О вере

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1493

Нам следует задуматься, почему на безбожника не распространяется закон «думал, что это разрешено» [в целом Тора относится к тому, кто не знал о том или ином запрете (и, нарушая его, думал об этом действии, что оно разрешено), как к совершающему неумышленный поступок; здесь и далее – примечания переводчика] – ведь, казалось бы, ни к кому он не относится в большей мере, чем к тому, кто говорит, что нет Запрещающего?

Заповедь веры получена нами из Торы, и это тоже кажется непонятным: как может повелительная заповедь относиться к вере; как можно обязать человека, чтобы ему стало ясно что-либо, ведь если он этого не знает – разве есть в этом его вина?

И еще мы должны понять, почему Рамбам подчеркнул в «Морэ Невухим» (Наставлении заблудшим, часть 1, п. 36), что из всех грехов, указанных в Торе, только по отношению к греху идолопоклонства применяется слово «ревность», и поэтому получается, что идолопоклонство – самое тяжелое из прегрешений. А по логике представляется, что наоборот, грех идолопоклонства – наиболее легкий, так как всегда можно оправдаться: что было делать, ошибся – и приговор не должен быть слишком строгим?

Все это будет разъяснено, если мы поймем, что знание основ веры чрезвычайно доступно, и для этого не нужно ни мудрости, ни философии, так как на самом деле оно диктуется элементарным здравым смыслом, как написано в «Обязанностях сердец» (Врата единства, п. 6): порядок в написании книги свидетельствует о наличии автора, и того, кто станет утверждать, что написанное возникло оттого, что случайно пролились чернила, сочтут сумасшедшим. Это разъясняется у наших мудрецов, благословенной памяти. Они рассказывают, как один вероотступник спросил у рабби Акивы, кто создал мир. Он ответил ему: Святой, благословен Он. Тот потребовал: докажи это. Рабби Акива сказал: как одежда свидетельствует о том, что ее сделал ткач, так и мир свидетельствует о своем Творце!

И логично, что из первого положения рабби Акивы следует также другое положение – о том, что Тора получена нами с Небес. Ибо известно, что все, что делает человек, он делает не просто так, а с какой-либо целью. Даже животное переходит с места на место, преследуя свою цель – добычу пропитания; ребенок ищет развлечений, чтобы насладиться игрой; купцы и ремесленники прилагают усилия ради заработка. Это великое правило: любое существо совершает свои действия ради какой-то цели. И само собой разумеется, что Творец, создавая человека, преследовал этим некую важную цель.

И известно также: что бы ни человек производил – он хочет, чтобы его произведение соответствовало его воле. Человек желает, чтобы каждое его действие и каждый механизм, который он создает, были подчинены его воле, как и градостроитель хочет, чтобы жители построенного им города подчинялись ему. Очевидно, что и Святой, благословен Он, создавая человека, хотел, чтобы тот выполнял Его волю. А если так, то возникает вопрос: как человек может выполнять волю Всевышнего, не зная, в чем она состоит? Тем более что воля Его бесконечна и не имеет ограничений – как же может сотворенный выполнять ее, не зная, чего именно Творец от него хочет? Однако сам этот вопрос приводит нас к ответу на него: из вышесказанного мы можем заключить, что Святой, благословен Он, сообщил Свою волю людям и объявил, что желанно в Его глазах, и это – Тора, [полученная нами] с Небес.

Поскольку вопрос веры настолько прост, невозможно человеку оправдаться тем, что он «думал, что это разрешено», ибо нет здесь места никакой ошибке. А то, что мы наблюдаем – что многие все же заблуждаются в этом вопросе – имеет другую причину: так происходит не из-за сложности и глубины понятия [веры], а из-за испорченности того, кто должен его постичь. Ведь абсолютно ясно, что подоплекой мировоззренческих заблуждений являются дурные качества, и заблуждение тем больше, чем больше следует человек своим порокам, добровольно позволяя им властвовать над собой. Основа веры – чистый разум, и только путаница в порочном сердце создает путаницу также в уме. Поэтому вера и относится к повелительным заповедям – ведь она продиктована элементарным здравым смыслом, как мы уже объяснили. И поэтому Святой, благословен Он, так строго судит за идолопоклонство и безверие, и к ним относится написанное в Торе понятие «ревность», ибо ошибка в этих вопросах проистекает из дурных качеств человека и личных интересов, которые ослепляют его и не дают видеть свет истины.

Перевод – М. Климовская.


http://www.beerot.ru/?p=2923