Секрет веры — Чем схожи обрезание и жертвоприношение?

Дата: | Автор материала: Рав Овадья Йосеф

1640

В Гемаре (Гитин, 57б) на стих из книги Теилим (4:23): «Ведь ради Тебя мы убиваемы ежедневно, считают нас овцами для заклания», сказал раби Йеошуа бен Леви: имеется в виду обрезание, заповедь, данная на восьмой [день]. И разъясняется, что заповедь обрезания похожа на жертвоприношения, как сказано (Ваикра, 22:27): «…будет семь дней под матерью своей, а от восьмого дня и далее угоден будет для огнепалимой жертвы Г-споду». Восьмой день жизни – как и обрезание. И это объясняет, о каких «овцах для заклания» говорится в Теилим – это овцы, которых приносят в жертву.

На первый взгляд, нужно разъяснение: какая связь между обрезанием и жертвоприношением? И еще: почему Тора потребовала, чтобы до обрезания и до приношения жертвы проходило именно восемь дней? Комментаторы приводят объяснение, что восемь дней нужны для того, чтобы в течение этого срока ребенок – или предназначенное в жертву животное – пережил Шаббат. Но и это тоже нужно понять: как связаны Шаббат и жертвоприношение, Шаббат и обрезание? И для чего нужно, чтобы обязательно прошел Шаббат?

Известно, что в Шаббате заложен секрет веры. Соблюдая Шаббат, мы, в сущности, свидетельствуем, что у мира есть Творец, что «шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, а в седьмой день прекратил [созидание] и отдыхал» (Шмот, 31:17). «И засияет вам, боящиеся имени Моего, солнце спасения, и исцеление – в его лучах» (Малахи, 3:20), в трактате Таанит (8б) сказано, что «боящимися имени Б-га» названы соблюдающие Шаббат. А Раши объясняет, что тот, кто не боится Всевышнего, не может соблюдать Шаббат, поэтому именно о соблюдающих Шаббат сказано «и засияет вам», поскольку они и есть «боящиеся имени Моего». Возможно, человек соблюдает Шаббат, чтобы отдохнуть, или по другим подобным причинам, но соблюдение Шаббата во всех деталях закона – этот уровень достигается только при наличии у человека страха перед Небесами.

Известно, что Шаббат – это знак (от) между Всевышним и Израилем. Впрочем, почему Шаббат – это знак именно нам? Ведь Шаббат касается не только народа Израиля; фактически, это напоминание о сотворении мира. Следовательно, Шаббат не принадлежит исключительно еврейскому народу, в отличие от, например, напоминания о выходе из Египта – Песаха, Шавуота, которые являются исключительно нашим достоянием. Но Шаббат – это касается всего человечества, всего сотворенного мира. А если так, почему заповедь, которая не является исключительно нашей прерогативой, была выбрана знаком между Всевышним и нами?

Это уже обсуждал «Арух а-Шульхан» в начале законов Шаббата, и написал, что так и есть: Шаббат сам по себе действительно имеет отношение ко всему творению, но Г-сподь Благословенный по любви Своей дал его нам, и это – раскрытие Его любви к нам. Именно то, что Шаббат принадлежит всему человечеству, и, несмотря на это, Он дал его нам, – это показывает любовь Всевышнего к народу Израиля.

И об этом же сказано в Гемаре в трактатах Бейца (16а) и Шаббат (10а): «Хороший дар есть у Меня в сокровищнице, имя его – Шаббат. Иди и объяви Израилю…». Здесь подчеркивается, что это именно «подарок», ведь, в сущности, Шаббат имеет отношение ко всему человечеству, а дан именно нам, как «хороший дар», показывающий расположение [Всевышнего к нам].

И об этом же мы говорим в молитве: «И не дал Ты день субботний народам земли, и не дал его, Царь наш, в удел служителям идолов, но лишь народу Твоему, Израилю, с любовью дал его». На первый взгляд неясно, какая связь с предыдущим пунктом, ведь все и так понятно: из-за того, что «Ты [изначально] не дал его народам земли», поэтому «дал его народу Твоему, Израилю, с любовью». Но, поскольку Шаббат действительно мог бы быть для всех, а подарен только нам, это показывает любовь Всевышнего к народу Израиля.

И так станет понятным связь брита и Шаббата, ведь Шаббат – основа нашей веры, ибрит – тоже знак (от) веры во Всевышнего, и поэтому только младенец, прошедший Шаббат, символ веры, удостаивается быть обрезанным. Ведь Шаббат – «знак между Мной и вами», и брит – тоже знак, так что оба знака вместе поддерживают веру в Него, Благословенного, поэтому перед обрезанием нужно обязательно переждать, пока пройдет первый Шаббат. (В процитированном выше отрывке из субботней молитвы также сказано: «в субботнем покое не пребудут необрезанные», что подчеркивает связь Шаббата и обрезания. Видится, однако, что это не касается еврейского младенца, хоть он еще не обрезан. Как написано в трактате Недарим, понятие «необрезанный» включает в себя обрезанных ишмаэлитов, но не включает, к примеру, еврея, которому ввиду опасной болезни не сделали обрезания. – Прим. перев.)

И отсюда же мы поймем связь между Шаббатом и жертвоприношением, ведь корбаночищает от грехов только вместе с полным раскаянием и возвращением к цельной вере, поэтому не приносят корбан, пока не прошел Шаббат.

И становится ясным то, что мы говорим в Мусафе: «Ты установил Шаббат и возжелал жертвоприношений его…». Почему Всевышний желает именно субботние жертвы, разве в будние дни жертвоприношения не желанны Ему? Но именно потому, что Он установил Шаббат, учредил его в мире, теперь есть вера, и только после этого «возжелал Ты жертвоприношений его».

Перевод З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=14129