Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 6 — Наказание привычным к злоязычию — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

94
Шмират аЛашон

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 6. Наказание, положенное привычным к злоязычию

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Не удивляйся тому, что, как мы видим, немало людей грешат злоязычием, но нет у них никаких страданий. Объяснение этому мы находим в мидраше наших мудрецов (Ялкут Шимони, Ваикра, гл. 14, 556), который объясняет стих Писания (Мишлей, 21:23): «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от царот (бед) душу свою» следующим образом: «Хранит от цараат душу свою».

Частичное объяснение этому я нашел в книге Нахалат кдумим. Известно, что всегда, когда Всевышний наказывает человека, Он делает это только ради его блага, чтобы тот очистился от своих грехов, а иногда – чтобы вернулся к Всевышнему. И потому в эпоху Храма, когда был коэн, осуществлявший очищение, если человек спотыкался и злословил, Всевышний насылал на него наказание цараат. Но даже при этом прежде всего поражалось не тело человека, а стены его дома; и он должен был сам прийти к коэну и сказать ему, что у него «как бы цараат показалась на доме» (Ваикра, 14:35). И коэн говорит ему слова порицания: «Сын мой! Цараат приходит не иначе, как за злоязычие и т. д.», как говорится об этом в Торат коаним, чтобы человек постарался благодаря всему этому отойти от греха. Но если он не придаст этому должного значения, – Всевышний наказывает его еще больше, как объясняет Рамбам в конце законов о нечистоте цараат (15:10): «Данная нечистота не является чем-то обычным в мире; это – знак и явление чудесное в Израиле, чтобы предупреждать людей о злоязычии: у занимающегося им проступают пятна на стенах дома его. Если отступил от греха, – очищается дом; но если упорствовал в злодействе своем до того, что дом был снесен, – появляются пятна на кожаных вещах, на которых он сидит и лежит в своем доме [это уже ближе к его телу]. Если отступил от греха и т. д., – вещи очищаются; но если упорствовал в злодеянии своем до того, что были они сожжены, – выступают пятна на коже его, – поражает его цараат, и будет он отделен, и распространится известие о нем, что он – отлученный, пока он не прекратит участвовать в разговорах нечестивцев – в насмешках, злоязычии и т. д.», см. там.

Есть большая польза от этого наказания. Ведь грешник видит, как велики наказание и позор его: он должен постоянно сидеть в одиночестве, вне стана, ведь ему не дозволено войти даже в стан Израиля, – и, как сказали наши мудрецы (Моэд катан, 5а), он постоянно возвещает о своем горе множеству людей: «И – «нечист! нечист!» – восклицать будет» (Ваикра, 13:45), чтобы они просили о милосердии для него. И он, естественным образом, чрезвычайно смиряет себя из-за тяжкого греха своего, твердо решает остерегаться его в будущем и просить прощения у того, о ком злословил. И Всевышний, по великой Своей милости, посылает ему исцеление от цараат, и выходит коэн к нему из стана наружу – посмотреть, излечилась ли цараат, как сказано в Торе (Ваикра, 14:3): «И выйдет коэн за стан, и смотрит коэн, – и вот, исцелилась цараат и т. д.», чтобы исполнить над ним все, о чем сказано в этой главе о кроплении и обривании, а затем принести для него положенные жертвоприношения.

И вот, когда приходит человек после этого в свой дом и видит великую милость, которую сделал ему Всевышний, излечивший его от цараат, – он, несомненно, исполняет все, что принял на себя, находясь за пределами стана, и умиротворяет всех, о ком злословил. И благодаря всему этому он полностью очищается от той цараат и от греха: ведь прошлое искуплено у него наказанием и принятым позором, а в будущем он уже будет остерегаться сам изо всех сил, чтобы не совершить еще раз тот же грех.

Все это, однако, было во времена, когда существовал Храм; но теперь его нет из-за многих наших грехов. Нет у нас ни Святилища, ни жертвоприношений, ни коэна, производящего очищение, и если бы Всевышний насылал на грешника цараат, тот оставался бы в нечистоте своей навеки и не мог бы очиститься. И потому нечистота цараат, приходящей вследствие того греха, остается только на душе грешника и не проступает на его теле. И это имеет в виду мидраш [Ялкут Шимони, парашат Мецора, Ваикра, 14, 556, от имени раби Яная]: ««Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от царот (бед) душу свою» (Мишлей, 21:23); это означает: «от цараат душу свою»», поскольку цараат прилепляется к душе.

И потому человек, привычный к этому греху, не дай Б-г, должен постоянно скорбеть о своей душе. Ведь хотя Всевышний покрывает его в этом мире и не выставляет на всеобщее обозрение его позор, – после смерти, когда душа покинет тело, нечистота цараат его откроется взору всех. И нет сомнения, что все время, пока эта скверна будет болезнью души его, не войдет он с ней в чертог Всевышнего в райском саду, и придется ему пребывать не в Высшем мире, а в одиночестве вне стана Израиля, в месте обитания сил нечистоты, – если только не вернется к Всевышнему как подобает.

И при жизни, когда поднимается душа его вверх [во сне], все плохие слова, которые она говорила днем, поднимаются вместе с ней, а все святое от нее отделяется, и нет для души большего позора, чем это. И вот что сказано об этом в книге Зоар, гл. Тазрия:

Сказано (Мишлей, 21:23): «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою», – потому что если губы и язык человека произносят злые слова, эти слова поднимаются вверх, и когда они поднимаются, все возглашают и говорят: «Отстраняйтесь от близости к дурным речам такого-то! Освобождайте дорогу нахашу (злой силе) мощной!» И тогда душа святая вылетает из него и покидает его, и не может она говорить, как сказано (Теилим, 39:3): «Онемела я, безмолвная, замолчала (даже) о добре». И душа эта поднимается в стыде и великом горе, и не дают ей места, как прежде; и об этом сказано: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою».

И еще нашел я ответ на приведенный выше вопрос в книге Давар ше-би-кдуша от имени Сефер а-кане, и вот что там сказано: «Смотри и уразумей, что каждый злословящий устами своими наказуем цараат и т. д. Сказал ему раби: «Если так, то весь Израиль будет поражен цараат! Ведь из-за греха злоязычия Израиль подвергся изгнанию…» Ответил ему: «Бедность равносильна цараат, и вот он [грешник] – бедняк, отданный в руки других людей»» [объяснение: таким путем будет устранена его гордыня, которая в большинстве случаев является главной причиной злоязычия, как пишет рабейну Йона в Шаарей тшува, и как это будет объяснено ниже, если будет на то воля Всевышнего; и также сам человек побоится говорить о других людях из страха, что это станет известным и они не будут делать ему добро]; и см. там еще нечто устрашающее об этом. И также говорится в Тикуней Зоар о том, что грех этот приводит к бедности, не дай Б-г. И потому тот, кто желает пребывать в благополучии, должен остерегаться.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53543