Введение в устои веры — 3 — Истина и вера

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1412
сущность воображения,устои, вера, устои веры, воображение

1. Вера – крепость и надежность

Понятие «вера» не разъяснено в сознании у большинства. Для того чтобы постичь его истинный смысл, начнем с объяснения самого слова.

Словом эмуна (вера) в святом языке обозначается нечто сущее и неизменное, что может быть основой, фундаментом для возводимого строения. Как сказано: «Воткнёшь ты колышек в верное место» (Йешаяу 22:23) – если поместить его в мягкий грунт, он не будет долго держаться и, в конце концов, упадет. «Верное» же место надежно, и служит основой постоянного существования тому, что на нем возводится.

То же и в отношении человека. Когда говорят, что человек «адам нээман» «верный», имеется в виду – на него можно положиться, он не изменит себе и своему слову даже под давлением, при тяжелых обстоятельствах. Об Аврааме пророк сказал: «И нашел Ты (Б-г) его сердце верным пред Тобой» (Нехемия 9:8). Мудрецы отнесли к Аврааму следующий стих:

«Если она, <как> крепостная стена – построим на ней» (Шир а-Ширим, 8:9) – если он ставит свои слова, как крепостную стену построим на ней. Сказал (Авраам) пред Ним: “Владыка мира, «Я – крепостная стена» (Шир а-Ширим 8:10), мои устои прочны”, “и мои груди, как башни” – это Ханания, Мишаэль и Азария» (Берейшит Раба 39, 3).

Праотец Авраам, положивший начало вере в Единого Б-га, назван в Писаниях «крепость с Востока» (Теилим, 89:1), потому что он был верен и незыблем, как скала (Берешит Раба, 15). Авраама невозможно было заставить отказаться от своих убеждений, во имя них он пошел на верную смерть (когда противостоял Нимроду), которой удалось избежать лишь благодаря чуду. В этом и заключается самый простой смысл слова «вера» (эмуна) – крепость и надежность.

2. Вера – обязательство принятия истины

Вера – это стадия, которая следует за постижением истины.

Истина постигается человеческим разумом как нечто несомненное и понятное, после чего приходит вера, суть которой – положиться на эту истину и утвердить ее как существующую реальность.

По-настоящему верующий человек не скажет: «Я верю в существование Б-га», а скажет: «Я верю в Него», что означает «Я абсолютно доверяю Всевышнему, полагаюсь на Него и никогда не отступлю от моей веры в Него».

[Существование Б-га есть факт, постигнутый всем народом во время дарования Торы, свидетельство о котором наши отцы и учителя передавали по цепочке поколений. Кроме того, существование Б-га подтверждает само Творение, внимательное и беспристрастное изучение которого неминуемо приведет к осознанию того, что у нашей реальности есть Первопричина.]

В этом и заключается заповедь верить принять истину непоколебимо. Истина раскроется только в месте, где ей верны.

В Писании эмуна (вера) также называется брит («союз»). В книге Нехемии о союзе, заключенном при возведении Второго Храма, сказано так: «И во всем этом мы заключаем амана – «доверительную» (Нехемия, 10:1). Это обещание, которое невозможно отменить.

Мудрецы намекнули на этот аспект в коротком изречении: «Он – истина, а она – вера» (Зоар, гл. Пинхас 230). Т.е. истина более «присуща» мужскому началу, а вера – женскому. [Мужское и женское начало являются основой всего творения от самых высших его составляющих и до самых низших. Небеса дают дождь, земля, приняв его, взращивает растения и т. д.] Маараль (Нетив а-Эмуна, конец первой главы) объясняет это так:

«Верность женщины мужу больше, чем верность мужа жене. Ибо эмуна (вера) женского рода, а эмет (истина) мужского. Истина в женщине не присутствует в такой мере, как вера. Пойми это из того, что мужчине разрешена другая, а женщина не дозволена другому». [Маараль упоминает здесь закон Торы, по которому мужчина может иметь несколько жен одновременно. В наше время, многоженство среди евреев не практикуется.]

В рамках брака сама суть женщины заключается в верности, которая при любом отклонении к другому оказывается под угрозой упразднения самого понятия брачного союза. Отсюда: вера и есть наша неизменная связь с истиной – и только с ней. Эта связь и называется верой.

3. Истина открывается в мире посредством веры

Перейдем к пониманию первопричин того, о чем говорилось выше.

Любая истина может быть воспринята исключительно внутри собственной системы понятий. В человеческом сознании истина четка и ясна. Но вне сознания она не имеет никакой жизненной силы. В месте, где существует разделение между истиной и ложью, правильное знание воспринимается как истина. Однако применение истины, ее открытие в мире, доведение ее до практической жизни и соединение с нашей реальностью – эти задачи не относятся к области истины. Она не занимается ими, с нее достаточно своей собственной системы понятий.

Сущность истины выше реальности нашего мира, поэтому для ее претворения в жизнь необходим дополнительный фактор, которым и является вера. Истина реализуется верой. Вера есть заключение союза с истиной. Поверить – это отдать истине нашу сущность таким образом, чтобы она превратилась в незыблемую основу. Это и есть вера, следующая за постижением истины.

Вера дает истине «дом», служит ей местом, которое должно быть верным, в противном случае истина не может существовать на нем. Нестабильное место по сути своей не истинно и не дает возможности существования истины в нем.

Сказано в Торе: «И было в Кзиве при рождении его» (Берешит, 38:5). Объясняет Раши: «Говорю я из-за того, что [дочь Шуа, жена Йеуды] там перестала рожать, называется место Кзив (прекращение), как сказано: “Ты станешь мне как ахзав (прекращающийся)” (Ирмияу, 15:18), [и сказано:] “…чьи воды ло иказву (не прекратятся)” (Йешаяу, 58:11)». Ложь называется казав, также непостоянство считается лживым потому, что сама суть истины в постоянстве и неизменности – «Уста истины пребудут вечно» (Мишлей, 12:19).

Об этом говорят также мудрецы Мишны: «Прекращающаяся вода непригодна (для освящения). Вода называется обманывающей, если она обманывает раз в семь лет» (Мишна Пара 8, 9). В комментариях сказано: «Источники, которые иногда высыхают, называются обманывающими». Эта вода называется обманывающей, потому что невозможно быть уверенным в её постоянстве. В этом проявляется неистинность.

Если человек непостоянен в своих суждениях и поведении, возможно, он и не нарушает писание «От лжи отстранись» (Шмот, 23:7), но и истиной он не обладает. Такое состояние не называется союзом веры. Истина соединяется только с верным ей человеком, который и является местом для нее. Заключение союза с истиной означает непоколебимость и неизменяемость. Союз (брит) в переводе Онкелоса (перевод Торы на арамейский язык) называется кайма – «существование». Только в верности есть возможность существования истины.

Перевод — рав Ш. Каплан

Из перевода книги «Рээ Эмуна» («Живи верой»), составленной по урокам рава Моше Шапиро. (Глава вторая).

http://www.beerot.ru/?p=39802