Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 8 — Величие наказания в этом мире

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

86
Шмират аЛашон

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 8. Величие наказания в этом мире

[В квадратных скобках: обычным шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Более того – грешник теряет ступень принадлежности к роду человеческому, и он даже хуже собаки, как сказали мудрецы в трактате Псахим (118а): «Каждый, занимающийся злословием…, заслуживает, чтобы его бросили собакам, ибо сказано (Шмот, 22:30): “Собаке бросайте его”, а сразу после этого сказано (там, 23:1): “Не разноси ложного слуха”» [двумя способами: либо человек верит злословию и тем самым разносит слух, либо рассказывает сам]. Смысл этого прост, как объясняет Маараль из Праги: собаки остерегались, когда это было нужно, чтобы не «навострить» язык свой (не лаять), как сказано (Шмот, 11:7): «А у всех сынов Израиля не навострит пес языка своего (не будет лаять)». А тот (грешник), наделенный от Всевышнего разумением и знанием, не может сдержать свое дурное побуждение в этом, и потому он хуже собаки.

Еще сказано в трактате Арахин (15б) следующее: «Сказал рав Хисда: всякий злословящий заслуживает, чтобы его забросали камнями. Сказано (Теилим, 101:5): “Его уничтожу навеки”, и сказано в другом месте (Эйха, 3:53): “Губили навеки они жизнь мою в яме, забрасывали меня камнями”».

Смотри же, брат мой: весы правосудия – у Всевышнего, и все слова наших мудрецов – живы и существуют. Рассказывает Писание (Шмуэль-2, 16:1‑4) [в эпизоде, когда Давид бежал от Авшалома, сына своего, восставшего против него, и его встретил Цива, слуга Мефивошета, внука Шауля; и Цива оклеветал Мефивошета перед Давидом, сказав, будто тот перешел на сторону Авшалома], что Давид ответил Циве: «Вот, твоим будет все, что у Мефивошета». По мнению некоторых мудрецов Гемары Давид таким образом принял злословие (см. Шабат, 56). И сразу после этого сказано: (там, 16:5 ‑ 6): «И когда пришел царь Давид в Бахурим, то вот, оттуда вышел человек из рода дома Шауля по имени Шими, сын Геры – вышел и проклинает. И бросал он камнями в Давида и во всех слуг царя Давида». Слова «То вот» связывают это событие с тем, о чем говорилось выше. И это притом, что невозможно описать величие святости господина нашего Давида, мир ему, который принял на себя суд Небес и не позволил Авишаю, сыну Цруи, покарать Шими, сына Геры, сказав (там, 16:10): «Пусть он проклинает; верно, Г-сподь повелел ему: “Проклинай Давида!”». А ведь он сам тогда не осознал еще, что наказание [проклятия Шими бен Гера] пришло из-за того [что Давид принял злословие Цивы]. Ведь если бы осознал, то не сказал бы впоследствии [Мефивошету] (там, 19:30): «Ты и Цива – разделите то поле». [«То поле» ‑ имеется в виду все имущество Мефивошета, которое Давид обещал Циве {см. выше}. И пишут наши мудрецы, что когда сказал Давид эти слова, вышел голос с Небес и провозгласил: «Яравъам и Рехавъам разделят царство», так как Давид принял злословие из уст Цивы, а оправданий Мефивошета не принял, а ведь Писание свидетельствует, что тот «не омывал ног своих, и не правил усов своих, и одежды своей не мыл с того дня, как ушел царь, и до того дня, когда он благополучно возвратился» (там, 19:25) (Радак). А Ральбаг объясняет, что Давид принял оправдания Мефивошета, но и доверия к словам Цивы не утратил полностью, и потому приказал разделить поле]. И он терпел все оскорбления Шими, бросавшего в него камни, проклинавшего и осыпавшего его пылью, как рассказывает об этом Писание, полагая, что все это – по решению Небес.

Еще мы находим в Арахин (15б): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: каждый, кто занимается злословием, возвеличивает грехи до небес, как сказано (Теилим, 73:9): “Обратили против небес уста свои и языком своим по земле ходят”». Этот грех равносилен трем тягчайшим грехам, о которых говорилось выше, в гл. 4. В силу этого наказание за него тоже соответствует по тяжести своей наказанию за те грехи, как говорится об этом в Иерусалимском Талмуде (Пеа, 1:5). Так же приведено и в «Сефер мицвот гадоль» [то есть автор полагает, что такова алаха]: за четыре вещи взыскивается с человека в этом мире, но основная расплата за них предстоит в мире будущем. И вот они: идолослужение, разврат и кровопролитие, а злоязычие равноценно им всем вместе взятым. Подобное этому мы писали выше, в гл. 6, от имени «Сефер а-кана» [кабалистическая книга] о том, что грех злословия наказывается бедностью.

Также сказано в «Тана де-вей Элияу», гл. 15: «Поражающие тайно [объяснение Раши в главе Ки таво: “злословящие”], и оскверняющие открыто имя Всевышнего, и говорящие пренебрежительно о ближнем, и возбуждающие раздоры, – будет с ними в свой час, как с Корахом, и о них говорит Писание (Бемидбар, 16:33): “И покрыла их земля”».

А иногда наказание за грех злоязычия – страшнейший из грехов, как об этом говорилось – приходит в виде смерти от аскара [разновидности дифтерии], как сказали наши мудрецы (Брахот, 8а): «Девятьсот три вида смерти созданы в мире, и тягчайшая из них – смерть от аскара и т. д.» Этим дают понять всем приходящим в этот мир, что в наказание за грехи посылается на них нечто подобное их грехам, как сказали в трактате Шабат (33а): «Учили наши мудрецы, что есть четыре знака… Знак злословия – аскара». И сказано далее там, что мудрецов Мишны спросили: почему эта болезнь начинается внутри тела и заканчивается во рту? Ответил раби Йеуда бар раби Илаи (там, 33б): «Хотя почки советуют, сердце понимает, а язык формирует речь – рот завершает (грех злоязычия)».

Еще более этого находим в «Мидраш агада» (Берешит Раба, 20): «В грядущем все излечатся – но змей не излечится; и так же, как для змея нет исцеления, так и у злословящего на ближнего нет исцеления в будущем, как сказано (Коэлет, 10:11): “Укусит ли змея, не прошипев? Так и злословящий – не лучше (чем она)”». [Шипение змеи – всего лишь звук, но он – верный вестник беды. Так и злословящий, и пусть он не говорит: мои слова – всего лишь звук; я не змея и никого не кусаю! Ибо он не лучше ее, ведь даже один звук слов его – хуже змеиного укуса!].

[В мидраше «Берешит раба», Вайера, 20 сказано следующее: «Сказал р. Леви: в будущем Всевышний возьмет идолопоклонников, опустит их в Геином (ад) и спросит: “Почему вы мучили сыновей Моих?” Они ответят: “Среди них были такие, которые злословили друг на друга”. Тогда Всевышний берет тех и этих и опускает их в Геином»].

И сказано также в «Пиркей де-раби Элиэзер» (53): «Всякому злословящему на ближнего своего нет исцеления, как сказано (Теилим, 101:5): “Злословящего втайне на ближнего своего – его ацмит”». [Объяснение: слово ацмит связано с объявлением язвы окончательно нечистой, и как учат там в Гемаре, ацмит – от слова цмитут, которое употребляется при продаже, не ограниченной временем. Примеч. ред.]. Так говорится об этом в трактате Арахин (15б). И далее: «Сказано (Дварим, 27:24): “Проклят поражающий ближнего своего втайне” – знай, что это так, глядя на то, что случилось со змеем, который злословил против Всевышнего перед Адамом и женой его, и проклял его Всевышний – сделал прах земной его пищей, как сказано (Берешит, 3:14): “И прах земной будешь есть все дни жизни твоей”». [Объяснение. Сказанное здесь: «Все дни жизни твоей», несомненно, означает, что он не исцелится даже в дни Машиаха, подобно тому, что мы находим в трактате Брахот, 12б: «“Дни жизни твоей” – в этом мире; “Все дни жизни твоей” – прибавить к этому также дни Машиаха». Таким образом, нет исцеления змею вовеки]. Подобное этому я видел также в святых книгах: у занимающегося злословием уменьшается пропитание, как оно уменьшилось у змея.

Очевидно, что приучивший себя к постоянному греху злоязычия, получает в наказание за него нищету, бедность и прочие горести – и тоже постоянным образом, вместо окончательно объявленной цараат по заслугам своим, как говорится об этом в гл. 5.

Из всего этого становится ясным, сколь велико наказание, которое несет он в этом мире – постоянные горести и бедность, а иногда и смерть, не дай Б-г.

И мало им, привычным к злоязычию, что на самих себя они навлекают все это, но точно так же и на весь мир, убавляя ему пропитание, как сказано в трактате Таанит (7б): «Сказал раби Шимон бен Пази: ни от чего другого не задерживаются дожди, но только от злословящих». Также и смерть, и меч, и убийство в мире – от этого, как мы писали выше, в гл. 2, от имени святой книги Зоар.

И потому желающий жизни (земной) и жизни вечной пусть стережет язык свой от зла. И будет хорошо ему и в этом мире и в мире грядущем.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53741