Трактат Брахот — Глава 2 — Мишна 1

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

4727

За возвышение души

Анатолий бен Михаил

Хана бат Лейб

Александр бен Наум

Предисловие

В первой главе Мишна привела некоторые законы произнесения «Шма»[1]. Вторая глава в начале развивает эту же тему, а потом переходит к описанию некоторых поступков, совершенных Рабаном Гамлиэлем, и законов, которые из них выводятся.

Данная мишна занимается двумя вопросами:

  1. Что необходимо подразумевать, чтобы выполнить заповедь произнесения «Шма».

В Талмуде высказывается два мнения, касающиеся всех заповедей. Согласно одному из них, заповедь считается выполненной, только если при ее совершении было намерение исполнить обязанность. По другому мнению достаточно осознанно или лишь правильно[2] произвести действия, необходимые для исполнения заповеди, чтобы она считалась выполненной.

  1. В каких случаях можно и нужно прерываться во время произнесения «Шма» и сопутствующих благословений[3].

В порядке произнесения «Шма» утром есть шесть отдельных частей: два благословения вначале, три отрывка из Торы и еще одно благословение в конце. В вечернем произнесении «Шма» есть еще одно благословение в конце. Каждую из этих частей мишна называет «абзацем» (на Святом Языке פרק). И раби Йеуда, и раби Меир согласны, что для того, чтобы прервать произнесение «Шма» в середине абзаца, требуется более веская причина, чем для того, чтобы прерваться между абзацами.

הָיָה קוֹרֵא בַתּוֹרָה, וְהִגִּיעַ זְמַן הַמִּקְרָא: אִם כִּוֵּן לִבּוֹ – יָצָא, וְאִם לָאו – לֹא יָצָא

בַּפְּרָקִים – שׁוֹאֵל מִפְּנֵי הַכָּבוֹד וּמֵשִׁיב, וּבָאֶמְצַע – שׁוֹאֵל מִפְּנֵי הַיִּרְאָה וּמֵשִׁיב; דִּבְרֵי רַבִּי מֵאִיר. רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר: בָּאֶמְצַע – שׁוֹאֵל מִפְּנֵי הַיִּרְאָה, וּמֵשִׁיב מִפְּנֵי הַכָּבוֹד; בַּפְּרָקִים – שׁוֹאֵל מִפְּנֵי הַכָּבוֹד, וּמֵשִׁיב שָׁלוֹם לְכָל אָדָם

Тот, кто читал Тору, когда пришло время произносить «Шма», если имел необходимые намерения, читая отрывки, составляющие «Шма», то выполнил заповедь, а если не имел необходимых намерений, то не выполнил.

«В промежутках между абзацами можно приветствовать из почтения и отвечать из почтения. А в середине абзацев можно приветствовать из страха и отвечать из страха» это слова раби Меира. Раби Йеуда говорит: «В середине абзацев можно приветствовать из страха и отвечать из почтения. В промежутках между абзацами можно приветствовать из почтения, и отвечать на приветствие любого человека словами мир Вам”».

Комментарий рава Овадьи из Бартануры

Тот, кто читал Тору: отрывки, составляющие «Шма».

И пришло время произнести «Шма»[4].

Если имел необходимые намерения, читая отрывки, составляющие «Шма», то выполнил заповедь. Согласно мнению, что для выполнения заповеди необходимо иметь соответствующие помыслы, слова «имел необходимые намерения» следует понимать как «намеревался исполнить свою обязанность». А по мнению, что при выполнении заповеди нет необходимости иметь соответствующие помыслы, слова «имел необходимые намерения» следует понимать как «намеревался прочитать все по огласовкам и по закону». Это противопоставлено чтению с целью проверить правильность написания, при котором читают не по огласовкам, а по согласным буквам текста – для того, чтобы выявить недостающие и лишние буквы ו и י. По закону, при таком чтении невозможно выполнить заповедь[5].

Мы следуем мнению, согласно которому для выполнения заповеди необходимо подразумевать, что выполняется заповедь.

В промежутках между абзацами. Далее[6] в мишне объяснено, что такое «промежутки между абзацами».

Можно приветствовать из почтения. Приветствовать уважаемого человека, с которым следует здороваться первым [а не ждать, пока он поздоровается], например, своего отца или своего учителя, или того, кто превосходит его в мудрости [Торы].

И отвечать. И можно было даже не говорить [так как это очевидно], что им следует ответить, если они опередили его и поприветствовали его первыми.

А в середине абзацев.

Можно приветствовать из страха: речь идет о человеке, которого боятся, так как он может казнить. И можно было даже не говорить [так как это очевидно], что ему следует ответить на приветствие.

Раби Йеуда говорит: «в середине». Речь идет о середине абзаца. Приветствуют человека, которого боятся, и отвечают на приветствия тех, кому обязаны оказывать почтение.

Отвечать на приветствие любого человека, который поприветствовал его первым. И закон соответствует мнению раби Йеуды. И в каждом месте, где запрещено прерываться, запрещено разговаривать на Святом Языке, точно также, как это запрещено разговаривать на любом другом языке.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Тот, кто читал Тору, когда пришло время произносить «Шма», если имел необходимые намерения, читая отрывки, составляющие «Шма», то выполнил заповедь. Рав Шломо бен Адерет (Рашбо) пишет, что из этой мишны можно сделать три вывода:

  1. Тот, кто произнес «Шма» без сопутствующих благословений, выполнил заповедь.
  2. Тот, кто во время произнесения «Шма» сделал длительный перерыв между абзацами, выполнил заповедь.
  3. Тот, кто прочитал абзацы «Шма» не по порядку, выполнил заповедь.

Разберем каждый из этих выводов отдельно.

Произнесение «Шма» без благословений

В предыдущей главе мы обсуждали, должен ли произносить сопутствующие «Шма» благословения тот, кто пропустил время произнесения «Шма»[7]. Из написанного в данной мишне следует, что в противоположном случае (некто произнес «Шма», но не произнес сопутствующие благословения) заповедь считается выполненной[8]. Ведь в данной мишне речь идет о человеке, который читал Тору. А в ней есть только отрывки, составляющие «Шма», но никак не благословения[9]!

Виленский Гаон добавляет[10], что любая заповедь считается выполненной, даже если на нее не произнесли благословение[11]. Тем более это относится к произнесению «Шма», где благословения являются не благословениями на заповедь[12], а молитвой.

«Шулхан Арух»[13] пишет, что тот, кто произнес «Шма» без благословений, выполнил заповедь. Но ему следует произнести благословения, желательно вместе со «Шма», следуя порядку, установленному мудрецами.

Перерыв между абзацами «Шма»

Рашбо понимал, что в мишне идет речь о том, что Тору читают по порядку. Между тремя отрывками, составляющими «Шма», есть много другого текста[14], и его чтение не мешает выполнить заповедь. Значит, и в других случаях, когда произнесение «Шма» по какой-то причине прерывается, пауза, даже если она заполнена разговором, не мешает выполнить заповедь.

Кодекс «Шулхан Арух» устанавливает закон в соответствии с этим мнением. Он пишет[15]: «Тот, кто начал произносить [«Шма»] и остановился, независимо от того, молчал он во время остановки или говорил, – если потом он продолжил и закончил [произнесение «Шма»], то исполнил заповедь, даже если перерыв занял больше времени, чем уходит на произнесение всей [«Шма»]. И даже если это был вынужденный перерыв». Но комментарий Рамо спорит с этим мнением и пишет, что если перерыв был вынужденным и продолжался достаточно времени, чтобы полностью произнести «Шма», то необходимо начать произнесение сначала.

«Мишна Брура»[16] поясняет, что под «вынужденным» понимается перерыв, сделанный из-за того, что место было неподходящим для произнесения «Шма» (например, если в комнате обнаружились фекалии или моча), или человек пришел в состояние, в котором ему запрещено произносить «Шма» (например, если у него возникла необходимость справить нужду). Но если ему просто помешали молиться, это не называется «вынужденным перерывом», поэтому нет необходимость начинать произнесение «Шма» сначала.

Если вынужденный перерыв произошел во время произнесения благословений, сопутствующих «Шма», то только при условии, что оно продолжалось достаточно времени, чтобы произнести «Шма» со всеми благословениями, возникает необходимость начать это благословение сначала[17].

Очевидно, что во время произнесения «Шма» запрещено останавливаться без уважительной причины, и тем более прерываться на посторонние разговоры.

Произнесение «Шма» не по порядку

Следуя своему принципу, по которому в мишне идет речь о случае, когда читали Тору по порядку и прочитали все фрагменты, составляющие «Шма», Рашбо приходит к выводу, что можно выполнить заповедь, прочитав отрывки «Шма» не по порядку. Ведь первые два отрывка находятся в пятой книге Торы (Дварим), а третий отрывок – в четвертой книге (Бемидбар)! На первый взгляд, это противоречит тому, что написано в третьей мишне этой главы: «Тот, кто произнес «Шма» в обратном порядке, не выполнил заповедь». Но это мнимое противоречие разрешается очень просто: тот, кто прочел слова, составляющие стих, или стихи, составляющие абзац, в неверном порядке, не выполнил заповедь. А тот, кто прочел каждый из абзацев правильно, но поменял их местами, выполнил заповедь, хотя, конечно, изначально произносить «Шма» таким образом не следует.

Рав Овадья из Бартенуры приходит к такому же выводу[18], исходя из того, что в «Шма» эти отрывки расположены не в том порядке, в котором они расположены в Торе. И так установлен закон в кодексе «Шулхан Арух»[19].

Ранними комментаторами Талмуда[20] было высказано другое мнение, противоречащее пониманию Рашбо. Согласно этому мнению, в мишне идет речь о случае, когда в Торе читали только отрывки, составляющие «Шма». По этому мнению, из данной мишны никак не следуют два последних вывода, сделанных Рашбо. Иными словами, нет доказательства, что во время произнесения «Шма» можно делать перерывы, и что можно читать части «Шма» не по порядку. Это мнение приводит здесь рав Овадья[21]. Но как мы уже показали, закон установлен по мнению Рашбо.

Отвечать на приветствие любого человека словами «мир Вам». В мишне упоминается слово «мир», которое имеет особый статус, как мишна объясняет ниже[22]. Но комментаторы поняли, что этот закон относится к любым словам, которые требуется произнести из соображений приличия и приветливого отношения к ближним. «Мишна Брура»[23] пишет, что тот, кого вызвали читать Тору, должен выйти и произнести соответствующие благословения, даже если он в это время произносил «Шма». Более того, если после окончания чтения Торы его спросили, как его зовут, чтобы произнести молитву о его благополучии, он должен ответить на вопрос.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Если имел необходимые намерения, читая отрывки, составляющие «Шма», то выполнил заповедь. Талмуд задает вопрос: можно ли из данной мишны сделать вывод, что для выполнения заповеди необходимы соответствующие помыслы? Если некто совершил действие, не намереваясь выполнить заповедь, можно ли утверждать, что это действие рассматривается как заповедь? Талмуд отвечает, что к такому выводу прийти нельзя. Ведь слова «имел необходимые намерения» можно объяснить двояко, как объясняет рав Овадья: …согласно мнению, что для выполнения заповеди необходимо иметь соответствующие помыслы, слова «имел необходимые намерения» следует понимать как «намеревался исполнить свою обязанность». А по мнению, что при выполнении заповеди нет необходимости иметь соответствующие помыслы, слова «имел необходимые намерения» следует понимать как «намеревался прочитать все по огласовкам и по закону». Это противопоставлено чтению с целью проверить правильность написания

Большинство комментаторов считают, что окончательный вывод, к которому здесь приходит Талмуд, таков: не требуется иметь намерения выполнить заповедь. Но несколько ниже Талмуд опять задает похожий вопрос: произнося какую часть «Шма», необходимо иметь соответствующие намерения?

Рав Йосеф Каро в комментарии «Кесеф Мишне» объясняет точку зрения Рамбама[24]: Талмуд действительно вернулся к тому же вопросу, который был задан выше, отверг предыдущие выводы и окончательно постановил, что для выполнения заповеди необходимо иметь намерения выполнить заповедь.

Но Рашбо[25] объясняет, что вывод Талмуда, по которому нет необходимости иметь намерение выполнить заповедь, отвергнут не был. Здесь рассматривается другой вид намерений, а именно: задумывается ли тот, кто произносит молитвы, благословения, «Шма» и тому подобное, о смысле слов, которые проговаривает? Ведь можно машинально произнести слова, и при этом думать о чем-то совершенно другом!

Теперь мы рассмотрим разные категории намерений более подробно.

Намерение выполнить действие

Рав Овадья приводит мнение Тосафот: это противопоставлено чтению с целью проверить правильность написания, при котором читают не по огласовкам, а по согласным буквам текста. Но другие комментаторы пишут, что и так совершенно очевидно, что, прочитав слова неверно, невозможно выполнить заповедь[26]. Согласно их мнению, данная мишна сообщает, что тот, кто произвел действие совершенно бездумно или случайно, не выполнил заповедь ни по одному из мнений. Разногласие между мудрецами возникает, только если некто совершил действие осознанно, но без намерения выполнить заповедь[27].

Намерение исполнить заповедь

Спор о том, есть ли необходимость иметь намерение исполнить заповедь, чтобы заповедь считалась выполненной, продолжался из поколения в поколение. Талмуд приводит разногласия танаим и амораим по этому поводу. Но каков окончательный вывод, к которому пришел Талмуд – это предмет спора комментаторов.

Рабейну Ашер (Рош)[28] считал, что при выполнении заповедей необходимо иметь соответствующее намерение, но его сын Яаков, автор книги «Арбаа турим», придерживался противоположного мнения[29].

Автор «Бейт Йосеф» (рав Йосеф Каро) пишет, что так как авторитеты, на которых он основывает свои постановления, а именно: рав Ицхак Альфаси (Риф), Рамбам и Рабейну Ашер (Рош), пришли к выводу, что для выполнения заповеди необходимо иметь соответствующие намерения, то именно таким образом установлен закон. И так он постановил в своем кодексе «Шулхан Арух»[30]. Но комментарий «Маген Авраам» пишет[31], что только для выполнения заповеди Торы требуется иметь намерение выполнить заповедь. А для постановления мудрецов в этом нет абсолютной необходимости (хотя очевидно, что это предпочтительно).

Комментарий «При Мегадим»[32] полагает, что в действительности Рабейну Ашер и Рабейну Нисим[33] сомневались, к какому выводу пришел Талмуд, и поэтому написали, что в любом случае следует следовать более строгому мнению.

Что касается практического выполнения закона, «Мишна Брура»[34] пишет, что заранее, прежде чем преступить к выполнению заповеди, должно быть намерение исполнить заповедь. Если же его не было, и даже если закралось сомнение, было ли такое намерение, то необходимо выполнить заповедь снова. При этом произносить благословение на повторное исполнение заповеди не надо.

Поэтому, тот, кто учился трубить в шофар или учил ребенка произносить благословения, которые сам должен был произнести, не исполнил обязательство, и должен повторить необходимое действие с намерением выполнить заповедь. Но если намерения включали и то, и другое – и научить ребенка, и выполнить заповедь – то это считается полноценным выполнением заповеди, и повторного исполнения не требуется.

«Мишна Брура»[35] приводит мнение «Хаей Адам». Он пишет, что в некоторых случаях у человека нет необходимости осознавать, что он собирается выполнить обязательство, возложенное на него Торой. Достаточно, чтобы его действия говорили о том, что он собирается выполнить заповедь. Поэтому тот, кто в праздник Суккот днем берет четыре вида растений[36], выполняет заповедь, так как он несомненно берет их именно с этой целью! Тот, кто произносит «Шма» во время молитвы, выполняет заповедь, так как его действия показывают, с какой целью он произносит «Шма». Следовательно, даже если он не сказал себе, что собирается выполнить обязанность, возложенную на него Торой, ему не требуется выполнять заповедь снова. Но в случае, когда человек явно намеревался сделать что-то другое, или непонятно, для чего он произвел данное действие, возникает проблема намерения при выполнении заповеди. Тот, кто в Рош а-Шана находится в синагоге и встает, когда трубят в шофар, тем самым показывает, что хочет выполнить заповедь. Если прежде чем исполнять заповедь было произнесено благословение, это тоже доказывает, что данное действие было произведено с целью выполнить заповедь, и нет никакой необходимости его повторять[37]. Рав Шмуэль Вознер[38] пишет, что это правило относится только к тому, кто сам произнес благословение.

Комментаторы пишут, что тот, кто специально намеревается не выполнить заповедь, не выполняет ее ни по одному из мнений.

«Биур Алаха»[39] добавляет, что весь вопрос о намерениях относится только к случаю, когда совершающему данное действие было известно, что он может выполнить заповедь. Если же ему это было неизвестно, например, если в праздник Суккот он взял кошерные четыре вида, думая, что праздник Суккот еще не наступил, или что они непригодны для выполнения заповеди, он не выполнил заповедь ни по одному из мнений. И даже если некто съел мацу в праздник Песах, не зная, что именно в это время действует заповедь ее есть, не выполнил заповедь.

Осмысленное произнесение слов

По мнению Рашбо и комментаторов, которые следуют его пониманию, Талмуд приводит спор между мудрецами, какая именно часть «Шма» требует концентрации на смысле слов. Вывод соответствует мнению раби Меира: только первый стих, а именно[40]: «Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – один».

Рамбан[41] считает, что Талмуд вообще не упоминает вопрос об осмыслении слов. По его мнению, везде, где говорится о «намерениях», речь идет только о намерении выполнить заповедь.

«Мишна Брура»[42] пишет, что во всех заповедях, которые выполняют посредством речи, требуется осознанно произносить слова. Но если они были произнесены автоматически и бездумно, заповедь все равно выполнена. Из этого правила есть два исключения – первый стих «Шма» и первое благословение молитвы Шмоне Эсре. При произнесении этих частей молитвы концентрация на смысле слов совершенно необходима.

И отвечать: и можно было даже не говорить [так как это очевидно], что им следует ответить, если они опередили его и поприветствовали его первыми. Руководствуясь строгой логикой, можно было не писать, что разрешается отвечать на приветствие. Ведь если можно приветствовать первым, тем более можно отзываться на приветствие! Тем не менее, мишна нашла необходимым это написать. Талмуд пишет[43], что в мишне используется стандартный прием, который называется «не говоря о том». То есть мишну надо читать следующим образом: «В промежутках между абзацами можно приветствовать из почтения, не говоря о том, что можно отвечать из почтения». Мишна написана в такой форме чтобы создать симметрию между высказываниями раби Меира и раби Йеуды и облегчить запоминание[44].

Раби Йеуда говорит: «В середине абзацев можно приветствовать из страха и отвечать из почтения. Спор между раби Меиром и раби Йеудой относится только к вопросу, в каких случаях можно отвечать. Закон следует мнению раби Йеуды.

В середине абзацев можно приветствовать из страха. Комментарии Тосафот[45] и Рош[46] пишут, что если человека можно приветствовать из почтения или страха перед ним, тем более это относится ко Всевышнему! Следовательно, тот, кто, произнося «Шма», услышал, как произносят Кадиш, Кдушу или Барху, должен прерваться и принять участие в этих молитвах по закону, так же, как и все остальные.

Другие комментаторы считали, что тот, кто уже занят восхвалением Творца, не должен прерываться ради других восхвалений Творца. Поэтому, в данном случае прерывать произнесение «Шма» не следует. Но закон установлен по мнению Тосафот[47]: произнесение «Шма» прерывают везде, кроме первого стиха и слов «благословенно Имя…».

В середине абзацев можно приветствовать из страха. Автор книги «Арбаа Турим»[48] пишет, что там, где разрешено прерываться «в середине абзацев», разрешено прерываться и в середине стихов.

«Бейт Йосеф» комментирует, что весь вопрос о том, где можно прерывать произнесение «Шма» и по какой причине, не относится к первому стиху[49]: «Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – один», и к словам, которые произносят после этого: «Да будет благословлено Имя Славы Царства Его во веки веков». Произнесение этих слов не прерывают ни при каких обстоятельствах, кроме ситуации, когда человеческая жизнь подвергается опасности. Ведь нет ничего важнее, чем принятие бремени Царства Небес. «Шулхан Арух» и «Мишна Брура» приводят[50] этот закон.

«Мишна Брура»[51] пишет, что следует стараться не прерывать тематическую составляющую стиха. Если возникла необходимость прерваться, следует постараться дочитать хотя бы до того места, где стих переходит на другую тему. Но если это сделано не было, то следует продолжать произнесение «Шма» с начала стиха, который был прерван.

Можно приветствовать из страха: речь идет о человеке, которого боятся, так как он может казнить. Рав Овадья следует мнению Раши[52]. Рамбам тоже объясняет мишну подобным образом: можно поприветствовать опасную личность или доносчика.

Но Рабейну Ашер и Рашбо пишут, что это объяснение вызывает удивление: ведь и так известно, что нельзя подвергать жизнь опасности для исполнения заповеди[53]! Следовательно, совершенно очевидно, что, если произносящему «Шма» угрожает опасность, он должен сделать все, чтобы спасти свою жизнь, и мишна не должна нам об этом сообщать.

Поэтому, пишут Рабейну Ашер[54] и Рашбо, мишну следует понимать иначе. Слова «из страха» намекают на стих[55]: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего». То есть, речь идет об одном из родителей. Кроме того, написано[56], что следует испытывать трепет перед мудрецом Торы. Поэтому данная часть мишны относится также к наставнику в изучении Торы или мудрецу Торы. И это отличается от того, что написано в первой части этого высказывания – «приветствовать из почтения» – так как почтение надо оказывать любому человеку, превосходящему произносящего «Шма» в мудрости Торы, а трепет надо испытывать только перед одним из родителей, перед своим учителем или перед великим мудрецом Торы, одним из лидеров поколения. «Бейт Йосеф» пишет, что именно так следует понимать мишну.

Меири пишет, что в действительности слова «из почтения» включают также понятие трепета перед родителями и т. д. Поэтому его объяснение ближе к пониманию Раши и Рамбама. Он пишет, что из страха надо приветствовать потенциально опасного человека даже если нет непосредственной угрозы жизни, а только опасение, что начнется конфликт или возникнет ненависть. Рашаш говорит, что подобным образом следует также понимать слова Раши[57]: можно приветствовать человека, который может убить, даже если этот человек никого не убьет за то, что его не поприветствовали. То есть его можно поприветствовать, просто чтобы не пртить с ним отношения.

Кодекс «Шулхан Арух» следует мнению Рабейну Ашера и пишет[58], что отца или учителя Торы, перед которыми следует испытывать трепет, можно приветствовать, даже находясь в середине абзаца. Тем более это относится к человеку, которого боятся! Причем, даже боязнь потерять имущество является достаточной причиной, чтобы прервать произнесение «Шма»[59].

«Мишна Брура» поясняет, что этот закон относится только к случаю, когда может возникнуть обида или конфликт. Тогда можно произнести приветствие на любом языке[60]. Но если человек, которого можно приветствовать, понимает, что молящийся произносят «Шма», и не обидится на то, что их не поприветствовали, то прерываться нельзя. Он добавляет, что сегодня вообще не принято прерываться во время произнесения «Шма» или любой другой части молитвы ни при каких обстоятельствах[61]. Но тот, кто прервался, может продолжать произнесение «Шма» с того места, в котором прервался, как мы написали выше.

Недостающие и лишние буквы ו и י. в Святом Языке некоторые звуки можно отобразить двумя способами. Звук «и» обозначается огласовкой хирик под אִ или огласовкой хирик и следующей за ней буквой йуд (хирик мале): אִי. Звук «о» обозначается огласовкой холем над אֹ или буквой вав, образующей огласовку холем мале: אוֺ. Звук «у» обозначается огласовкой кубуц под אֻ или буквой вав, образующей огласовку шурук: אוּ. И хотя Тора обычно следует правилам орфографии, которые управляют употреблением этих букв, иногда она отступает от правил, чтобы показать, что в данных словах содержится скрытый смысл. Тот, кто проверяет правильность написания Торы, может прочитать слова по написанию, а не по верному произношению. Например, слово לְטֹטָפֹת (летотафот) можно прочитать как לְטָטֶפֶת (летатефет), чтобы убедиться в отсутствии в нем ненужной буквы вав (как в לטוֺטפוֺת).

Перевод и комментарий – рав Б. Набутовский

  1. Подробное объяснение понятия «Шма» приведено в комментарии к первой мишне первой главы.
  2. Ниже приводится разногласие между комментариями, нужно ли выполнять действие осознанно, или достаточно выполнить его правильно.
  3. Об этих благословениях шла речь в 3-ей и 4-ой мишнах предыдущей главы. В данной мишне мы продолжаем эту тему.
  4. «Шма» произносят утром и вечером. Когда именно наступает время произнесения «Шма», подробно обсуждается в первой главе, мишны 1 и 2.
  5. Слова рава Овадьи подробно объясняются в комментарии ниже.
  6. В следующей мишне.
  7. И пришли к выводу, что до конца четвертого часа дня надо произнести благословения. После этого их произносить не следует.
  8. Талмуд Йерушалми, Брахот, начало второй главы.
  9. Благословения были составлены мужами Великого Собрания, которое было учреждено в период построения Второго Храма.
  10. שנות אליהו כאן
  11. Конечно, изначально необходимо произносить благословения на те заповеди, на которые есть благословения. Тот, кто сознательно выполняет заповедь без благословения, совершает нарушение. Но если по какой-то причине нет никакой возможности произнести благословение, то следует выполнить заповедь без благословения.
  12. Таково мнение большинства комментаторов. Это подробно обсуждается в гл. 1 мишна 3 и 4.
  13. ס’ ס סע’ ב
  14. «Шма» состоит из следующих отрывков: Дварим (6:4-9), Дварим (11:13-21) и Бемидбар (15:37-41).
  15. אורח חיים ס’ סה סע’ א
  16. שם ס״ק ב
  17. מ״ב שם ס״ק ה
  18. В комментарии к 3-ей мишне этой главы.
  19. אורח חיים ס’ סד סע’ א
  20. רא״ה כאן
  21. Он пишет: «Тот, кто читал Тору – отрывки, составляющие “Шма”».
  22. Гл. 9 мишна 5
  23. ס’ סו ס״ק כו
  24. ה’ קריאת שמע פ’ ב ה’ א
  25. חדושי הרשב״א ברכות דף יג ע״ב וע’ משנה ברורה ס’ ס ס״ק ז וס״ק יא
  26. Об этом пойдет речь в 3-ей мишне.
  27. ע״פ שיטה מקובצת כאן וע״ע תלמידי רבינו יונה כאן
  28. ראש השנה פ’ ג סי’ יא
  29. אורח חיים ס’ ס, וס’ תקפט
  30. אורח חיים ס’ ס סע’ ד
  31. ס״ק ג
  32. אורח חיים ס’ רעג משבצות זהב ס״ק ב
  33. Комментарий к Рифу в том же месте в комментарии к трактату Рош а-Шана.
  34. ס’ ס ס״ק ז – יוד, וביאור הלכה שם
  35. ס’ ס ס״ק יוד
  36. Четыре вида, которые Тора заповедовала брать в Суккот: этрог, ветвь финиковой пальмы, иву и мирт.
  37. ביאור הלכה ס’ ס ד״ה וכן הלכה
  38. שבט הלוי ח’ ו ס’ קסט
  39. ס’ ס ד״ה יש אומרים שאין
  40. Дварим 6:4
  41. במלחמת ה’ ראש השנה דף ז ע״ב בדפי הרי״ף
  42. ס’ ס ס״ק ז
  43. Брахот (13б).
  44. Мишна – это часть устной Торы, и в течение многих поколений она передавалась от учителя к ученику устно. Поэтому мудрецы принимали меры, чтобы сделать ее легче для запоминания.
  45. ברכות דף יג ע״ב ד״ה שואל
  46. ברכות פ’ ב ס’ ה
  47. שו״ע אורח חיים ס’ סו סע’ ג
  48. אורח חיים ס’ סו
  49. Дварим (6:4).
  50. ס’ סו סע’ א ומ״ב שם ס״ק יא-יב
  51. שם ס״ק יוד
  52. ברכות דף יג ע״א ד״ה מפני היראה
  53. За исключением запретов на разврат, кровопролитие и идолопоклонство, которые нельзя нарушать даже под страхом смерти. См. также комментарий к гл. 1 мишна 2.
  54. כל אלה המפרשים בחדושיהם על סוגיין כאן
  55. Ваикра (19:3).
  56. במדבר רבה פרשת בהעלותך פרשה טו מדרש תנחומא פרשת בראשית סימן א,
  57. И также слова рава Овадьи, который в данном случае переписал комментарий Раши.
  58. אורח חיים ס’ סו סע’ א
  59. באור הלכה ס’ סו ד״ה או אנס
  60. Интересно, что «Мишна Брура» также пишет, что по закону разрешается приветствовать человека, который произносит «Шма», хотя из-за этого приветствия он будет вынужден прерваться. Но обычай, который сегодня приобрел силу закона – это никого не приветствовать и не отвечать ни на какие приветствия во время молитвы. Сегодня во многих синагогах уже с момента начала строительства ставится условие, по которому вообще нельзя разговаривать в зале синагоги с самого начала общественной молитвы и до самого ее конца. Этот запрет распространяется даже на разговоры, связанные с изучением Торы, исполнением заповедей и удовлетворением нужд общины.Автор комментария «Тосафот Йом Тов» к Мишне пишет, что из-за разговоров во время молитвы, и в особенности во время повторения кантором молитвы Шмоне Эсре, народ Израиля постигли страшные катастрофы. Поэтому очень важно сохранять концентрацию во время молитвы, и уж, конечно, не прерывать ее посторонними разговорами.
  61. Кроме случая, когда есть обязанность отозваться на части общественной молитвы, см. выше.

 


http://www.beerot.ru/?p=25605