Шмират а-Лашон — Часть вторая — Нечистота грехов

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1175

Глава 1. Тот, кто дает волю устам своим, может потерять из-за этого заповеди (продолжение)

Начало здесь.

Сказано в Торе (Ваикра, 11:43): «И не оскверняйтесь ими, так как станете через них нечистыми». Наши мудрецы объясняют эти слова так (Йома, 39а): «Человек оскверняет себя в небольшой мере – оскверняют его в большой мере; [оскверняет себя] внизу – оскверняют его Свыше; [оскверняет себя] в этом мире – оскверняют его в Будущем мире». Объясняет Раши: «”Оскверняют его в большой мере” – позволяют ему оскверниться в большой мере». Однако слово «оскверняют» видится при этом неточным.

[Примеч. редактора. То есть, согласно Раши, оскверняется в большой мере человек сам, а слово «позволяют» означает, что с него снимается защита и ему не препятствуют в этом с Небес. Разумеется, Хафец Хаим не оспаривает Раши, но «у Торы семьдесят лиц», в данном случае – способов объяснения, и он приводит здесь из книги «Зоар» еще одно.]

Но в согласии с приведенным ранее, в первой главе, отрывком из святой книги «Зоар» все становится ясно по простому смыслу сказанного там, а именно: запретные разговоры притягивают на себя дух нечистоты, и после этого силы нечистоты берут эти нечистые запретные разговоры, оскверняют ими все слова святости и тем самым губят их, так как они уже не могут подняться вверх как дар Всевышнему, поскольку дух нечистоты витает над ними; и об этом сказали мудрецы: «Оскверняют его в большой мере». А то, что сказали: «[Оскверняет себя] внизу – оскверняют его Свыше» означает, что нисходит на него нечистота свыше – также на корень души его.

А то, что сказали: «Оскверняют его в будущем мире» – в момент его смерти. Душа его вернется к Б-гу, поскольку должна дать отчет, и желание человека, несомненно, в том, чтобы его ввели в райский сад. Но вместо этого человека встретят ангелы-губители, которые облачат его в одежды отвратительные, нечистые, сотворенные из его же грехов. И кто может представить себе стыд и позор его из-за этих одежд? Придется ему сойти в геином [ад], место тьмы под сенью смерти, чтобы очиститься там от мерзости своих грехов.

Чему же это можно уподобить? Жениха ведут под хупу – и вдруг встречают его хулиганы и забрасывают грязью и нечистотами с головы до ног. И когда на них закричат: «Вы, хулиганы, зачем вы это делаете? И где вы набрали столько грязи и нечистот?» – они показывают всем, что жених – их приятель, и он сам приготовил эту грязь и нечистоты. И точно так же у нас: человек сам, мерзостью грехов своих, творит для себя одежды отвратительные и нечистые, и против воли своей в них облачается, – и не может от них освободиться, так сам их создал. Об этом сказано в Писании (Йешаяу, 50:11): «Вот все вы, разжигающие огонь, раздувающие искры, – идите в пламень огня вашего и в искры, которые разжигали вы! От руки Моей суждено вам это!» И подобное сказали наши мудрецы (Авода Зара, 20б): «Пусть не размышляет человек [о непристойном] днем, [ибо от этого] дойдет до нечистоты ночной». Мудрецы учат нас, что если человек не внесет вначале в мысли свои нечистый помысел, то не сможет прилепиться к нему нечистый дух и осквернить его.

И на это намекает нам Писание в связи с первосвященником Йеошуа бен Йеоцедеком (Малахи, 3:1-4): «И показал Он мне Йеошуа, первосвященника, стоящего пред ангелом Г-сподним, и Сатана, стоящего справа от него, чтобы обвинять его… А Йеошуа был одет в одежды загаженные… И отвечал Он (Всевышний) так: снимите с него одежды загаженные!» Таким образом, загаженные одежды указывают на нечистоту грехов, отвратительную, как испражнения. А из сказанного: «Снимите с него» следует, что до того он был облачен в эти одежды против воли. [Примечание автора. Сам он был полным праведником, но сыновья его сбились с пути и взяли себе жен иноземных, и это было большим поношением имени Всевышнего. И потому также и на него сошел дух нечистоты.] И сказано об этом в Торе (Ваикра, 11:43): «И не оскверняйтесь ими, так как станете через них нечистыми».

Сказано (там, 11:44): «Освящайтесь – и будьте святы». Сказали наши мудрецы (Йома, 39а): «Человек освящает себя в небольшой мере – освящают его в большой мере; [освящает себя] внизу – освящают его Свыше; [освящает себя] в этом мире – освящают его в будущем мире», – и в свете сказанного выше слова наших мудрецов раскрываются по своему прямому смыслу. После того, как человек покоряет свое дурное побуждение и в небольшой мере склоняет себя в сторону святости, – Святой благословенный, Источник добра и милости, изливает на него обильные потоки святости, и сказали об этом наши мудрецы («Шир а-Ширим Раба», 5): «Сказал Всевышний: откройте Мне вход размером с игольное ушко – и Я открою вам вход, как вход в улам [первое при входе в Храм высокое и широкое помещение с широчайшим входом]». Далее: «[Освящает себя] внизу – освящают его Свыше» – святость нисходит Свыше на корень души его. И, наконец: «В этом мире – освящают его в будущем мире», – что означает: в час, когда он поднимется наверх и должен будет предстать перед троном Всевышнего, облачат его в одежды прекрасные и почетные, одеяния святости (как сказано там о Йеошуа бен Йеоцедеке: «[И приказал Я] облачить тебя в одежды нарядные»).

Написано в Торе (Бемидбар, 15:37-40): «И Г-сподь сказал Моше, говоря: Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит [кисти] на краях одежд своих во всех поколениях своих, и вставляли в цицит края [четырех краев одежды] нить тхелет.[Окрашенную сине-фиолетовой кровью хилазона – особого вида моллюска]. И будут они [эти нити] у вас в цицит, и увидите их; и помните [это – повеление] все заповеди Г-спода, и исполняйте их, и не следуйте за сердцем вашим и за очами вашими, за которыми вы [ныне] блудно следуете. Чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои – и [тогда] будете святы Б-гу вашему». Кажется непонятным: зачем Тора дважды говорит о необходимости помнить и исполнять заповеди? Уже в первый раз можно было завершить это словами: «И будете святы Б-гу вашему»! Однако Тора намекает нам здесь на нечто чрезвычайно важное и актуальное: при каком условии заповеди действенны настолько, что, благодаря им человек становится свят перед Всевышним? При условии, что человек проявляет осторожность, чтобы не следовать за помыслами сердца и тем, что видят глаза его. И вот что сказали наши мудрецы (Брахот, 12б): «”За сердцем вашим” – это вероотступничество, а “за очами вашими” – это разврат». И сказано в книге «а-Хинух», что в понятие «вероотступничество» включаются все мысли, идущие вразрез с мнением Торы, а в «разврат» – погоня за наслаждениями этого мира, см. там.

Чему это можно уподобить? Если дом у человека полон грязи и нечистот, то даже когда он вносит в него вещи из чистого золота, они не украшают такой дом; он должен, прежде всего, убрать грязь и нечистоты, а потом уже вносить туда красивые вещи. Так и в обсуждаемом нами деле: человеку из народа Израиля дается сила и мощь – путем приобщения к Торе и заповедям – чтобы он мог укоренить в своей душе святость Всевышнего, как сказано (Бемидбар, 35:34): «Я – Г-сподь, обитающий среди сынов Израиля». Но при каком условии? При условии, что человек не позволяет своему дурному побуждению найти себе в нем пристанище посредством неправильных мнений и нечистых помыслов – тех, о которых сказано: «И не следуйте за сердцем вашим и за очами вашими, за которыми вы блудно следуете», – то есть вы должны остерегаться, отныне и в дальнейшем, чтобы не делать этого. И далее: «Чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои, – и [тогда] будете святы Б-гу вашему». Это означает: если будете осторожны в том, чтобы не следовать и т. д. [и в этом вам поможет заповедь цицит], то свершится нечто великое – посредством исполнения заповедей вы достигнете святости перед Всевышним. (И соответственно этому утвердили мужи Великого Собрания текст благословения при исполнении заповедей: «…Который освятил нас Своими заповедями», то есть «будете святы» – благодаря заповедям; и святость эта – та самая, о которой сказано: «Будете святы Б-гу вашему».) Но если, не дай Б-г, будете следовать, – не поможет вам исполнение заповедей стать святыми Всевышнему; и о том же говорит пророк (Ирмияу, 4:3): «Пашите себе пашню и не сейте по колючкам». Хорош удел того, кто вдумается во все это, и будет ему благо – и в этом мире, и в будущем.

Примечание автора. И вот как я объясняю в свете этого следующие слова Писания (Теилим, 81:10-11): «Не будет у тебя бога чужого, и не будешь ты поклоняться божеству чужеземному. Я – Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской; широко раскрой рот свой, и Я наполню его». Как кажется, следовало бы начать: «Я – Г-сподь Б-г твой и т. д.», а после этого – «Не будет у тебя бога чужого», как в Торе [первая и вторая из Десяти заповедей, см. Шмот, 20:2-3]. Для чего нужно было менять этот порядок? Сказали нам наши мудрецы (Шаббат, 195б): «Что это за бог чужой, сидящий в человеке? Это – дурное побуждение» (которое сначала подстрекает человека совершать не очень тяжелые грехи, а в дальнейшем, по принципу «грех влечет за собой новый грех», доводит его даже до идолопоклонства, см. там в Гемаре). И приведенный выше стих: «Я – Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя и т. д.» означает следующее. Верно ведь, что «Я… вывел тебя из Египта» для того, чтобы ты получил Тору, как сказано (Шмот, 3:12): «И вот тебе знак, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, совершат они служение Б-гу на этой горе [Синай]», – и в этом состоит цель вывода, как объясняет Раши. И об этом говорится там в Теилим: «Широко раскрой рот свой, и Я наполню его» – как будто рав говорит своему ученику: «Открой свои уста, и заблистают светом слова твои» [слова Торы, которые Я вложу в твои уста]. «Широко раскрой рот свой, и Я наполню его» – Святой благословенный желает дать каждому из народа Израиля большой удел в Торе, и здесь, конечно же, все зависит от силы принимающего. Поэтому сказано: «Широко раскрой рот свой», – то есть подготовь себя, чтобы получить много; «и Я наполню его» – настолько, насколько широко ты его раскроешь. И потому Писание предваряет этому следующее: при каком условии может осуществиться для тебя все это? При том, что «не будет у тебя бога чужого», то есть дурного побуждения – не должно быть в тебе для него пристанища. И тогда ты сможешь укрепиться и «широко раскрыть свой рот» для Торы, – и тогда «Я наполню его»; ведь ради этого «Я… вывел тебя из Египта» (как сказано в Торе (Шмот, 13:9): «И будет тебе знаком на руке твоей… чтобы была Тора Г-спода в устах твоих»). Но если пребывает в тебе бог чужой, то есть если ты наполнен дурными помыслами, не дай Б-г, – не сможешь исполнить свое желание «широко раскрыть свой рот» для Торы.

Но при всем этом не должен человек падать духом, даже такой, которому тяжело очистить свои мысли и совершенно изгнать греховные помыслы из сердца. [И он станет опасаться на основании вышесказанного, что] заповеди и Тора его не смогут освятить его душу. А если так, то как же он достигнет своей цели? Но есть здесь нечто самое важное, о чем сказали наши мудрецы (Йома, 8б): «Приходит очиститься – помогают ему [с Небес]», – если только он всей душой желает устранить дурные мысли из сердца, ему наверняка помогут в том с Небес! И он ни в коем случае не должен воздерживаться от исполнения какой бы то ни было заповеди или от занятий Торой, не дай Б-г, из-за того, что его мысли не полностью чисты, – ведь сказали наши мудрецы (Псахим, 50б): «Пусть человек всегда занимается Торой и заповедями – даже не во имя Небес, ибо от этого он перейдет к тому, чтобы заниматься ими во имя Небес». Это означает, что святость Торы и заповедей поможет тому, чтобы он мог заниматься ими и учиться также и во имя Небес. И на это намекает сам по себе приведенный выше стих, в котором вначале говорится (Бемидбар, 15:39): «Помните [это – повеление] о всех заповедях Г-спода и исполняйте их». Сказано о «заповедях Г-спода», то есть во имя Его – только в отношении «помнить», но не «исполнять», поскольку это относится к тому, кто не достиг еще чистоты мысли при исполнении заповедей. Но при всем этом дела его приведут его к устранению [дурных] помыслов сердечных и к тому, что он одолеет свои вожделения. И после этого он достигнет следующей ступени (там, 15:40): «Чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои», на которой также и исполнение их – лишь во имя Всевышнего. И тем самым достигает человек ступени святости: «И будете святы Б-гу вашему». Но все это сказано о таком, который старается очиститься и укрепляется в том, чтобы устранить дурные помыслы и сдерживать свои вожделения; тогда только исполняются для него слова наших мудрецов: «Приходит очиститься – помогают ему [с Небес]».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=29972