Беспокойство — Малое страдание

Дата: | Автор материала: Рав Элиэзер Папо

1756

Написано (Мишлей, 12:25): «Беспокойство в сердце человека – пусть выскажет его». И наши мудрецы, благословенной памяти, комментируют (Йома, 75а): «Пусть уберет его из сознания своего или выскажет другим». И существуют оба этих [пути], поскольку сначала пусть попытается изгнать тревогу из сознания чистыми мыслями и самыми вескими доводами, какие только есть, чтобы убрать беспокойство. А если не справится – пусть расскажет другим, то есть мудрецам Торы и людям ученым, которые будут знать, как наставить его хорошими советами, и будут говорить ему вещи, убирающие беспокойство и успокаивающие сердце.

Как сказал мудрый: «Прошлого [уже] нет, будущего еще [нет], откуда [взяться] беспокойству? Встань, выпей вина!» Ведь о вещи, которая уже миновала, – чем поможет волноваться? Можешь ли ты повернуть все вспять? И мало ему того плохого, что случилось с ним, чтобы он добавил еще зло, которое причиняет тревога, и чтобы жизнь его была горестной? Пусть удалит [тревогу] из своих мыслей. А если это вещь, которая случится только в будущем, то если есть у него чем ее предотвратить – пусть делает, а если нет – чем поможет волноваться? Пусть уповает на Всевышнего и понадеется на Него – это великое правило, чтобы избавиться от волнений.

И еще одно правило: чтобы задумался и поверил цельной верой, что ничто плохое не спускается Свыше, и «все, что делает Милосердный, делает к добру» (Брахот, 60б). Для блага ли души или для блага тела. А все, что кажется нам плохим – «Всевышний задумал это к добру» (Берешит, 50:20). И иногда это становится явным человеку, и тогда он говорит: «Благодарю Тебя, потому что Ты ответил мне, и был мне спасением» (Теилим, 118:21). А иногда остается сокрытым, когда Святой, благословен Он, хочет дать человеку страдания, чтобы спасти его от смерти, а душу его – от спуска в Геином.

Если так, откуда же тревога? На что это похоже? На человека, который заслужил смертный приговор, но, по милости царя, который благоволил к нему, осудили его на небольшое количество ударов по ногам или на взимание с него какого-то количества денег. Конечно, [этот человек] примет [более легкий] приговор с радостью, и возблагодарит и восславит царя. Так и здесь, ведь о стихе из Теилим (118:1) «Славьте Г‑спода, ибо Он добр» (ки-тов), сказали наши мудрецы (Псахим, 118а), что Он взимает с человека долги его имуществом [также называемым «тов» – прим. перев.]. Разбилась тарелка, пролилось вино, умерла курица и так далее… «Малой частью души – как всю душу» (Коэлет Раба, 7:27) – малое страдание принимается Всевышним в искупление грехов, как если бы у человека забрали душу.

И еще более велико милосердие Б-га, ведь даже то, что взимает [с человека], – из Своего взимает. На что это похоже? На царя, который говорит своему должнику: «Весь народ знает, что долг, который должны царю, нельзя отменить. Как же тебе быть? Возьми [у меня] кошель с золотыми, выплати то, что ты должен мне, а на остальное живи ты и сыновья твои». Можно ли представить себе более ласковое обращение? Так и Святой, благословен Он, взимает долг человека с новой ссуды, которую дает ему, и снова дает [чтобы снять], и снова… Всевышний восполняет нужды и дает с лихвой, ведь «Б-г делает нищим и богатым» (Шмуэль I, 2:7), Он ударяет (наказывает), и Он же «рану от удара излечит» (Йешаяу, 30:26). «Он умерщвляет и оживляет» (Шмуэль I, 2:6) таким образом, что даже о смерти не нужно тревожиться, ведь Всевышний не умерщвляет человека, чтобы сделать ему зло, а только добро, «и дела Его взвешены» (там же, 2:3).

И если для Г-спода благословенного это правильно, для нас – тем более. Нам остается лишь сказать: «Г-сподь [сделает так,] как хорошо в глазах Его, по воле Своей перед престолом Славы Его». И пусть принимает человек все, [что бы ни случилось,] с готовностью и с радостью.

Перевод – З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=13273