Одного – кто знает? — Урок 8 — Двадцать две буквы

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

3076
двадцать две буквы
Продолжение. Начало здесь.

Урок восьмой. Двадцать две буквы

1. Знатоки тайной мудрости утверждают, что мир был сотворен с помощью двадцати двух букв Торы. Сокровенный мидраш «Отийот де-Раби Акива» начинается так: «Сказал раби Акива: Вот двадцать две буквы, с помощью которых дана вся Тора. …В час, когда Всевышний собрался сотворить мир, все буквы сошлись перед Ним. Каждая из них говорила Ему: “Сотвори мир мною”. …Обратилась к Нему буква ב(бет) и сказала: “Владыка мира! Мне бы хотелось, чтобы Ты начал творение с меня, потому что с меня начинается слово ברוך (барух – благословен)”. …Всевышний сразу же согласился с ней и начал творение мира с буквы бет, как сказано: בְּרֵאשִׁית בָּרָא, “Вначале сотворил…”» («Отийот де-раби Акива»; «Ялкут Берешит», 1).

А в другом мидраше написано («Берешит Раба», 1:10): «Почему Тора начинается с буквы ב (бет)?» Потому что с нее начинается слово ברכה (браха – благословение)».

Маараль из Праги поясняет: «Мир следовало сотворить буквой бет потому, что с нее начинается увеличение и множество (т. е. множественное число, ведь числовое значение буквы ב – два). …И также в слове ברך (бирех – «благословил») все буквы – вторые. Буква ב (бет) – вторая из единиц. Буква כ (каф) – вторая из десятков (ее числовое значение – двадцать). А ר – вторая из сотен (числовое значение – двести). Со второй цифры начинается множество, а умножение и увеличение – это и есть суть слова браха, благословение» («Тиферет Исраэль», 34).

 2. Далее в уже упомянутом мидраше «Отийот де-Раби Акива» рассказывается, что, когда каждая из букв просила Всевышнего начать сотворение мира с нее, только буква א (алеф) стояла в стороне и молчала. Всевышний спросил: «Буква Алеф, почему ты молчишь и ничего у Меня не просишь?»

Ответила буква Алеф: «Владыка вселенной! Я молчу, потому что мне нечего Тебе сказать. Все остальные буквы выражают собой важные и большие числа, а я – самое маленькое число. Буква Бет – это два, буква Гимель – три и т.д. А мое числовое значение – всего лишь один».

Сказал ей Всевышний: «Не смущайся этим. Ты – глава всех букв, ведь ты подобна царю. Ты выражаешь цифру один, и Я – один. А в будущем Я начну с тебя дарование Моей единственной Торы, как написано: אָנֹכִי הֹ’ אֱ-לֹהֶיךָ – «Я, Г-сподь, Б-г твой …» (Шмот, 20:2)».

3. Попытаемся, насколько это для нас возможно, понять этот сокровенный мидраш. Святые буквы еврейского алфавита хранят в себе сокровища мудрости и познания. В самой форме букв скрыты сокровенные тайны. Сейчас обратим внимание лишь на форму двух первых букв – א (алеф) и ב (бет).

Буква א как бы составлена из двух י (йюд) и буквы ו (вав) между ними. А буква י (йюд) подобна точке. Она указывает на исходную «точку», с которой началась развертывание всей вселенной. Это зачаточная реальность, еще находящаяся в стадии замысла.

Поэтому верхняя י (йюд), с которой начинается буква א (алеф), указывает на исходный замысел Творца. А нижняя י (йюд) символизирует сознание человека, воспринимающего созданную реальность. И, наконец, ו (вав) соединяет замысел Творца и сознание сотворенного человека (ведь буква вав всегда выражает именно соединение).

4. Теперь необходимо разъяснить еще один известный мидраш.

Наши мудрецы вновь задают вопрос: «Почему рассказ о сотворении мира начинается именно с буквыב (бет)?» Ответ же дается такой: «Потому что эта буква закрыта с трех сторон и открыта лишь спереди. Сама ее форма указывает: невозможно исследовать то, что выше и ниже, до и после – но только со дня сотворения мира и далее» («Берешит Раба», 1:10).

С буквы ב (бет) начинается умножение и увеличение – начинается развертывание и раскрытие сотворенного мира.

Тора начинается с буквы бет, потому что Источник существующей реальности, который символизирует буква א (алеф), недоступен нашему восприятию. У нас нет права задавать вопросы по поводу исходного замысла Творца. Это выше нашего постижения.

Сама форма буквы ב указывает на границу нашего восприятия. По одну сторону, по направлению чтения в Торе, находится реализованная, существующая для нас реальность. По другую, правую, сторону – маленький, еле заметный י (йюд), с которого начинается буква ב (так, как она пишется в свитке Торы). А йюд, как уже упоминалось, указывает на исходный замысел. Эта сторона реальности от нас скрыта. Но если бы нам была дана возможность исследовать исходный замысел бытия, тогда Тора начиналась бы с буквы י (йюд) или даже с самой буквы א (алеф).

И, тем не менее, дарование Торы было начато именно с א, потому что в Торе скрыт первоначальный замысел Б-га. Десять речений, прозвучавшие для всего народа с горы Синай, открывались словами אָנֹכִי הֹ’ – «Я, Г-сподь, Б-г…».

Анохи (אָנֹכִי – «Я») – это корень всего Творения. А буква, с которой начинается слово אָנֹכִי — алеф, с числовым значением «один» – выражает абсолютное единство Творца, которое находится за гранью нашего постижения (см. «Ми-Маамаким», 1, 3, с. 22-25).

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=32124