Сила веры

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

1557

Одной из больших проблем, с которыми сталкивается каждый человек, стремящийся к духовному росту, является недостаток уверенности в собственных силах. Это становится большой проблемой, ведь многие рассуждают так: кто я такой, чтобы достичь настоящих высот в Торе и вере? Особенно часто этот вопрос возникает, когда речь идет о том, что после смерти великого праведника и мудреца мы должны взять себе что-либо из его качеств. Кто мы такие, чтобы сравнивать себя с гаоном равом Моше Шапиро? Как мы можем взять себе что-то из его качеств? Как можем достичь таких высот в Торе? Ответы на все эти вопросы, мы, тем не менее, можем получить из самой жизни нашего великого учителя.

Один из сыновей рава Шапиро сказал, что одним из великих достоинств его отца была сила веры. Вера не зависит от способностей, и не передается по наследству от великих предков. Единственное, чего требует вера – основательной работы над собой.

У веры есть множество аспектов. Приведем один пример, который наиболее точно иллюстрирует обсуждаемые нами проблемы. Говорят наши мудрецы, что во времена пророка Ирмияу многие евреи не верили в возможность совершить тшуву. Они, безусловно, верили в Б-га. Но именно из-за того, что люди тогда намного лучше нас понимали всю тяжесть совершенного греха, они не верили в возможность его исправления. Тем не менее, если мы доверяем Всевышнему, то должны верить в то, что написано в Его Торе о возможности исправления совершенных прегрешений. Именно эта вера в возможность очищения себя от грехов – то, чего многим из нас так недостает.

Я был знаком с равом Моше Шапиро почти двадцать восемь лет. Однажды я задал ему вопрос: чем велик день 15 Ава? Это не был простой вопрос, требующий сведений из энциклопедии. Эта тема разбирается в Талмуде в конце трактата Таанит, ее обсуждают комментаторы. Но я задал свой вопрос уже после изучения этих источников, не найдя в них понятного ответа. Говорится в Талмуде, что 15 Ава евреи обрели уверенность в том, что прекратились смерти из-за греха разведчиков. Но есть одна важная деталь: умирать они прекратили за год до того момента, о котором говорит Талмуд. То есть, праздничной датой стал не день прекращения мора, а день, когда в этом убедились. Почему же уверенность они обрели лишь год спустя – 15 Ава? Рав Моше показал мне комментарий Рамбама к последней мишне трактата Таанит. Он пишет, что в этот день евреи обрели «уверенность сердец», и увидели, что Всевышний благоволит к ним.

Это место у Рамбама меня очень заинтересовало. Что такое «уверенность сердец»? Речь идет про уверенность в себе? Уверенность в себе – это совсем нееврейское понятие. Разве сами по себе мы чего-то стоим? Мы должны быть уверены в Творце, а не в самом себе! Это не означает, что мы должны воспринимать себя ни на что не годными «тряпками». Такой подход тоже противоречит еврейскому мировоззрению. Но о чем же говорит Рамбам? Для ответа на этот вопрос мы должны, прежде всего, понять то, что само наше существование – следствие желания Творца. Мы существуем только потому, что Он этого хочет. Поэтому, когда Рамбам говорит об «уверенности сердца» евреев, это означает, что они почувствовали великое благо в желании Всевышнего дать им жизнь. Это желание относится ко всему творению. Но есть еще более высокий уровень добра – благоволение Всевышнего. Об этом говорит Раши в начале комментария к Торе. Берешит – это бишвиль решит, буквально – «для того, что называется решит». То есть все творение – для того, что названо решит. А этим словом называется народ Израиля. Ощущение такого благоволения, и уверенность, что все творение создано для них, – именно так мне видится правильным объяснить понятие «уверенность сердец». Таким образом, евреи поняли, что Всевышний дает силы и возможность исправить себя. Само это придает человеку силы, чтобы служить Творцу дальше.

Одним из величайших качеств рава Моше была сила его веры в евреев. Многих людей, далеких от Торы, пришедших к соблюдению, зачастую, в сознательном возрасте, он буквально взрастил до уровня мудрецов. И эти люди стали преподавателями Торы, главами колелей и ешив.

Рав Шапиро тратил огромное количество времени и сил на то, чтобы приблизить к Торе наших братьев по всему миру. Все это было проявлением его великой веры. Он верил, что в каждом еврее заложена Б-жественная искра, из которой можно и нужно раздуть пламя Торы. Как часто, глядя на какого-то человека, мы думаем: ну какой из него еврей? На самом деле, в любом еврейском сердце, даже очень далеком от Торы, скрыта искра святости. Рав Цви Патлас говорил от имени рава Моше Шапиро, что в каждом из нас «похоронен» праведник. Нужно лишь пробудить его к жизни.

Вера в то, что в каждом еврее заложен великий и святой потенциал, давала силы раву Моше много внимания и времени уделять людям, далеким от Торы. В каждом еврее можно разжечь огонь Торы, который буквально сожжет наслоения грехов на его душе. Именно эта великая вера рава Моше давала ему силы на такую деятельность по всему миру. Он совершил множество великих дел ради возвращения наших братьев к Торе, не считаясь с собственным почетом, не жалея времени и сил. Рав Моше верил в каждого еврея, в его духовный рост! Он обучал Торе так, что ее понимали люди, очень далекие от его духовных высот. При этом, истинное его величие способны оценить лишь единицы в нашем поколении. Но его Тора была способна разжечь в евреях ту самую Б-жественную искру.

Как-то у меня был хеврута – напарник в изучении Торы. Мы изучали очень глубокие темы еврейского мировоззрения. Этот человек был учеником рава Моше Шапиро. Но кем он был до того? Взломщиком и квартирным вором. Он давно ушел из этого мира. А чтобы оценить влияние рава Моше в полной мере, стоит добавить, что взломщик, ставший мудрецом Торы, вернул все награбленное… Как такое может быть? В человеке, с которым, при иных обстоятельствах, мы бы вряд ли захотели не то что Тору учить, но даже здороваться, рав Шапиро сумел разжечь огонь Торы.

Другой пример на эту же тему приводил рав Цви Патлас. В начале своей деятельности по приближению евреев к Торе, рав Моше давал уроки в Тель Авиве. Уроки проходили в помещении мастерской. В этой мастерской было, мягко говоря, накурено. Но речь там шла не о курении табака… И вот из посетителей таких мест рав Моше растил мудрецов Торы. И делал он это не научно-популярными лекциями и рассказами. Он умел передавать слушателям внутреннюю силу света Торы. И все это – благодаря вере рава Моше в то, что скрытая в каждом еврее Б-жественная искра, воспримет услышанное и даст импульс к духовному росту и исправлению. Даже если человек опускается буквально на самое дно – он способен «родиться заново» благодаря тшуве.

Есть мидраш, который повествует о том, как Яаков увидел множество князей Эсава, и всерьез обеспокоился этим. Наши мудрецы объясняют это притчей. Караван верблюдов, навьюченных льном, пытается войти в какое-либо место, но не проходит. Груз слишком велик. Тем не менее, одна искра способна полностью уничтожить весь этот груз. И именно это сказал Всевышний Яакову: у тебя есть Йосеф, который, подобно той искре, способен сжечь влияние князей Эсава.

Этот мидраш, на самом деле, говорит про нас с вами. Одна искра, которая разожжет огонь Торы, способна исправить многое. В каждом из нас есть множество «князей дурного начала». И мы, глядя на них, думаем: как возможно со всем этим справиться? Как можно это перебороть? Надо помнить, что еврейская душа возгорается от одной искры. И эта искра способна сжечь всех посланников Эсава в нас самих. Именно в это верил рав Моше Шапиро. И поэтому он нес Тору даже очень далеким от нее людям.

В Израиле жил (причем совсем недавно) рав Исраэль Элияу Вайнтруб. Он был сопоставим по уровню в каббале с равом Моше Шапиро. Я слышал от его имени важное замечание о периоде иквета де-Машиха (перед приходом Машиаха). Этот период – очень страшный, и кажется, что тьма изгнания сгущается изо дня в день. Но именно в этот период начинают проявляться искры будущего прихода Машиаха. О каких «искрах» идет речь? Мы сами можем видеть, как наши современники, живущие рядом, люди, изначально очень далекие от Торы, становятся большими мудрецами.

Рав Моше Шапиро верил в наш народ, в то, что каждый из нас способен воспринять свет Торы. И именно этому мы должны у него научиться. Мы должны поверить в самих себя – в правильном смысле. То есть поверить в то, что Он благоволит к нам. Евреи называются баним ле-Маком, сыновья Всевышнего, – даже если мы отошли от Торы. Так говорит Талмуд в трактате Кидушин, и так говорит алаха. Всевышний хочет нашего духовного пробуждения! И нам нужно поверить в это. Это то, чему мы можем научиться у рава Моше Шапиро. Он верил в нас, в наши возможности духовного роста!

Это – великое духовное богатство рава Моше Шапиро, которого каждый из нас может удостоиться. Вера в самих себя, в то, что Всевышний желает (и помогает) каждому из нас, дает силы преодолеть сомнения, и, как следствие, приведет к тому, что мы сможем удостоиться духовного величия! Это то, чего многим из нас не хватает. Но в силах каждого еврея обрести это, невзирая ни на какие прошлые грехи и недостатки.

Подготовил рав Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=30541