Все есть в Торе

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

634
все есть в Торе

Из комментариев Хафец Хаима к главе 12 книги «Шем олам»

Даже в очень коротких речениях Г-спода (в Его Торе), которые человек может прочесть за несколько секунд, заключено столько мысли и знания, что даже большому мудрецу потребуется тяжело трудиться над ними в течение нескольких лет. Это ясно видно на примере тематического отрывка (всего лишь из четырех стихов Торы), начиная со слов: «Если возьмет человек жену и т.д.» (Дварим, 24:1), содержание которого раскрывается в двух трактатах – Гитин и Кидушин в Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, а также в нескольких Тосефтах, – все они содержат, в общей сложности, несколько тысяч законов.

То же самое можно сказать о большей части раздела Незикин, как в Вавилонском Талмуде, так и в Иерусалимском. Человеку приходится упорно трудиться несколько лет, чтобы освоить бездны мудрости одного из трактатов этого раздела, – но все это содержится в нашей святой Торе в нескольких отрывках недельной главы Мишпатим, которые можно прочитать за считанные минуты! То же самое можно сказать обо всем Талмуде. И при всем этом, в действительности, мы не обладаем всей устной Торой в том объеме, в каком она была дана нам у горы Синай! Она была в сто раз больше той, что есть у нас сегодня, – но была забыта в эпоху изгнания.

В трактате Хагига (14а) объясняется, что у первых поколений было шестьсот разделов Мишны. И также в трактате Авода Зара (14б) говорится, что в том трактате Авода Зара, который был у нашего праотца Авраама, было четыреста глав, тогда как в том, что есть у нас сегодня, – только пять. [Авраам знал всю Тору, как это видно из обращенных к его сыну Ицхаку слов Всевышнего: «За то, что слушался Авраам гласа Моего и соблюдал постановления Мои, повеления и законы Мои, и хранил учения Мои» (Берешит, 26:5)].

Намеки на любые виды знания, существующие сегодня в мире, можно найти в Торе в виде кратких изречений. Например, основы такой исполненной великой мудрости науки, как астрономия, описывающей движение солнца, луны и звезд, связаны с повелительной заповедью освящения нового месяца (Шмот, 12:2), для исполнения которой Моше были устно переданы правила, составляющие сод а-ибур (буквально «тайна присоединения» – правила присоединения к месяцам еврейского календаря дополнительного тридцатого дня) – правила, обсуждаемые в трактате Рош а-Шана (18а и далее) и у Рамбама, Илхот Кидуш а-Ходеш (гл. 1 – 19). Подобным же образом анатомия и хирургия имеют связь с одним определенным законом, полученным на горе Синай нашим учителем Моше, – о том, что часть мертвого тела человека, в которой имеется больше половины частей (костей) от целого тела, передает нечистоту в шатре. Также были переданы Моше сведения о том, сколько органов имеется в человеческом теле и где находится каждый из них; это описано в конце первой главы трактата Оалот, см. там, – и все это составляет основу хирургии как науки. И также основы науки об измерениях и геометрии мы находим в трактате Килаим, гл. 3 и гл. 5 (см. комментарии Рамбама и Тосафот Йом Тов), а также в трактатах Шабат, 84б, Эрувин, 76б и Сукка, 8а. Также наука об укоренении семян и прививках деревьев представлена в Торе (см. в разделе Мишны Зраим в нескольких местах и в Йоре Дэа, Илхот Килъэй Зраим, 297).

Сказанное выше относится ко всем наукам и к природным свойствам всех творений – главные принципы и основы их даны намеками в Торе. [См. Бхорот, гл. 1, 8а, и увидишь там вещи чудесные. См. также (Мидраш Раба, Берешит, 20:4) историю о том, как один естествоиспытатель (нееврей) захотел выяснить, как долго змея вынашивает свое потомство. Увидев однажды совокупляющихся змей, он взял их, посадил в отдельные бочки и кормил, пока  не  появилось  потомство. Когда в Рим прибыли мудрецы Торы, он задал рабану Гамлиэлю этот вопрос. Раби Йеошуа нашел в Писании свидетельство того, что змея вынашивает потомство семь лет, и сообщил об этом естествоиспытателю. Тот, услышав ответ, был просто в отчаянии: «Я семь лет трудился, чтобы получить ответ на этот вопрос, а этот мудрец пришел – и с легкостью ответил на него!»] И все эти знания были переданы Моше на горе Синай; см. Рамбан, предисловие к комментариям на Тору, и книгу Яарот дваш (ч. 2, гл. 7).

 Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=38053