Шмират а-Лашон — Часть 1
Шаар а-Твуна
Глава 11. Как Всевышний защищает человека, который на Него полагается
[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]
Знай, что охрана уст от зла [как сказано (Теилим, 34:14): «Храни язык свой от зла»] включает в себя обязанность остерегаться всех видов речи, причиняющих зло ближнему и задевающих его: злоязычия, рехилута, вражды, проклятий, публичного причинения стыда, обид. И тот, кто желает удостоиться успеха в охране своих уст, должен укрепиться в умении полагаться на Всевышнего, как об этом говорилось в начале 10-й главы. Ведь может случиться так, что кто-нибудь заденет человека или его дела, и он пойдет рассказывать о своем обидчике дурное, начнет враждовать с ним, будет проклинать его, позорить публично и всячески задирать. Вместо этого человек должен положиться на Всевышнего – на то, что Он возместит ему потерянное из другого источника. И сказали наши мудрецы (Менахот, 29б): «Каждого, кто возлагает свое упование на Всевышнего, Он защищает и в этом мире, и в будущем». Здесь в словах «каждого, кто возлагает» имеется в виду даже тот, чьи побуждения не связаны со славой имени Всевышнего. А тем более – человек, чьим делам нанесен ущерб, а он воздерживается от ссоры с ближним, заботясь о славе Имени Всевышнего. Такой человек из страха, что не сможет сдержаться в час гнева от слов, недостойных с точки зрения закона, обуздывает свои естественные качества, полагается на Всевышнего и просит Его возместить потерянное из другого источника. Нет сомнения, что Всевышний и в этом мире будет для него укрытием.
Чему это можно уподобить? Человек сидит со своими сыновьями за столом и каждому дает его порцию. Вдруг один из сыновей выхватывает еду из рук другого; обиженный сын обращается к отцу и говорит ему: «Отец! Я просил брата вернуть мне мой кусок, но он не захотел. И я знаю, что ты не хочешь, чтобы мы били друг друга или ссорились; поэтому я прошу тебя дать мне другую порцию!» Услышав это, отец поцеловал его, дал ему большую долю и сказал: «Мне нравится то, что ты сделал, проявляя добрые качества души, сын мой! Твой глупый брат отнял у тебя; однако в следующий раз я дам тебе двойную долю, а ему – не дам ничего!» Но если ограбленный сын не поступит так и будет ссориться с братом, они начнут бить друг друга на глазах у отца, пока не выбросит [сын-грабитель] свою добычу. В таком случае, хотя правота на стороне ограбленного, нет сомнения, что отец будет очень этим огорчен. И невзлюбит он обоих, говоря ограбленному сыну: «Ты должен был попросить у меня другую порцию, и я дал бы ее тебе с великой радостью, – а не драться и ссориться на моих глазах из-за этих пустяков!»
Так и в обсуждаемой нами теме. Всевышний раздает пищу всем творениям Своим, как сказано (Теилим, 136:25): «Он дает пищу всякой плоти», и Он – Отец всего Израиля, а они – сыновья Его, как сказано (Дварим, 14:1): «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему». Он желает им благополучия и не хочет, чтобы между ними были раздоры, как сказано в «Тана де-вэй Элияу» (гл. 28): «И так сказал Всевышний Израилю: сыны мои возлюбленные! Разве не достает Мне чего-нибудь, что Я буду просить у вас? И чего же Я прошу у вас? Того лишь, чтобы вы любили друг друга, и уважали друг друга, и боялись задеть и обидеть друг друга. И чтобы не было у вас греха, и присвоения чужого, и ничего уродливого; и никогда бы не дошли вы до того, чтобы стать негодными [Мне в сыновья]» [как я приводил выше, в гл. 5]. Поэтому, когда какой-то человек причиняет ущерб деловым интересам ближнего своего и не желает слушать, когда тот просит не делать этого, то пострадавший просит у Всевышнего, чтобы Он дал ему «другую порцию». Тогда ему не будет нужно вступать в конфликт с обидчиком, и он наверняка обретет этим милость у Всевышнего за то святое качество, которое проявил. И сказали об этом наши мудрецы (Хулин, 89а): «На ком держится мир? На том, кто сдерживает себя во время ссоры, как сказано (Йов, 26:7): “Подвесил землю ни на чем”». И за эту уверенность во Всевышнем – Он дает такому человеку «долю отборную» (см. Раши на Шмуэль 1, 1:5).
[Примечание автора. А с того, кто причинил ущерб, будет удержано за это. Ведь известно, что обирающий ближнего – просто глупец и злодей. Ибо то, что приходит к нему по воле Небес, не увеличится благодаря отнятому у ближнего и не превысит того, что было назначено ему в Рош а-Шана. Ведь взамен взятого им из того, что пришло или должно было прийти к его ближнему, будет уменьшено то, что должно прийти к нему самому по решению, принятому на Небесах в Рош а—Шана. И все закончится тем, что нечестно приобретенное имущество уничтожит у него последнее – честно приобретенное им в прошлом, как сказали наши мудрецы (Сукка, 29б): «Из-за четырех вещей погибает имущество у хозяина его… и из-за того, что снимает бремя [пропитания] с шеи своей и возлагает его на ближнего». И вот что сказано в трактате «Дерех эрец зута» (гл. 3): «Если ты взял не свое – будет взято у тебя твое». И человек этот всего лишь меняет добро свое, заработанное честно, на запретное, и будет взыскано с него за каждую пруту [самая мелкая монета]. Сказали об этом наши мудрецы (Бава Кама, 119а): «Каждый отнимающий у ближнего что-то стоящее пруту – как будто душу отнимает у него». А кроме этого – еще и утруждает Всевышнего, возвращающего награбленное хозяевам, как сказано (Санедрин, 8а): «Сказал Всевышний злодеям: “Мало того, что вы грабите, – так вы еще утруждаете Меня возвращать награбленное хозяевам”».
И на все это есть намек в нашей святой Торе в главе Ваеце (Берешит, 31:11, 12): «И сказал мне ангел Б-жий во сне: Яаков! …подними глаза свои и посмотри: все козлы… пестрые, с крапинами и пятнами, – ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою». [Раши пишет там, что ангелы приводили козлов из стада, переданного сыновьям Лавана, в стадо, находившееся у Яакова]. И поскольку Яаков мог спросить того ангела: «Каким образом можно отнимать то, что предназначено с Небес Лавану, и отдавать мне?» – ангел продолжает: «Ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобой», – что менял он твою плату десять раз и отнимал то, что положено тебе, – и Я возвращаю тебе это.]
Но, допустим, человек не поступит как должно и будет постоянно вести вражду с ближним из-за того, что тот сделал. Тогда, даже если правда на его стороне, дела его не будут угодны Всевышнему – как не угодно отцу, когда сыновья его дерутся за его столом из-за порций, которые он им дал.
Но если человек будет вести себя как должно, проявляя уверенность и упование на Всевышнего, то удостоится увидеть милость и доброту Его, как сказано (Теилим, 34:9): «Вкусите и увидите, как добр Г-сподь. Хорош удел человека, полагающегося на Него». Сказано: «Вкусите и увидите», – чтобы научить нас: тот, кто пробует еду, узнает, что она собой представляет. Точно так же тот, кто действительно обладает этим качеством – полагаться на Всевышнего – знаком с тем, сколь велика доброта и благо Его.
Перевод – рав П. Перлов