Продолжение. Начало здесь.
Урок пятый. Тайна избавления
1. В Торе рассказывается, что перед самой смертью наш праотец Яаков созвал всех своих сыновей и сказал им: «Соберитесь вместе, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней» (Берешит, 49:1).
Маараль из Праги объясняет, что так же как Всевышний предсказал нашему праотцу Аврааму порабощение его потомков в Египте и их избавление, так же Он предсказал и нашему праотцу Яакову, каким путем произойдет избавление из последнего изгнания.
С Авраама началась эпоха праотцов, и ему было показано начало истории еврейского народа. А Яаков завершал эту эпоху, и ему было показано последнее избавление («Дерех Хаим», 5:4).
2. В Талмуде сообщается, что в тот момент, когда наш праотец Яаков уже собрался передать тайну последних дней своим сыновьям, дар пророчества оставил его, – а эту тайну можно было передать только в состоянии пророческого прозрения.
Тогда наш праотец Яаков обеспокоился: может быть, кто-то из его сыновей оказался недостойным принять это пророческое послание. Может быть, один из них стал нечестивцем – подобно тому, как у Авраама был Ишмаэль, а у Ицхака – Эйсав? Почувствовав беспокойство отца, все двенадцать сыновей сказали ему: «Слушай, Израиль! Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один». Эти слова подразумевали, что так же как Творец один в твоем сердце, Он один и в наших сердцах (Псахим 56а; см. Раши, Берешит, 49:1).
3. В древнем мидраше объясняется, что тайна конечного избавления была приоткрыта в первом же слове Яакова: «Соберитесь вместе (הֵאָסְפוּ – эасфу)…». Перед смертью наш праотец Яаков предостерег своих сыновей от раздоров – он призвал их собраться вместе и стать единым целым. В этом состоит тайна грядущего избавления!
Пророк Йехезкель рассказывает, как уже после разрушения Первого Храма, в вавилонском изгнании, Творец повелел ему в пророческом откровении взять в руки два посоха. На них были написаны имена сыновей Яакова: на одном – «Йеуда», а на другом – «Йосеф». Первый посох обозначал евреев южного царства, объединившихся вокруг колена Йеуды. А второй – северные колена, объединившиеся вокруг потомков Йосефа. Всевышний повелел пророку: «Приложи эти посохи один к другому, как будто у тебя один посох, и в твоей руке они превратятся в один» (ср. Йехезкель, 37:17). А затем Творец предсказал: «Вот Я возьму сынов Израиля из среды народов, где они скитались, и соберу их со всех сторон и приведу в их землю, и сделаю их единым народом в той стране, на горах Израиля» (там же, 37:21-22).
В конце времен сыны Израиля снова объединятся и тогда станут достойны освобождения (см. «Берешит Раба», 98:2).
4. Тайна окончательного избавления связана с объединением всего народа Израиля вокруг одного, единого центра – Творца, про которого сказано «Б-г один».
Пока каждый еврей руководствуется в своих действиях своими, личными интересами, он отделяет себя от целого, как об этом сказано у мудрейшего из людей – царя Шломо: «Отделившийся стремится удовлетворить свои вожделения» (Мишлей, 18:1).
Но когда каждый забывает свои частные интересы и возвышает свои стремления, направляя все свои дела на служение Творцу, это объединяет всех евреев в единое целое.
Стремление действовать во имя Небес – это корень грядущего избавления. Намек на это содержится в самом слове גאולה (геула) – «избавление». Оно состоит из тех же букв, что и слово גולה (гола) – «изгнание», но к нему добавлена лишь буква א (алеф), числовое значение которой «один».
Эти два слова отличаются друг от друга лишь одной буквой алеф, которая указывает на объединение вокруг единого центра. В этом, как объясняет Маараль из Праги, и заключается геула – конечное избавление: объединить всех евреев и возвратить каждого к единому корню (см. «Нецах Исраэль» 1; см. также «Ми-Маамаким» 1, 35, с. 249-250).
5. Наш праотец Яаков хотел раскрыть своим сыновьям тайну единства. Но он не смог это сделать, потому что им предстояло пройти через длительный период раздора и разобщения.
Наши праотцы были единым стволом могучего дерева. А сыновья Яакова стали ветвями, которые разошлись от этого единого ствола.
На святом языке слово שבט (шевет – «колено») как раз и обозначает – ветвь дерева (хотя слово שבט (шевет) принято переводить на русский язык как «колено», перевод «ветвь» был бы значительно более точен – «ветвь Йеуды», «ветвь Йосефа», «ветвь Леви» и т.д.).
Ветви расходятся от ствола. Поэтому наш праотец Яаков дал каждому из своих сыновей особое благословение: одному – богатство, другому – царскую власть, третьему – постижение Торы. У каждого из колен Израиля было особое предназначение. Но в конце пути все евреи вновь объединятся вокруг единого центра – Б-га Израиля. И тогда в слове גלה (гала – «изгнал») буква ה (hэй) будет заменена на букву א (алеф), символизирующую в еврейской традиции единство Б-га. Тогда образуется новое слово – גאל (гааль – «избавил»).
В конце пути всё всегда возвращается к «Одному».