Одного – кто знает? — По материалам уроков гаона рава Моше Шапиро

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2187

Урок первый. Основа веры

1. Рамбам сформулировал «Тринадцать основ веры». Но до него нигде – ни в Талмуде, ни в мидрашах – никакие «основы веры» не упоминаются.

Вместе с тем, ясно, что само понятие «основа» (икар) происходит от талмудического выражения кафар ба-икар («отверг основу»). Из этого выражения следует, что существует некая основа. А отвергающий ее называется «вероотступником» – кофер ба-икар.

Это выражение упоминается в целом ряде источников. Так, в конце первой главы талмудического трактата Бава Батра рассказывается, что в день смерти нашего праотца Авраама его внук Эсав совершил пять тяжких преступлений: убил человека, вступил в запретную близость с обрученной девушкой и т. д. Одно из этих преступлений – он «отверг основу» (кафар ба-икар).

В Торе рассказывается, что, когда в тот день Яаков попросил продать ему право первородства, связанное со служением Всевышнему, Эсав сказал: «И зачем это мне…?!» (וְלָמָּה זֶּה לִי – ве-лама зэ ли).

Мудрецы Талмуда (см. Бава Батра, 16б) сопоставляют этот ответ Эсава со словами, которые произносили евреи при переходе Тростникового моря по дну, когда им всем открылась Шехина (Б-жественное присутствие): «Это мой Б-г» (Шмот, 15:2).

Сказав: «И зачем это мне…?!», Эсав отверг Того, о котором написано: «Это мой Б-г».

Из того, что в Талмуде говорится об «отвергающем основу», следует, что такая основа существует. Это – основа веры.

2. Наш праотец Авраам постиг в своем сердце, что так же, как у дворца есть хозяин, так и во Вселенной есть Властелин. И тогда Творец открылся ему так, что Авраам мог бы сказать: «Это мой Б-г!» Так его вера обрела совершенство.

Понятно, что больше одной основы не может быть. Основа – всегда одна. Все другие «основы» веры объясняют и раскрывают разные аспекты этой одной основы, на которой всё строится.

Существует одна основа, которая является основой всех основ.

Принято выделять именно тринадцать «основ веры», в частности, потому, что числовое значение слова אחד (эхад – «один») – 13 (א – 1, ח – 8 и ד – 4). Все тринадцать «основ» соединяются в одну. Все основы ведут к одной. И именно этой основе нужно уделить особое внимание.

3. Эта основа всех основ заключена в том, что существующая реальность одна и едина. Нет двух реальностей. И тот, кто выделяет себя из этого единства, представляя себя неким внешним наблюдателем, находящимся вне единого мира, просто теряет связь с подлинной реальностью.

Это основа всех основ. Все другие основы веры лишь призваны подчеркнуть разные аспекты этой одной основы.

4. Сам Рамбам формулирует эту основу так: «Первый принцип – верить в существование Творца, да будет Он благословен». А затем добавляет: «Он – причина всего существующего в реальности. Всё существует в Нем и благодаря Ему. И если бы возможно было вообразить, будто Он может прекратить Свое существование, то сразу же с прекращением Его существования исчезло бы всё существующее».

Это сама реальность, и без Него никакой иной реальности нет. Но если представить себе, что всё мироздание в одно мгновение перестало существовать, Его существование от этого не прекратится и никак не изменится. Ведь Он – это сама реальность. Нет никакой иной реальности, кроме Него. И Вселенная и всё, чем она наполнена, существует только потому, что Он это создал.

Завершая изложение своей первой основы, Рамбам говорит: «И ангелы, и небесные сферы со всеми своими обитателями, и все, находящееся под небом, – всё это обязано своим существованием только Ему» (предисловие Рамбама к гл. Хелек).

Это основа всех основ: есть только одна реальность. Реальность Его существования. А всё, что находится как бы вне этой реальности – по меньшей мере, только иллюзия.

5. При этом недостаточно просто знать, что Он существует. Необходимо видеть Его в той многоликой и многообразной реальности, которая открыта нашим глазам.

Необходимо осознавать, что реальность, предстающая перед нашими глазами, – это Его реальность.

При переходе Тростникового моря сыны Израиля говорили: «Это мой Б-г». Слово זֶּה (зэ – «это»), как правило, относится к тому, что находится рядом, на что можно указать пальцем.

Раши образно говорит: «Всевышний открылся им, и они показывали на Него пальцем» (Раши, Шмот, 15:2). Он всегда находится здесь. Раши, вместе с тем, добавляет, что необходимо создать Ему «дом», «жилище» (См. там же; см. «Таргум Ункелус»). Имеется в виду следующее: предоставь Ему возможность пребывать здесь, постоянно быть здесь. Но если мы, не дай Б-г, изгоняем Его отсюда, воспринимая этот мир и всё, что в нем, как нечто существующее самостоятельно, помимо Б-га, – это и есть «отрицание основы» (кфира ба-икар).

Урок второй. Строители Вавилонской башни

1. Необходимо услышать, понять и осознать всем своим существом – до глубины сердца, что реальность Творца единственна и едина.

Мы не можем постичь Его единство. Но мы можем попытаться понять это, зайдя как бы с противоположенной стороны – «от противного».

В этом мире была попытка создать некую альтернативу Его единству. Это был прецедент, когда почти всё человечество пришло к «отрицанию основы».

В Торе рассказывается, что в том поколении «вся земля была – единый язык и единые речи» (Берешит, 11:1). «И было, – повествуется далее в Торе, – продвигаясь с востока, они нашли долину в земле Шинар и там поселились» (11:2).

Наши мудрецы поясняют, что «земля Шинар (שִׁנְעָר)» – это та долина, в которую вода снесла тела всех погибших во время потопа. Это место, куда были сброшены (שננערו – ше-нинару) все погибшие (Раши, Берешит, 6:17).

Люди нового поколения решили извлечь уроки из ошибок поколения потопа. Они хотели исправить эти ошибки – так, как они их поняли.

В соответствии со своим нечестивым замыслом они стремились прийти к такому состоянию общества, в каком оно пребывало до потопа, – но сделать это более совершенным путем.

В Торе повествуется, что они сказали друг другу: «Давайте построим себе город и башню вершиной до небес, и сделаем себе имя…» (11:4).

Наши мудрецы объясняют, что это поколение желало построить «город и башню» ради войны – чтобы подняться высоко к небу и там вступить в войну с Творцом (см. «Берешит Раба», 38:6).

Эти люди восстали против власти Всевышнего. Они стремились преобразовать вселенную так, чтобы делать всё, что им взбредет на ум, не принимая на себя «ярма Царства Небес».

Эти люди, безусловно, не были сумасшедшими. Среди них находились выдающиеся мудрецы и мыслители – в святой книге «Зоар» утверждается, что в том поколении знали «тайную мудрость» (см. «Зоар» 1, 75а).

Так как же они собирались реализовать свои устремления?

2. Строители вавилонской башни хотели забрать себе всё, что принадлежит Всевышнему. Заменить Его. Занять Его место. Поставить себя вместо Него. Они стремились объединить всё существующее в мире вокруг одного знамени. Этим «знаменем» стала башня.

Слово מִגְדָּל (мигдаль – «башня») образовано от основы ג-ד-ל («большой», «великий»). А эта основа состоит из тех же букв, что и слово דֶּגֶל (дегель – «знамя»).

В огромном городе должно было собраться всё тогдашнее человечество. А город предстояло построить вокруг возводимой гигантской башни.

Они стремились объединить вокруг башни всю земную реальность. И этот замысел имел определенные шансы на успех. Ведь Творец сказал о них: «Они единый народ с единым языком, и это лишь начало их дел. Теперь для них не будет ничего невозможного – что бы они ни вздумали делать!» (11:6).

И тогда Творец «спустился» и «перемешал их язык, чтобы один не понимал речь другого» (ср. Берешит11:7).

Б-г лишил их единства и «рассеял их по лицу всей земли» (11:8).

3. Их преступный замысел заключался в следующем. Строители Вавилонской башни понимали, что двух реальностей быть не может. А поскольку людям предоставлена свобода выбора и дана возможность действовать в соответствии с этим выбором, они решили использовать этот дар, чтобы (если можно так выразиться) принудить Самого Творца. Заставить Его принять реальность такой, какой они хотели ее видеть.

Они полагали, что если им удастся объединить всю существующую вселенную вокруг своего плана, то это и будет единственная реальность. И они хотели, чтобы Б-г принял этот их выбор.

Но такой реальности просто не существует. Невозможно, чтобы мир объединился вокруг некого центра, который сам является частью этого мира. Мироздание может объединиться только вокруг того, что не принадлежит к этому миру. Вокруг того, что находится выше него. Но в рамках самого этого мира единства быть не может. Если явления этого мира воспринимаются такими, какими они кажутся здесь, и только такими, единства быть не может – что бы люди ни совершали. Вокруг башни и города, которые сами по себе являются частями земного мира, никакого единения не будет. Никогда.

4. Наши мудрецы поясняют, что город, который эти люди собирались построить, должен был заменить будущий «город Давида» – Иерусалим. А башней они хотели подменить Иерусалимский Храм. Они собирались построить замену Храму.

Храм – это «дом» для Творца. Нам заповедано, чтобы три раза в году все евреи собирались в Иерусалиме и приходили в Храм. Весь народ Израиля! Все входили в одни ворота (см. Псахим, 91а). Это и есть Храм, созданный для того, чтобы служить Творцу.

А то поколение хотело построить башню, вокруг которой объединилось бы всё человечество. Строители Вавилонской башни понимали силу подлинного единства. Но они попытались создать ему подмену – объединить людей вокруг своей «рукотворной» идеи.

Но такой реальности просто не может быть! Это то, что стало ясным в том поколении. Всевышний «спустился» и «перемешал их язык, чтобы один не понимал речь другого».

Всё человечество сможет объединиться только вокруг единого Б-га, создавшего этот мир. И тогда откроется подлинная реальность.

Но когда пытаются объединить людей вокруг фиктивного центра, такое «единство» обязательно распадется. Каждая такая попытка – это еще один бунт и еще одно разрушение. И чем выше удается возвести башню, тем более грандиозным становится разрушение.

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=30153