Шмират а-Лашон — Злоязычие достигает Святая Святых в Высшем мире

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1451
святая святых

Глава 5. Сколь велик ущерб, который причиняет в высшем мире грех злоязычия

В Торе говорится о грехах, за которые полагается наказание карет [«отсечение» души от ее источника], если грех был умышленным, а если по ошибке – нужно принести жертву хатат и совершить кропление на внешнем жертвеннике. [Как сказано (Ваикра, 27:30): «А если согрешит кто-либо из народа земли по ошибке… Пусть в жертву свою приведет козу без порока за грех свой… И возьмет священник крови ее перстом своим, и возложит на рога жертвенника всесожжения»]. Но если согрешивший был коэн а-машуах [помазанный], то требуется кропление на внутренний жертвенник и завесу Святая Святых. [Как сказано (там, 4:3 – 6): «Если священник помазанный согрешит… пусть принесет за грех свой, который совершил, бычка из скота, без порока, Г-споду в грехоочистительную жертву… И возьмет священник помазанный крови бычка, и внесет ее в шатер [Святилище]. И обмакнет священник перст свой в кровь, и покропит кровью семь раз пред Г-сподом, пред завесою Святилища»].

Причина этого – согласно прямому смыслу сказанного выше: при всяком грехе, совершенном человеком, порча от него достигает высших святых миров соответственно величию души согрешившего.

Известно притом (Таанит, 5а), что все, что мы видим в нижнем мире, имеет нечто себе подобное вверху: есть Иерусалим нижний – и есть Иерусалим наверху; есть гора Г-сподняя, то есть Храмовая, внизу – и есть также и наверху место, называемое «горой Г-сподней»; есть место, называемое «станом Шехины», то есть «Храмовый двор», – и точно так же это наверху. Об этом сказано в Писании (Теилим, 24:3): «И кто устоит в месте святости Его». Когда человек грешит, он приносит нечистоту наверх, в место святости, которое – в Храмовом дворе наверху. И потому необходимо совершить кропление здесь [в нижнем мире] на внешний жертвенник, – и этим действием будет устранена нечистота наверху. Но если грешник – коэн помазанный, ступень святости которого очень высока, то порча от его греха достигает места более высокого, а именно – Святилища в высших мирах, и потому необходимо совершить кропление здесь [в нижнем мире], соответственно, в Святилище.

Как мы видим, бывает даже у простого человека, что, когда порча особенно велика, грех достигает наверху места святого и грозного – напротив Святая Святых, и потому Тора предписывает кропить для него напротив этого места.

А именно – в случае пораженного язвой мецора, как сказано (Ваикра, 14:16): «И обмакнет коэн правый перст свой в масло… и покропит маслом с перста своего семь раз пред Г-сподом». И Раши приводит там из [мидраша] «Торат Коаним»: «перед Святая Святых». Причина этого в том, что порча здесь настолько велика, что грех дошел в высшем мире до Святая Святых, и потому кропление в нижнем мире должно быть напротив того же места для очищения его.

Насколько же человек должен быть потрясен, вспоминая, что грехи его достигают Святая Святых!

Мы действительно находим нечто подобное в «Тана де-вэй Элияу», где говорится, что злословие, которое человек рассказывает, поднимается до места напротив Трона Славы, как сказано (Теилим, 73:9): «Обратили против неба уста свои, и языком своим по земле ходят».

Нечто еще большее мы можем видеть, чудесное и грозное чрезвычайно. Когда первосвященник входит один раз в год в Святая Святых, первым действием в службе его, еще перед принятием крови быка и кроплением ею, было воскурение, как говорится в Торе и описывается в трактате Йома (44а). Это потому, что воскурение искупает грех злоязычия, как сказано там: «Придет деяние [служение] сокрытое [в месте сокрытом], и искупит деяние [злоязычие] сокрытое». Из этого мы можем понять, насколько большую порчу порождает злоязычие – грех, входящий внутрь Святая Святых! И там в связи с этим нужен первосвященник, самый святой человек во всей общине Израиля, достойный совершить искупление перед Всевышним.

Задумайся, брат мой, также вот над чем. Хотя и разрешается первосвященнику войти внутрь Святая Святых один раз в году, то разрешение это – лишь чтобы посредством облака дыма от воскурений удалить грех злоязычия, а без этого ему полагалась бы смерть [с Небес].

А после воскурения следует кропление, – и получается, что грех этот, злоязычие, задерживает всякое искупление, с которым связано служение в Святилище. Законы эти, как известно, названы хука [глубокие причины их сокрыты] (Йома, 40а).

Также из этого мы можем извлечь для себя следующий урок должного поведения: когда человек намеревается исправить свои дела и вернуться к Всевышнему после грехов, он должен стремиться исправить прежде всего именно этот, а именно – грех злоязычия. И тогда будет принято его возвращение – как это мы видим у первосвященника. Ведь ему, прежде чем он будет искупать грех нечистоты Святилища и святых предметов в нем, – притом, что это тоже грех, караемый наказанием карет, – Тора повелела вначале искупить грех злоязычия посредством воскурения.

Перевод – рав П. Перлов

http://www.beerot.ru/?p=32600