Шмират а-Лашон — Часть 1
Шаар а-Зхира
Глава 16. Сколь велико наказание того, кто идет против своего учителя (начало)
[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]
Грех распри имеет место даже в случае конфликта с тем, кто стоит на той же ступени, и тем более – с мудрецом Торы, не дай Б-г, даже когда тот не является учителем затевающего распрю. Но еще более – если тот является его учителем – тогда грех, несомненно, велик чрезвычайно. И многократно больше зло этого греха, ибо известно, что обычай привычного к распре – позорить противника в своих речах. И известно, сколь велико наказание того, кто позорит мудреца Торы, из сказанного в трактате Санедрин, гл. Хелек, и установлено в Шулхан Арух (Йоре Дэа, 243:6), что позорящий мудреца Торы – из тех, о ком сказано (Бемидбар, 15:31): «Ибо слово Г-спода он презрел… истребится непременно душа та; грех ее на ней». [И в наше время: если человек способен и достоин давать указания в области закона и трудится над Торой – он называется мудрецом Торы, и позорящий его, даже в общих словах, и даже не в его присутствии, совершает тяжкое злодеяние. И ему должен быть объявленнидуй – отлучение от общества, как написано в Йоре Дэа, 243:7 и 334, Шах, п. 68]. И нет излечения ране его за это, как сказали наши мудрецы (Шаббат, 119б): «Сказал раби Йеуда от имени Рава: у каждого, кто позорит мудреца Торы, нет излечения и т. д.». И также Иерусалим был разрушен из-за этого греха, как сказано там: «Не из-за чего другого не был разрушен Иерусалим, а только из-за того, что позорили в нем мудрецов Торы, как сказано (Диврей а-Ямим 2, 36:16): “Но они оскорбляли посланников Б-га, и презирали слова Его, и насмехались над пророками Его, пока не поднялся гнев Г-спода на народ Свой – так, что не было ему исцеления”». И еще сказали наши мудрецы (Брахот, 19а): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: каждый, кто говорит дурное о мудрецах Торы [идя за их] мита (похоронными носилками), падает в геином (ад), как сказано (Теилим, 125:5): “А матим [слово, однокоренное и созвучное с мита] – уклоняющихся на кривые пути свои – поведет их Г-сподь вместе с творящими беззаконие”».
Еще сказали (Санедрин, 110а): «Сказал рав Хисда: каждый, кто затевает распрю со своим учителем [продолжением речей своих приводит к тому, что и другие становятся на его сторону против его учителя] – как будто затевает распрю с Шехиной, как сказано (Бемидбар, 26:9): “Когда те (сообщники Кораха) выступили против Г-спода”. Сказал рав Хама бар Ханина: каждый, кто затевает распрю со своим учителем – как будто затевает распрю с Шехиной, как сказано (Бемидбар, 20:13): “Это (место) – Мэй Мерива (Воды распри), где спорили сыны Израиля с Г-сподом”». И далее там, в Гемаре, на ту же тему: «Сказал раби Ханина бар Папа: каждый, кто жалуется на своего учителя [говорит, что тот слишком строг с ним и т. п., см. Раши там], как будто жалуется наШехину, как сказано (Шмот, 16:8): “Не на нас (Моше и Аарона) ропот ваш, но на Г-спода”. Сказал раби Абау: каждый, кто предается сомнениям по поводу своего учителя – как будто подвергает сомнению Шехину, как сказано (Бемидбар, 21:5): “И возроптал народ на Б-га и на Моше”». О четырех ступенях, сверху вниз, говорит здесь Гемара [от открытого восстания против Моше и Аарона в истории с Корахом, которое было в действительности восстанием против Всевышнего, до безмолвных размышлений и сомнений наедине с собой], чтобы научить нас, что даже на одни лишь размышления такого рода есть суровый запрет.
И сколь же глупы люди, которые с такой легкостью вступают в спор с раввином или городским судом Торы и позорят их, и не боятся великого наказания, ожидающего их за это в будущем мире, как это мы объясняли. Также и в этом мире не спасутся они от сурового возмездия. Посмотрим, что говорит Мидраш Раба, гл. Пинхас, на стих (Ваикра, 19:32): «И почитай лицо старца», где под «старцем» подразумевается мудрец Торы (см. Кидушин, 32б). Мидраш говорит: «И что означает “почтение”, о котором говорит Тора? Не стоять на его месте и не садиться на его место, и не отрицать его слова и т. д. И каждый, кто не исполняет в отношении своего учителя все эти правила, называется злодеем перед Всевышним, и забывает он выученное им, и годы жизни его сокращаются, и впадает он в конце концов в бедность, как сказано (Коэлет, 8:13): “И блага не будет злодею, и не продлит он дни, подобный тени, ибо не боится он перед Б-гом”». Мы видим, что мидраш говорит даже о том, кто не почитает учителя как должно, и тем более – о том, кто вступает с ним в конфликт и вовлекает в него жителей города, и нет сомнения, что наказание его будет многократно суровее.
Перевод – рав П. Перлов.