Введение в устои веры — Вера — дом истины в нашем мире

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

424
сущность воображения,устои, вера, устои веры, воображение

В первой части этого урока автор объяснил нам, что вера основывается на знании. Вера – это образ поведения, при котором человек поступает в соответствии с тем, что ему известно как истина, даже если для этого ему приходится преодолевать очень тяжелые препятствия. Благодаря вере истина воплощается в этом мире и приобретает форму практических действий.

 4. Вера – гарантия существования истины

Следующий аспект дополнения верой истины заключается в том, что у истины по своей сути нет постоянного существования в сознании человека. Лишь в момент постижения истины реальность воспринимается в ее свете, однако если после этого на мгновение отвлечься от истины, она отступает на задний план.

Острота ощущения истины исчезает, когда перестают вдумываться в нее. Поэтому у истины нет такого постоянства в сознании человека, чтобы можно было утверждать: человек всегда будет думать, признавать и понимать реальность сквозь призму истины. Постижение истины этого гарантировать не может. Для этого необходима вера. [Зачастую истина, воспринятая нашим сознанием в определенный момент как непреложный факт, со временем теряет свою остроту и актуальность. Рав Шапиро на уроке привел пример человека, спасшегося от смертельной опасности. Он переживает озарение, ощущает присутствие Высшей силы и Первопричины. Но это озарение, если его не подкрепить верой, со временем теряет остроту и, отступая на задний план, воспринимается сознанием как плод возбужденного воображения.]

Вера – это сила, принимающая истину в то время, когда она очевидна, и делающая ее стабильной и постоянной в сознании человека всегда, вне зависимости от полноты ее понимания в какой-то определенный момент. Даже если иногда восприятие истины превышает возможности человека, и он не в состоянии вдуматься в нее подобающим образом, вера оставляет его в области истины навсегда.

В вере истина принимается и воспринимается во всей полноте, вне зависимости от того, присутствует ли она в данный момент в нашем сознании в той же изначальной остроте постижения или отступила на задний план. Поэтому вера постоянна, и на нее можно положиться.

Эти два аспекта объясняют упомянутые уже слова мудрецов и Маараля о том, что истина с верой подобны мужчине с женщиной. Истина действует как мужское начало, она описывается интеллектом и утверждается сознанием. Однако, для того, чтобы человек мог действовать в мире в соответствии с этой истиной, чтобы у него было место и постоянство, ему необходим дом. А это и есть женское свойство, создающее дом во имя воплощения истины в реальности и дающее ей постоянство в жизни человека.

 5. Вера – «присоединение» к райскому саду

Мудрецы открыли нам еще одно качество веры: дополнение ею истины (Шаббат, 119):

Сказал Рейш Лакиш: «Отвечающему амен со всей силы открывают врата райского сада, как сказано: «Откройте врата, и придет праведный народ, хранящий верность» (Йешаяу, 26). Читай не “хранящий верность”, а “отвечающий амен”». [В оригинале «хранящие» звучит как шомрим, а «отвечающие» – ше-омрим, что и послужило причиной для драши – иносказательного объяснения.]

Раши объясняет: «Со всей силы – с полным сосредоточением».

Из того, что сказано «открывают ему», мы учим, что «врата райского сада» замкнуты. Это реальность, в которую нет возможности попасть, потому что мы находимся вне этого уровня, и необходима заслуга, благодаря которой нам откроются его врата.

Объяснение заключается в следующем: истина в нашем мире ограничена рамками ее постижения, возможностями человеческого понимания. Однако вера в истину – это дополнение веры к постижению интеллекта. Она возносит человека над уровнем собственного восприятия истины. Истина простирается до границы человеческого понимания и постижения, однако с помощью веры человек переносит себя в гораздо более высокую реальность.

Главное отличие человека от остальных творений заключается в том, что он пребывает в реальности, созданной им самим в своем же сознании. Если он создал для себя ложную реальность это и есть его мир, и человек живет в выдуманном мире. А если он создал себе истинную реальность – она и будет его жизнью. Все творения находятся там, куда их поместил Творец – кроме человека, который был создан «по образу Б-га» для того, чтобы он сам создал свой мир и жил в построенной самим же реальности.

Здесь возникает трудный для понимания вопрос – как человек может удостоиться Рая, как он сможет достичь более высокого уровня существования, чем его знание и понимание, ведь у него нет никакой связи с реальностью, которая выше его?

Ответ кроется в тайне веры. Верующий выводит себя из узкой реальности, в которой он находится, вера присоединяет его к более высокой системе существования. Понимает он ее или нет, его место там. Все время, пока человек находится лишь в той области, которая доступна его постижению, он пребывает в узко ограниченном пространстве. И возможность достичь области, неподвластной его постижению в настоящий момент, обретается только силой веры.

И понятно, что награда отвечающему амен – «открывают ему врата райского сада» – это те самые врата, закрывшиеся перед первым человеком, когда он был изгнан из райского сада. Адам в райском саду пребывал во всем своем величии, а когда согрешил – «Б-г положил на него свою ладонь и уменьшил» (Хагига, 12а), и изгнал из Рая. И сейчас человек, находясь в своем приниженном состоянии в этом мире, может вернуться и присоединиться к изначальному величию Адама силой веры, когда он отвечает амен от всего сердца, что является актом веры. Подробнее об этом – в следующей главе.

 6. Ответить амен на благословение – совершить акт веры

Исполнение заповеди «верить», кроме обязанностей сердец (т.е. постоянных заповедей, которые человек выполняет в мыслях, таких, как вера в Единого Б-га и т. д.), означает также отвечать амен на благословение. Талмуд объясняет: «Что означает амен? – Кель Мэлэх Нээман – Б-г, Царь Надежный» (слово амен – ןמא можно прочитать как сокращение от слов ל-א – Б-г, ךלמ – Царь, ןמאנ – Надежный). Ответить амен на благословение означает верить в верность Творца. «Отвечающему амен со всей силой отворяют врата рая» потому, что он верит всем сердцем в то, что другой говорит в благословлении.

Мы обязаны отвечать амен только на благословение, содержащее Имя Творца. Когда его произносят, Б-жественное благо нисходит с высшего мира на нашу узкую и ограниченную реальность, на которой лежит проклятие из-за отделенности от своей первопричины. Благословляющий подразумевает соединить этот мир с высшим, откуда и приходит жизненная энергия и благословение.

На это и надо отвечать амен, потому что задача веры – вывести человека из ограниченной реальности нашего мира. Амен относится именно к благословению, в котором есть соединение с высшим миром. Слышащий благословление отвечает амен и, силой веры, соединяет себя с высшим миром, упомянутым в благословении.

Таким образом, реализация веры в действии заключается в следующем – внимательно выслушать благословение и понять, что, отвечая на него амен, человек должен осознавать: реальность не начинается и не заканчивается здесь, где находится его постижение, а на самом деле источник его жизни – в реальности Творца, и именно к ней он себя присоединяет.

 7. Слабость веры уменьшает награду в вечности

В противоположность награде за веру – открытию ворот райского сада, недостаток веры не позволяет человеку удостоиться награды того же райского сада. Так учили мудрецы: сказал рабби Элазар: «Что означает написанное: “Ки ми баз лейом ктанот – Ибо в чем причина того, что будет растрачена (награда праведников) ко дню (воздаяния)?” (Зехария, 4:10) Что у праведников становится причиной того, что стол (награда) их будет растрачен (они не получат в полной мере причитающуюся им награду) для мира грядущего? Причина – в малости (недостатке их веры): в том, что они не верили Творцу» (Сота, 48). [Напрашивается вопрос: непонятно, как можно одновременно называть их праведниками и маловерами? А ответ в последующих словах Маараля.] 

Объяснить это можно по Мааралю (конец Нетив а-Эмуна). В мире истины каждый получит награду лишь в силу возможностей собственного сосуда восприятия. Лишь в той мере, в какой «получатель» Б-жественного блага подготовил себя в этом мире к восприятию будущего мира, на него это благо снизойдет. Выражение «растраты стола» означает, что благо, уготовленное для таких праведников, больше, чем они в состоянии получить. «Растрата» возникает, когда в сосуд наливают больше, чем он может вместить, не вошедшее благо пропадает, и остается лишь малое.

И повлияло на это – «малость» (ограниченность) их «сосуда». А причина – «неверие в Творца». Чем больше вера, тем большее количество блага, которое дает Творец, человек в состоянии принять. Если он «мал верой», для него вся реальность ограничивается только его личным пониманием и собственной способностью к постижению. Даже если он праведник, он находится в очень ограниченной реальности, которая не в состоянии воспринять благо райского сада.

С ростом в вере «сосуды» получения Б-жественного блага человеком возносятся к более высокому источнику. В этом и заключаются смысл слов рабби Элазара: Ки ми баз лейом ктанот – Ибо в чем причина того, что будет растрачена (награда праведников) ко дню (воздаяния)?” Причина растраты – это недостаток веры.

Перевод — рав Ш. Каплан


http://www.beerot.ru/?p=39952