Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Твуна — Глава 13 — О дурных привычках, приводящих человека к нарушению запрета злоязычия — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1215

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Твуна

Глава 13. О дурных привычках, приводящих человека к нарушению запрета злоязычия (начало)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Все сказанное выше относилось к человеку, который еще не приучил себя к греху злоязычия, и ему нетрудно спастись от него приведенными выше способами. Но если человек уже привык к греху, и ему очень трудно с ним расстаться, то пусть он ведет себя с этой тяжкой болезнью души, как тот, кто болен физически: врач хочет вылечить его и ищет источник болезни, чтобы знать, какое средство применить. Так и с болезнью души: нужно докопаться до корня, до источника испорченного душевного качества, чтобы иметь возможность остерегаться и не попадать впредь в ловушку. Этот грех имеет несколько причин, и первые буквы их названий [на иврите] образуют словосочетание כל גיהנם [буквально «весь ад»]: כעס – «гнев»; ליצנות – «насмешничество»; גאוה – «гордыня»; יאוש – «отчаяние»; הפקר – «бесхозность», то есть «безответственность»; נרגנות – «склонность к спорам и конфликтам»; אומר מותר – «говорит [на запрещенное] “разрешено”». Объясним это по порядку.

 Бывает, что человек привычен к злоязычию из-за гневливости. То есть по природе своей он склонен к гневу – по всякому поводу. При этом он не может сдержаться и говорит все, что вздумается. Для такого человека у нас нет никакого совета, как хранить свои уста, поскольку в момент, когда его одолевает гнев, он не владеет собой. И так будет происходить до тех пор, пока не поймет, что должен искоренить в себе это скверное качество.

Тот, у кого есть разум, должен бежать от этого качества, как от огня. Ибо сам он ясно осознает, что из-за него наверняка будет признан виновным в будущем, в день суда. Ведь известно, что тот, у кого большинство дел его – грехи, попадает в категорию злодеев, как сказали наши мудрецы (Недарим, 22б): «Каждый гневающийся – известно о нем, что грехи его многочисленнее, чем заслуги, как сказано (Мишлей, 29:22): “И гневливый – רב פשע рав пэша – грешен во многом”». А слово פשע – пэша, «грешен» – здесь означает, что этот человек восстал [против Всевышнего], и он хуже, чем грешащий намеренно, так как в минуту гнева для него ничего не значат Тора и заповеди. Сказали наши мудрецы: «У всякого гневающегося – даже Шехина ничего не значит для него», и (Шаббат, 105б): «Разрывающий одежды в гневе, и разбивающий сосуды в гневе, и разбрасывающий свои деньги в гневе да будет для тебя подобен поклоняющемуся чужим богам… О чем говорит стих Писания (Теилим, 81:10): “Да не будет у тебя [букв. в тебе] бога чужого”. Что это за “чужой бог”, который находится внутри человека? Следует сказать, что это – дурное влечение к гневу».

Сказано (Йешаяу, 2:22): «Оставьте человека, אשר נשמה באפו – чье дыхание в ноздрях его [и можно также перевести: “чья душа – в гневе его”], ибо במה נחשב הוא – ва-мэ нехшав у – что значит он?» Вот что сказано по поводу этого стиха в святой книге «Зоар» (гл. Тецаве):

«Здесь заповедал Всевышний человеку и предупредил его, чтобы тот остерегался людей, которые исказили пути свои – вместо хорошей дороги встали на плохую и осквернили себя той нечистотой – со стороны, обратной святости. И как узнать человеку, кто он: тот, к кому следует приближаться, или тот, от кого нужно отдаляться? По гневу узнает его и определит, каков он. Если святую душу оберегает в час, когда приходит к нему гнев, чтобы гнев не погубил ее и не водворил на ее месте бога чуждого, то это человек достойный. А если человек не оберегает ее, он губит эту высшую святость и водворяет на ее месте нечистоту со стороны, обратной святости. Это наверняка человек, восстающий против Господина своего, и запрещено приближаться к нему и связываться с ним. И это – тяжко ранящий себя в гневе своем, который поражает и губит себя из-за гнева, и водворяет в самом себе бога чуждого. Об этом и сказано в Писании: «Оставьте человека, чья душа – в гневе его». Святую душу растерзал и осквернил он из-за гнева, подменив свою душу гневом. «Ибо במה נחשב הוא – [драш: чтение с другими огласовками бима нехшав у – он считается бима – возвышением для принесения жертв идолам]».

 Сказали наши мудрецы (Псахим, 66б), что даже если человеку было предначертано с Небес величие, то из-за гнева оно может быть отнято. И еще сказали (Недарим, 22а) о человеке гневливом, что «все виды геинома [ада] властвуют над ним». Что это означает? Для каждого греха есть в геиноме свое особое наказание. Но такое душевное качество, как гневливость, доводит человека до всех видов греха, как это ясно тому, кто вдумывается в злостную суть его, – так, что, по словам наших мудрецов, грехи его обладателя многочисленнее заслуг его, – и потому сказали, что «все виды геинома властвуют над ним». Поэтому человек должен искоренить гнев из сердца своего. Тогда он спасется от наказания в геиноме и удостоится жизни в будущем мире.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=12629