авраам «закен, ба бе-ямим» означает, что он обрел Тору, и благодаря этому «принес» с собой в Будущий мир все свои дни. То же самое сказано и о Саре в начале главы Хаей Сара – как пишет Раши, все годы жизни Сары «шавим ле-това»,буквально – одинаковы к добру, все она использовала по назначению.

Подобное сказано и о Дамесек Элиэзере. Тора называет Элиэзера «зкан бейто» — старейшина в его (Авраама) доме, «мошель беколь ашер ло» — властвующий над всем, что есть у него. Объясняют наши комментаторы, что имеется в виду не то, что Элиэзер был управляющим над кухарками и конюхами Авраама. Он «властвовал» над Торой Авраама.

«Дамесек» — это аббревиатура слов «долэ у-машке», черпает из Торы Авраама, впитывает, и поит этой мудростью других. Это и есть «мошель беколь ашер ло» — властвующий над всем, что есть у него (у Авраама).

Тора рассказывает нам в главе Хаей Сара об одном очень непростом поручении Авраама Элиэзеру. Найти невесту для Ицхака – это было непросто, ведь у самого Элиэзера была дочь, и он надеялся выдать ее замуж за сына Авраама. Он сказал об этом напрямую, но получил от Авраама ответ: «мой сын – благословенный, а ты – проклятый (т.к. Элиэзер был потомком Кнаана, проклятого Ноахом), и потому не может твоя дочь выйти за Ицхака». Как бы отреагировал на это любой другой человек? Наверняка, сказал бы Аврааму, что он не в состоянии заниматься «шидухом» его сына… Но Дамесек Элиэзер не только берется за это поручение, но и выполняет его как можно лучше, на самом высоком уровне! Он находит и привозит к Ицхаку Ривку, и, таким образом, участвует в построении дома Израиля. И об этом сказано нашими мудрецами, что Элиэзер, выполнив это поручение Авраама, «превратился из проклятого в благословенного».

Совершенно очевидно, что для Элиэзера Тора Авраама – была Торой Всевышнего. И он поборол в себе все естественные чувства – обиду, желание выдать дочь за Ицхака – а у него были серьезные основания для этого брака, ведь сам он был большим мудрецом Торы, а значит, его дочь была бат талмид хахам, «дочерью мудреца», и, казалось бы, подходила праведному Ицхаку куда больше, чем Ривка, бывшая «дочерью злодеев», идолопоклонников и грешников… он мог выдвинуть вполне обоснованные возражения Аврааму.

Но Дамесек Элиэзек был настоящий бен Тора, он не отошел от Торы ни на йоту!

Есть Тора Всевышнего, Его воля, которая раскрывается в этом мире через Авраама, и Элиэзер, живя в согласии с волей Всевышнего, подчиняет себя решению Авраама, хотя это не соответствует его желанию.

Это – то отношение к жизни, которое определяет понятие «бен Тора».

Жизнь – это труд над постижением воли Всевышнего, над Торой, и это постижение, само по себе, – и есть источник всех благ… Но человек, живущий так не ради получения блага, а, что называется, учащий Тору «лишма» — ради самой истины – это высшее достоинство, и это то, что превратило проклятого хананейца в Дамесек Элиэзера, «старца, сидящего в ешиве» и уподобленного в Гемаре праотцам!


http://www.beerot.ru/?p=91661